Рабочая программа внеурочной деятельности «Петергофская школа Юного исследователя» для 8 - классников на 68 часов

Шибанова Вероника Владимировна

Проектно-исследовательская деятельность как особая форма учебной работы способствует  воспитанию  самостоятельности,  инициативности, ответственности, повышению мотивации и  эффективности учебной деятельности. В ходе реализации  исходного  замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные  стоящей    задаче  средства,  принимать    решения,   в  том   числе   и  в  ситуациях неопределённости.  Они  получат  возможность  развить  способность  к  разработке  нескольких   вариантов    решений,   к  поиску   нестандартных    решений,   поиску   и  осуществлению      наиболее    приемлемого     решения.     С   помощью      проектной  деятельности  может быть существенно снижена школьная тревожность.  

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальной работы, работы с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю:  в учебном кабинете, в пространстве города,  в музеях различного типа, библиотеках, парках; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Для реализации программы в виде нелинейного курса возможно совмещение часов для организации встреч с краеведами, людьми творческих профессий, посещения различных мероприятий (мастер-классов, конкурсов, конференций  различного уровня, экскурсий в музеи и театры нашего города).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_issledovatel_2020-2021.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 411 «Гармония»

с углубленным изучением английского языка

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Разработана и принята

решением Педагогического совета

ГБОУ школы № 411 «Гармония»

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Протокол от __________ № _____

Утверждена

Приказом от _____________ № ____

Директор ГБОУ школы № 411 «Гармония»

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

_________________ И.В. Носаева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Петергофская школа Юного исследователя»

по направлению - общекультурное

для обучающихся 8 классов

(количество часов – 34)

на 2020/2021учебный год

Составители:

Шибанова В.В.,

учитель музыки

Согласовано

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

ГБОУ школы № 411 «Гармония»

Петродворцового района Санкт-Петербурга

______________________ Н.С. Илатовская

«________»______________ ________г.

Санкт-Петербург

2021

1. Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 7 классов основной школы. Современные стандарты образования  требуют развития новых способов педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческих способностей, самостоятельности.

Направленность программы внеурочной деятельности – общекультурная.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно - деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся. Исследовательская и проектная деятельность являются средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

Актуальность курса.

     Проектно-исследовательская деятельность как особая форма учебной работы способствует  воспитанию  самостоятельности,  инициативности, ответственности, повышению мотивации и  эффективности учебной деятельности. В ходе реализации  исходного  замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные  стоящей    задаче  средства,  принимать    решения,   в  том   числе   и  в  ситуациях неопределённости.  Они  получат  возможность  развить  способность  к  разработке  нескольких   вариантов    решений,   к  поиску   нестандартных    решений,   поиску   и  осуществлению      наиболее    приемлемого     решения.     С   помощью      проектной  деятельности  может быть существенно снижена школьная тревожность.  

  Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию адекватной самооценки,  формированию  позитивной  Я -  концепции  (опыт  интересной  работы  и  публичной  демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.  

 Именно  групповые  формы  учебной  деятельности  помогают  формированию  у  обучающихся уважительного  отношения  к  мнению  одноклассников,  воспитывают  в  них  терпимость,  открытость,  тактичность,  готовность  прийти  на  помощь  и  другие  ценные личностные качества.

Цели:  

•        Формирование УУД обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;

- развитие компетентности общения;

•        Овладение обучающимися продуктивно - ориентированной деятельностью при помощи поэтапного освоения:

    - основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

    - методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;

    - технологий анализа инновационного потенциала продукта

•        Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся.

•        Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:  

•        Обучение целеполаганию, планированию, контролю.

•        Овладение приемами работы с неструктурированной информацией, применение различных методов исследования (анкетирование, интервьюирование и т.д. анализ информации, интерпретация);

•        Обучение методам творческого решения проектных задач;

•        Формирование конструктивного отношения к работе;

•        Создание условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.

Принципы организации управления проектно - исследовательской деятельностью:

•        Доступности - освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных способностей

•        Естественности - тема исследования должна быть интересной и актуальной для  ученика

•        Наглядности или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки созерцательного восприятия и экспериментировать.

•        Осмысленности - деятельность учащихся должна ими быть осмыслена.

•        Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.

•        Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Формы и режим занятий

Программа разработана, как нелинейный курс: 1 раз в неделю 34 часа в образовательном учреждении, (16 часов отводится на различные мероприятия, организованные для обучающихся вне образовательного учреждения, в том числе на периоды школьных каникул).

Для реализации программы в виде нелинейного курса возможно совмещение часов для организации встреч с краеведами, людьми творческих профессий, посещения различных мероприятий (мастер-классов, конкурсов, конференций  различного уровня, экскурсий в музеи и театры нашего города).

Программа разработана по модульному принципу. Модули программы являются инвариантными, то есть обязательным для реализации. Вариативность программы заключается в возможности реализовывать модули в произвольной последовательности в зависимости от возможностей и предпочтений учителя (экскурсии, встречи, конференции, конкурсы и др.).

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальной работы, работы с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю:  в учебном кабинете, в пространстве города,  в музеях различного типа, библиотеках, парках; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Группа комплектуется из обучающихся 8-х классов.

Формы проведения занятий – беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс - исследование, коллективные и индивидуальные исследования, выездные музейные занятия, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

 Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в различного уровня олимпиадых,  конкурсах, проектно - исследовательских работ.

Технологии, методики:  

•                уровневая дифференциация;

•                проблемное обучение;

•                моделирующая деятельность;

•                поисковая деятельность;

•                информационно-коммуникационные технологии.

2. Планируемые результаты внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные). Ожидаемые результаты. Система отслеживания и оценивания результатов.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

•         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

•         способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

•         основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
•         чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

•         внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•         выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

•         устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

•         осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

•         учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

•         адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

•         различать способ и результат действия.

Выпускник научится:

•         в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•         проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•         самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

•         осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•         строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

•         проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•         устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•         строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

•         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

•         записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

•         осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•         осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в соответствии с конкретными условиями;

•         осуществлять синтез как составление целого из частей;

•         строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•         адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

•         допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•         формулировать собственное мнение и позицию;

•         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•         задавать вопросы;

• использовать речь для регуляции своего действия;

•         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

3. Содержание курса внеурочной деятельности (с указанием форм ее организации и видов деятельности)

1. Что такое проектно-исследовательская деятельность?        4 часа

Введение в проектную деятельность? Классификация проектов (1 час) Какие бывают проекты.  Что такое исследование. (1 час) Отличие проекта от исследовательской работы (1 час), занятие – практикум –современна, востребована ли идея ? Работа над проектом. Планирование (1 час).

2.  Этапы работы над исследованием        10 часов   (

Основы исследовательской деятельности. Как выбрать тему исследования? (1 час)

Занятие-практикум  - цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость (1 час).  1.Найти проблему - что надо изучать. (2 часа)  

2. Тема — как это назвать.

3. Актуальность — почему эту проблему нужно изучать.

4. Цель исследования — какой результат предполагается получить.

5. Гипотеза — что не очевидно в объекте.

6. Новизна — что нового обнаружено в ходе исследования. (1 час)  

7. Задачи исследования — что делать — теоретически и экспериментально.

8. Литературный обзор — что уже известно по этой проблеме.

9. Методика исследования — как и что исследовали.

10.Результаты исследования — собственные данные.   (1 час)  

11.Выводы - краткие ответы на поставленные задачи. (1 час)  

12.Значимость — как влияют результаты на практику.
Библиотечное занятие «Учимся выбирать дополнительную литературу» (1 час)  Разыскание и изучение литературных, статистических, картографических, мемориальных и прочих материалов и документов, Знакомство с информационными справочниками. (1 час)

Библиотечное занятие - основы библиотечно-библиографической грамотности (источник и историография, оформление ссылок и списка литературы, архивные материалы и периодическая печать, достоверность, объективность и важность источников и историографии) . (1 час)  

3. Оформление исследовательской работы        4  часа

Требования и правила оформления текстов исследовательских работ  (1 час)  

Занятие-практикум «Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации». Необходим поиск книг, журнальных и газетных статей, интернет источников. (1 час)  

Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план) (1 час)  

Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации. (1час)  

4. Индивидуальные консультации ( в течение года)  10 часов Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование. Проверка и уточнение фактов: критика, уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; проверка на практике. Подготовка к  публичному выступлению на конкурсе, конференции, олимпиаде.

5. Представление результатов проектно – исследовательской работы  6 часов

  • Структура содержания исследовательской работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников). ( 1 час)
  • Правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения). ( 1 час)
  • Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты). ( 1час)
  • Культура выступления и ведения дискуссии. Коммуникативные тренинги. Подготовка и оформление презентации и доклада. ( 1 час)

4. Учебно-тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы), календарно-тематическое планирование.

Учебно-тематическое планирование

№ раздела/ темы

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

4

3

1

2

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАНИЕМ

10

4

6

3

ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

4

3

1

4

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ( в течении года)

10

5

5

5

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРОЕКТНО –  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

6

2

4

Всего

34

17

17

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема  занятия

Форма проведения занятия

Дата  проведения

план

факт

1

Введение в проектную деятельность?

беседа

2

Классификация проектов

занятие-практикум

3

Что такое исследование

беседа, дискуссии

4

Работа над проектом. Планирование.

занятие-практикум

5

Как выбрать тему исследования,  проекта? 

занятие-практикум

6

Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость).

занятие-практикум

7

Учимся выбирать дополнительную литературу  

.Знакомство с информационными справочниками

библиотечное занятие

8

Индивидуальные консультации  по выбранной тематике.

консультация

9

Индивидуальные консультации  по выбранной тематике.

консультация

10

Основы библиотечно-библиографической грамотности (источник и историография, оформление ссылок и списка литературы, архивные материалы и периодическая печать, достоверность, объективность и важность источников и историографии). (работа в библиотеке)

беседа, урок-презентация

11

Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации).

занятие-практикум

12

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

занятие-практикум

13

Индивидуальные консультации  по выбранной тематике.

консультация

14

Индивидуальные консультации  по выбранной тематике.

консультация

15

Структура содержания исследовательской работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников).

занятие-практикум

16

Правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения).

занятие-практикум

17

Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план)

занятие-практикум

18

Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты).

занятие-практикум

21

Культура выступления и ведения дискуссии.

занятие-тренинг

22

Коммуникативный тренинг.

занятие-тренинг

23

Подготовка и оформление презентации и доклада

консультация

24

Подготовка и оформление презентации и доклада. (Индивидуальные консультации)

консультация

25

Подготовка и оформление презентации и доклада.

ИКТ-презентация

26

Индивидуальные консультации  

консультация

27

Индивидуальные консультации  

консультация

28

Структура содержания работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников).

занятие-практикум

29

Правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения).

занятие-практикум

30

Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты).

занятие-практикум

31

Культура выступления и ведения дискуссии. Коммуникативные тренинги. Подготовка и оформление презентации и доклада.

занятие-практикум

32

Тренировочная защита проекта/исследования

занятие-практикум

33

Индивидуальные консультации  

консультация

34

Индивидуальные консультации  

консультация

ИТОГО

34

5. Перечень учебно-методических средств обучения

Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах

1. Литература для учителя

1.        Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин. – 9-е изд. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009

2.        Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

3.        Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

4.        Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

5.        Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.        

6.        Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

7.         Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

8.        В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

9.          Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

10.          Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

Электронные ресурсы:

1.        Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

 2.        Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

3.        Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

1. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвеще-ние, 1991.

3. Жигулев Л. А., Лукичева Е. Ю., Степанова Г. Н. Направления проектирования работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности. // Л. А. Жигулев, Е. Ю. Лукичева, Г. Н. Степанова: методические рекомендации. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 80 с.

4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

5. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.

8. Степанова Г. Н., Лукичева Е. Ю. Воспитательный и развивающий потенциал предметов физико-математического цикла: монография/ Г. Н. Степанова, Е. Ю. Лукичева. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 104 с. – (Научные школы академии)

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы

1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2. Федеральный портал РЭШ

3. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru