Методическая разработка занятия для театральной студии: "Интонация. Учусь красиво говорить."

РЯБЦЕВА Елена Алексеевна

   Работа с интонацией в нашей студии является одним из самых любимых и увлекательных работ: возможность попробовать перевоплотиться за считанные минуты из одного образа в другой только при помощи речи и интонации!

     Моя методическая разработка опирается в первую очередь на возрастные особенности обучающихся: в детском возрасте от 7 до 11 лет очень интересно примерять на себя маски-характеры, маски-"типажи", особенно на втором году обучения, когда уже накоплен опыт работы в образе с осознанным использованием мимики и жестикуляции. 

     Особенно удачным в своей разработке я считаю упражнение "Скажи как..." или  "Сыграю роль..." - в котором дети пытаются интонационно (при помощи мимики и жестов, конечно) воплотить заданный на карточке образ (Президента, волшебника, беззубой старушки, иностранца, военного и т.д.), и тем интереснее получается работа, чем неожиданнее выбор карточки (ребята тянут их "вслепую" - тоже любвый вариант игры на наших занятиях).

    Место занятия в программе: предусмотрено на втором году обучения в разделе «Техника и культура речи. Ритмопластика» (28 часов) в теме «Учусь красиво говорить»: интонация, динамика, темп речи» (12 часов).

Цель занятия: познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация.

Форма проведения занятия: Беседа с элементами игры, применением упражнений.

Форма организации деятельности детей: фронтальная

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка занятия24.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «АРЛЕКИНЫ» НА ТЕМУ  «УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ: ИНТОНАЦИЯ»  

Место занятия в программе: предусмотрено на втором году обучения в разделе «Техника и культура речи. Ритмопластика» (28 часов) в теме «Учусь красиво говорить»: интонация, динамика, темп речи» (12 часов)

Тип занятия: Усвоение новых знаний

Вид занятия: учебное

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель занятия: познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация.

Форма проведения занятия: Беседа с элементами игры, применением упражнений.

Форма организации деятельности детей: фронтальная 

Используемые технологии: игровые технологии, технология «Обучение в сотрудничестве», личностно-ориентированные технологии

Электронные образовательные ресурсы:  

- http://nsportal.ru

- http://ejka.ru 

- http://videoforme.ru

  1. Приветствие. Традиционное приветствие «Жест - Привет!» - каждый ребенок по очереди называет свое имя, сопровождая его любым жестом, все хором повторяют, и так до завершения полукруга.

  1. Разминка. Упражнения на три вида выдыхания (http://nsportal.ru):
  1. Спокойное, плавно звучащее: свистит ветер-с-с-с-с- Шумят деревья- ш-ш-ш- Летит пчела – ж-ж-ж-ж… Пищит комар – з-з-з-з-з-з-з-з…
  2. Волевое, но сдержанное: работает насос – с-с-с-с! Метет метель – ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель – з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!
  3. Эмоциональное в быстром темпе: кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Пилит пила – С! С! Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!

  1.  Беседа «Интонация – что это» (краткий перечень вопросов):

- Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица?

- Как это возможно??

- Можно при помощи голоса можно передать настроение?

(Правильно, нужно изменить интонацию).

Что же такое интонация? Интонация – это манера произношения, отражающая настроение и чувства говорящего, его тон.

4. Тренинг  «Скороговорки» + Упражнение  по карточкам на отработку интонации.

Вспоминаем скороговорку «Купила каракатица кружевное платьице», четко произносим её, с разной скоростью и громкостью. Отрабатываем коллективно и индивидуально. Отработав, начинаем  попробовать произнести  её с разной интонацией (вытягивание карточек, на которых обозначена заданная интонация):

 - вежливо;

 - строго;

 - просяще;

- повелительно;

 - умоляюще;

- весело;

- грустно;

- равнодушно;

- ехидно;

- зло.

5.  Беседа «Виды интонации» 

Какие вы знаете виды интонации? ( повествовательная, вопросительная, восклицательная) 

Чем характерна повествовательная интонация? Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт.

  Что называют вопросительной интонацией? Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Чем отличается восклицательная интонация? Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает говорящего отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций человека.

Основные элементы интонации. (Вспоминаем  элементы интонации, даем им определения, записываем в тетради. Ударение - выделение слога в слове силой голоса.  Пауза – это краткий перерыв в звучании, речи, тембр – это окраска звука, его яркость, теплота и индивидуальность, темп – это скорость движения)

6. Игра на отработку интонации: «СЫГРАЮ РОЛЬ»

 Пробуем, насколько вы владеете своей интонацией. Нужно сказать Я ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ВАС! от таких образов (по указанию преподавателя):  

как робот,

как клоун-скоморох,

как беззубая древняя бабуся,

как президент страны,

как военный рапортует,

как колдунья колдует,

как иностранец с акцентом

7. Вывод. Подвести детей к выводу: «Изменяя интонацию голоса, одну и ту же фразу можно произносить по-разному, придавая ей тем самым характер и настроение, это умения очень важно в актерском мастерстве» . Почему?

8. Рефлексия