Рабочая программа внеурочной деятельности «Петергофская школа юного исследователя. Волшебный мир искусства»

Шибанова Вероника Владимировна

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций, развитие эстетической культуры, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству.Программа разработана, как нелинейный курс: 1 раз в неделю по 1 часу в образовательном учреждении, 34 часа отводится на различные мероприятия, как в ОУ, так и организованные для обучающихся вне образовательного учреждения, в том числе на периоды школьных каникул (68 часов год).

Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью:

  • участие в олимпиадах и конкурсах;
  • выполнение творческих работ;
  • организации проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей защитой полученных результатов.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание, желание проявлять себя в конкурсном и олимпиадном движении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_issledovatel._volshebnyy_mir_iskusstva_2022-2023.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

№ 411 «Гармония» углубленным изучением английского языка

Петродворцового района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

решением Педагогического совета

ГБОУ школы № 411 «Гармония»

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Протокол от __________ № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 411 «Гармония»

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

_________________ И.В. Носаева

Приказ от _____________ № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Петергофская школа юного исследователя. Волшебный мир искусства»

по направлению - общекультурное

для обучающихся 8,9,10 классов

(количество часов – 68)

на 2022/2023 учебный год

Автор-составитель:

Шибанова Вероника Владимировна,

учитель искусства и проектной деятельности

 высшей категории

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

ГБОУ школы № 411 «Гармония»

Петродворцового района Санкт-Петербурга

______________________ ФИО

«________»______________ ________г.

Санкт-Петербург

2022

1. Пояснительная записка

Данная программа разработана для обучающихся 8 и 9 классов классов основной школы. Современные стандарты образования  требуют развития новых способов педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческих способностей, самостоятельности.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций, развитие эстетической культуры, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству. Таким образом, базовыми компетенциями в области «Искусство» являются эмоциональная и эстетическая компетенции. В стандартах второго поколения, на основе которого создана программа интегрированного курса «Искусства», под компетенцией понимается общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это «знание в действии», способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Теоретико-методологичекой основой программы является современные концепции в области:

  • эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И.Киященко, Л.Н. Столпович, Б.А. Эренгросс и др.); культурологи (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.);
  • психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик- Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн и др.);
  • развивающего обучения ( В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.);
  • художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М .Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов и др.);
  •  интеграции (психолого-педагогическая концепция основ интеграции, разработанная Ю.А. Самариным; теория интегративно-тематического подхода к уроку Г.Ф. Федорца; интеграционный подход в обучении (Ю.М. Колягин), рассматривающий интеграцию как цель и средство обучения).

Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  • культурная        адаптация        школьников        в        современном        информационном
  • пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;
  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  • воспитание художественного вкуса;
  • приобретение        культурно-познавательной,        коммуникативной        и        социально-эстетической компетентности;
  • формирование учений и навыков художественного самообразования.

Критерии оценки:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью:

  • участие в олимпиадах и конкурсах;
  • творческих работ;
  • организации проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей защитой полученных результатов.

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир искусства» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству; примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Программа разработана, как нелинейный курс: 1 раз в неделю по 1 часу в образовательном учреждении, 34 часа отводится на различные мероприятия, организованные для обучающихся вне образовательного учреждения, в том числе на периоды школьных каникул (68 часов год).

Для реализации программы в виде нелинейного курса возможно совмещение часов для организации встреч с людьми творческих профессий, посещения различных мероприятий (мастер-классов, конкурсов, конференций  различного уровня, экскурсий в музеи и театры нашего города).

Программа разработана по модульному принципу. Модули программы являются инвариантными, то есть обязательным для реализации. Вариативность программы заключается в возможности реализовывать модули в произвольной последовательности в зависимости от возможностей и предпочтений учителя (экскурсии, встречи, конференции, конкурсы и др.).

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальной работы, работы с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, парках; проектная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, викторин и т.д.

Формы проведения занятий – беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс - исследование, коллективные и индивидуальные исследования, выездные музейные занятия, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

 Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в различного уровня олимпиадах, конкурсах, проектно - исследовательских работ.

Технологии, методики:  

•                уровневая дифференциация;

•                проблемное обучение;

•                моделирующая деятельность;

•                поисковая деятельность;

•                информационно-коммуникационные технологии.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

        с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
  • знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
  • различать изученные виды и жанры искусств;
  • описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
  • классифицировать изученные объекты и явления культуры;
  • структурировать        изученный        материал        и        информацию,        полученную        из        различных источников.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;
  • формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;
  • представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;
  • осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства;
  • уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)

в сфере эстетической деятельности:

  • эстетическое восприятие, способность воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства;

        видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности, умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить языком изобразительных форм;

  • создавать условные изображения, символы, понимать особенности разных видов искусства)
  • развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
  • определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла; реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

в сфере коммуникативной деятельности:

  • культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств;
  • диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современности.

в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.

2. Планируемые результаты внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные). Ожидаемые результаты. Система отслеживания и оценивания результатов.

Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование. Проверка и уточнение фактов: критика, уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; проверка на практике. Подготовка к  публичному выступлению на конкурсе, конференции, олимпиаде.

2.        Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей ( по выбору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал

Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство

Декоративно-прикладное искусство.

 Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина).

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.).

Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К.Петров-Водкин, Г. Климпт, Х. Бидструп и др.).

Автопортреты А.Дюрера, Х. Рембранта, В. Ван Гога.

Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).

Изображения быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.).

Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Экранные искусства и театр

Кинофильмы        А.        Тарковского        «Андрей        рублев»,        С.Эйзенштейны        «Александр        Невский, Г.Александрова «Цирк», «Веселые ребята».

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.

Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство

Натюрморты (П. Класс, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др).

Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы барокко и классицизма и др.).

Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.).

Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаика и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, К. Малевич, Б. Неменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка

Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свтридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.).

Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).

Экранные искусства, театр

Кинофильмы А.Захри «Высота», Г.Чухрая «Высота», Н. Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», Э. Рязанова «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или С легким паром!» и др.

Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

 Примерный художественный материал

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство

Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О.Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.).

Живопись (Ж.Л. Давид, У. Тернер, К.Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Портреты (Ф. Рокотов, Б.Кустодиев, художники-символисты).

Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Экранные искусства, театр

Кинофильмы Г. Козинцева «Гамлет», «Король Лир», А. Тарковского «Солярис», С. Бондарчука «Судьба человека», «Война и мир», Ю. Норштейна «Ёжик в тумане», М. Формана «Амадей», «Пролетая над гнездом кукушки».

Экранизации опер и балетов (по выбору учителя).

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт- терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Изобразительное искусство

Монументальная скульптура Древней Греции, произведения Микеланджело, О. Родена, памятники Саласпилса (Латвия) и др.

 Живопись П. Корина, Рафаэля, А. Венецианова, К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, И. Левитана, М. Нестерова, В. Тропинина, О. Кипренского; скульптуры С. Коненкова; рисунки А. Пушкина; фотографии музыкантов-исполнителей, художников, артистов и т.п.

Картины И.Левитана, М.Нестерова и др. Сказочные образы (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр

«Золушка» (сказка Ш. Перро, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева)

Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р.Быкова и др. (по выбору учителя).

Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.

Искусство Великой Отечественной войны (живопись А.Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.).

Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаика, граффити).

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство

«Купание красного коня» К. Петров-Водкин, «Большевик» Б.Кустодиев, «Рождение новой планеты» К. Юон, «Черный квадрат» К. Малевич, «Герника» П. Пикассо, Произведения Р. Делоне, У. Боччони, д. Балла, Д. Северини и др.

 Живопись символистов (У. Блейк, К. Фридрих и др.).

Экранные искусства, театр

Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» Х. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессонна, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция.  Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Изобразительное искусство

Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Афинский Акрополь, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.); монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальоне и др.); предметы мебели и посуды.

Экранные виды искусства, театр

Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна, «Обыкновенное чудо» (пьеса Е.Шварца, фильм М.Захарова, музыка Г.Гладкова, мюзикл И.Поповски), мультфильм «Адажио» Г.Бардина и др. (по выбору учителя).

Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гиббсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).

4. Календарно-тематическое планирование

         п.

Тема занятия

Формы проведения занятия

Дата

План

факт

Тема 1  Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека.

беседа

Тема 2 Художественный образ–стиль - язык

занятие-практикум

Тема 3 Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

беседа, дискуссии

Тема 4 Искусство рассказывает о красоте Земли.

занятие-практикум

Тема 5 Пейзаж в живописи, музыке, литературе. Зримая музыка

занятие-практикум

Тема 6 Человек в зеркале искусства: жанр портрета

занятие-практикум

Тема 7 Портреты наших великих соотечественников

библиотечное занятие

Тема 8 Как начиналась галерея

консультация

Тема 9 Исторический портрет. Александр Невский.

консультация

Тема 10 Музыкальный портрет. Портрет композитора в литературе и кино

беседа, урок-презентация

Тема 11 Музыкальный портрет. Портрет композитора в литературе и кино

занятие-практикум

Тема 12 Мир в зеркале искусства.Роль искусства в сближении народов.

занятие-практикум

Тема 13  Искусство художественного перевода – искусство общения.

консультация

Тема 14 Искусство – проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве.

консультация

Тема 15 Искусство– проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве.

занятие-практикум

Тема 16 Знаки и символы искусства.

занятие-практикум

Тема 17 Знаки и символы искусства.

занятие-практикум

Тема 18 Художественные послания предков. Разговор с современником.

занятие-практикум

Тема 19 Художественные послания предков. Разговор с современником.

занятие-тренинг

Тема 20 Символы в жизни и искусстве.

занятие-тренинг

Тема 21 Звучащий цвет и зримый звук

консультация

Тема 22 Музыкально-поэтическая символика огня.

консультация

Тема 23 Что такое красота.

ИКТ-презентация

Тема 24 Что такое красота.

консультация

Тема 25 Откровенье вечной красоты

консультация

Тема 26 Застывшая музыка

занятие-практикум

Тема 27 Застывшая музыка

занятие-практикум

Тема 28 Есть ли у красоты свои законы.Изо

занятие-практикум

Тема 29 Есть ли у красоты свои законы.Архитектура

занятие-практикум

Тема 30 Есть ли у красоты свои законы.Музыка

занятие-практикум

Тема 31 Всегда ли люди понимали красоту.

консультация

Тема 32 Великий дар творчества: радость и красота созидания.

консультация

Тема 33 Как соотносятся красота и польза.

беседа

Тема 34 Как соотносятся красота и польза.

занятие-практикум

Тема 35 Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

беседа, дискуссии

Тема 36 Поэтизация обыденности. Красота и польза.

занятие-практикум

Тема 37 Преобразующая сила искусства

занятие-практикум

Тема 38 Арт- терапевтическое воздействие искусства.

занятие-практикум

Тема 39 Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

библиотечное занятие

Тема 40 Героический пафос в монументальной скульптуре.

консультация

Тема 41 Героический пафос в монументальной скульптуре.

консультация

Тема 42 Героические образы в музыкальных произведениях.

беседа, урок-презентация

Тема 43 Образы природы, Родины в русской прозе, поэзии.

занятие-практикум

Тема 44 Образы природы, Родины в живописи

занятие-практикум

Тема 45 Поэтизация образа матери.

консультация

Тема 46 Мультфильмы – образ матери в разных странах

консультация

Тема 47 Проектная деятельность.

занятие-практикум

Тема 48 Проектная деятельность.

занятие-практикум

Тема 49 Лирические образы в вокальной  и инструментальной музыке.

занятие-практикум

Тема 50 Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.

занятие-практикум

Тема 51 Песенное творчество современных авторов

занятие-тренинг

Тема 52 Песенное творчество современных авторов

занятие-тренинг

Тема 53 Синтез искусств в создании художественных образов.

консультация

Тема 54 Синтез искусств в создании художественных образов.

консультация

Тема 55 Идеал человека в искусстве. Воспитание души

ИКТ-презентация

Тема 56 Идеал человека в искусстве. Воспитание души

консультация

Тема 57 Искусство и власть.Выражение общественных идей в художественных образах.

консультация

Тема 58 Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительс тво).

занятие-практикум

Тема 59 Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

занятие-практикум

Тема 60 Какие  знания дает искусство

занятие-практикум

Тема 61 Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение
общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

занятие-практикум

Тема 62 Специфика изображений в полиграфии.

занятие-практикум

Тема 63 Декоративно – прикладное искусство.

занятие-практикум

Тема 64 Изображение в фотографии и живописи. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

занятие-практикум

Тема 65 Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.

занятие-практикум

Тема 66 Кино композиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

занятие-практикум

Тема 67   Музыка в театре и кино

консультация

Тема 68  Обобщение. Реклама итогового проекта

консультация

5. Перечень учебно-методических средств обучения

Занятия организованы в классе с возможностью выхода в Internet для более эффективного взаимодействия и использования офисных приложений для работы при помощи Программно-аппаратного образовательного комплекса с рельсовой системой.

1. Литература для учителя

1.        Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин. – 9-е изд. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009

2.        Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

3.        Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

4.        Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

5.        Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.        

6.        Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

7.         Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

8.        В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

9.          Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

10.          Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

Электронные ресурсы:

1.        Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

 2.        Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

3.        Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

1. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвеще-ние, 1991.

3. Жигулев Л. А., Лукичева Е. Ю., Степанова Г. Н. Направления проектирования работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности. // Л. А. Жигулев, Е. Ю. Лукичева, Г. Н. Степанова: методические рекомендации. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 80 с.

4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

5. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.

8. Степанова Г. Н., Лукичева Е. Ю. Воспитательный и развивающий потенциал предметов физико-математического цикла: монография/ Г. Н. Степанова, Е. Ю. Лукичева. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 104 с. – (Научные школы академии)

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы

1. Федеральный портал «Культура РФ» https://www.culture.ru/

2. Проект, посвященный истории культуры Arzamas.academy https://arzamas.academy/courses?kind=audio_materials&category=arts

3. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru