Организация деятельности ЦВР "Поиск" для развития поликультурных отношений в детской и подростковой среде

Родионова Елена Евгеньевна

Описание деятельности Центра "Поиск" в рамках деле развития поликультурных отношений среди детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация деятельности ЦВР «Поиск» г.о. Самара для развития поликультурных отношений в детской и подростковой среде»

Родионова Елена Евгеньевна (charli007@bk.ru)

муниципальное бюджетное учреждение «Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара (МБУ ДО ЦВР «Поиск»г.о. Самара

Процесс формирования образовательной среды в Центре «Поиск» для развития поликультурных отношений в детской и подростковой среде происходит с конца 90-х годов,  когда начала реализовываться муниципальная программа межнационального общения «Самарская горница». С тех пор  в учреждении созданы условия для развития личности, готовой к самоопределению и социализации. В концепции развития и воспитания духовно-нравственного личности гражданина России выделена его главная черта- это открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Значит, важным в педагогическом процессе центра, стало сохранение и изучение языков народов, населяющих наш многонациональный край, погружение в культурные традиции каждого этноса, т.е., направляющим явилась создание системы поликультурного воспитания и образования.

«Текст тезисов доклада»

Для организации деятельности в рамках обозначенного направления центром была разработана муниципальная программа «Самарская горница». С тех пор фонд методических материалов пополнялся и в 2014-2015 уч.годубыл разработан долгосрочный воспитательный проект «Мы на Воге живем дружно!», затем в 2015-2016 уч.г. - проект «Казахский язык- путь к профессии»,ставшие победителями на областном конкурсе долгосрочных воспитательных проектов особой социальной значимости. Объединяет эти проекты то, что каждый из них направлен на формирование поликультурной толерантной личности детей и подростков,на укрепление социокультурных полиэтнических отношений в поликультурной среде  Самарского  региона.

За истекшие года центр «Поиск» приобрел богатый опыт работы с этнообъединениями, школами, с национальным уклоном, с учреждениями дополнительного образования, заинтересованными в работе по распространению знаний о национальных культурах народов, населяющих Самарский край.

Центр «Поиск», учреждение открытое, готовое к сотрудничеству, имеющее высокопрофессиональный стабильный педагогический коллектив, заинтересованный в использовании новых педагогических технологий в своей практике. В результате, у нас четыре образцовых коллектива, среди которых

 Научно-творческий коллектив «Горница». Этот коллектив работает на базе  паспортизированного музея «Горница», целью которого является обеспечение в условиях этнографического музея стабильного формирования социальной активной, творческой личности, являющейся носителем исторической этнографической памяти. Одной из форм достижения поставленной цели является изучение «локальной истории» Самарского региона – её полиэтнический, мультикультурный раздел. Как сделать, чтобы культура различных народов стала интересной частью образовательной деятельности учащихся.Для этого в образовательном пространстве музея «Горница» осваивается опыт толерантного поведения, созданы условия для изучения национальной культуры народов Поволжья, приобретаются навыки исследовательской и научной работы. Обучающиеся ощущают профессиональную педагогическую поддержку в вопросах предпрофессиональной деятельности и социальной жизни. Продолжение изучения «Исторического краеведения» в условиях дополнительного образования стало важным средством повышения уровня и качества знаний, способствующего формированию у обучающихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма, любви к Отечеству.

Но не только в условиях музея ведется большая исследовательская работа. Проектной деятельность охвачен весь ученический коллектив и среди вопросов, интересующих наших учащихся стоят темы из области многонациональной культуры народов нашего края. Свои темы ребята защищают на городской научно-практической конференции «Толерантность и возрождение духовности в подростковой и молодежнойсреде».

Занимаясь темой толерантности с учащимися, педагогические работники видели широкие возможности с реализации своих педагогических находок в этом вопросе.

Благодаря тесному сотрудничеству с региональной общественной организацией «Офицеры России» в ЦВР «Поиск» состоялись уже две региональные педагогическиеконференции, по окончании которой серьезное жюри, во главе сзаведующей кафедрой воспитательных технологий СИПКРО О.А. Смагиной, провело Круглый стол по затронутым вопросам. Результатом конференций явились сборники материалов, с которыми и в можете ознакомиться.

Тесные партнерские отношения, способствуют формированию  у учащихся центра не только информированности в различных областях науки и культуры, но и развитию человека коммуникабельного, толерантного, с современным типом мышления, ответственного за принятие своих решений. Социальное партнерство влияет  и на личность педагога. Это  не только компетентный в своей образовательной области специалист, но и человека деятельный, способный к решению задач, поставленных перед ним обществом и государством.

Партнерские отношения центра «Поиск» выстроены как по горизонтали, так и по вертикали.

Центр взаимодействует на различных уровнях: районном, муниципальном, областном, региональном и российском. Особенность продуктивных взаимоотношений является то, что каждое из партнерских учреждений выступает с различными функциями. Учреждения дополнительного образования и Центр «Поиск»является участниками предложенных центром как центром, так и другими образовательными учреждениями мероприятий – конференции, мастер-классы,  семинары, конкурсы, социальные акции, концерты.

        Администрация внутригородского Октябрьского района г.о. Самара, наш верный союзник в проведении интересных дел, направленных на  укрепление связей между поколениями,на повышение социальной активности обучающихся  в центре ребят.

        Региональные общественные организации центр грузинской культуры«Мамули» и национальная культурная автономия казахов «Ак жол» наши давние союзники в решении задач поликультурного воспитания, в распространении мультикультурных знаний, основанных на принципах добрых взаимоотношений, уважения и взаимопонимания традиций своего народа и его места в формировании российской идентичности в ученической среде.

И тогда наблюдается, что в праздниках казахской и грузинской культуры принимают участие ребята и педагоги центра. Только при соблюдении  и желании построения общей концепции развития и укрепления связей между народами, возможен положительный результат. Сегодня  детские объединения этих национальных центров стали нашими учащимися. А организации «Мамули» и «Ак жол» - наши постоянные социальные партнеры.

Центр «Поиск» тесно сотрудничает с этнообъединениями, со школами, реализующими национальный компонент. И направляет эту работу наш партнер «Дом дружбы народов».  Партнерские отношения у нас давние и интересные. Наши творческие коллективы являются участниками конкурсов и праздников  национальной культуры, вершиной которой является День единения культур народов Поволжья, проводимый в этногороде Волгарь. Творческие коллективы  центра совместно с Домом дружбы народов участвуют в праздничных мероприятиях на площади им. Куйбышева в День России.Хочется отметить, что представители Дома дружбы народов являются  нашими партнерами в проведении летней профильной смены межнационального общения «Шире круг», где выступают в роли членов жюри творческих конкурсов, консультантамив проведении Дня мастеров.

Интересными партнерами в деле распространения мультикультурных знаний в лагере является и Музей им. Петра Алабина, представители которого  привозит археологические и исторические выставки, устраивают соревнования во время проведения игровых исторических национальных площадок.

 СОсобо хочется отметить  широкое взаимодействие центра с региональной общественной организацией «Офицеры России». Мы сотрудничаем уже несколько лет. Среди наших общих дел:

Конкурстворчества учащихся и педагогов «Волжская рапсодия», посвященный 430-летию города Самара; конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», Конкурс народной песни «Истоки», конкурс чтецов «Воинам России посвящается…» и конечно, конференция «Толерантность и возрождение духовности в подростковой и молодежной сред. Целью этих мероприятий является не только  развитие способности к духовному и нравственному самосовершенствованию, творческой деятельности эстетического характера;поиск и поддержка юных талантливых авторов, предоставление им возможности творческого общения. Главным является развитие российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, родному краю  и  Родине;

Ежегодно, в Д/К им. Ф.Э. Дзержинского, в торжественной и праздничной обстановке, проходит большое мероприятие «Юность. Мастерство. Талант», на котором подводятся итоги совместной деятельности ЦВР «Поиск» и Региональной общественной организации «Офицеры России»за год. В нем участвуют творческие коллективы города области, занявшие призовые места в конкурсных мероприятиях. Приветствуют их генералы и полковники службы, герои России, ведь лозунг организации «Офицеры России» «Мы живем в великой стране, имя которой Россия!» который всех объединяет в делах, направленных на развитие и укрепление мирных взаимоотношений  среди народов нашей страны. А все начинается с детства. И это хорошо понимают все партнеры центра, выступающие в едином деле становления поликультурной дружественной личности.Ф

В результате установленных и реализуемых партнерских отношений Центр:

  • направляет свои  ресурсы на социальное партнерство для развития образовательной сферы;
  • накапливает и передает жизненный опыт, направленный на взращивание в сообществе традиций и практик гражданской активности, благотворительности, добровольности;
  • создал условия, обеспечивающие взаимосвязь между дополнительным образованием и практическим действием.

Учащиеся центра в процессе партнерских действий:

  • выстраивают гармоничные отношения с окружающим миром; адаптируются к условиям современного общества;
  • устанавливают дружеские взаимоотношения с различными группами участников проектных мероприятий на основе реализации поставленных целей;
  • развивают личностные компетенции; становятся конкурентоспособными в современном обществе (СМ. Приложение №9).

Педагогические работники, участники партнерских отношений:

  • готовы организовывать социально-педагогическую работу в рамках своей программы;
  • совершенствуют свое педагогическое мастерство;
  • достигают высоких результатов как у обучающихся, так и личных;
  • готовы к участию в проектной деятельности, направленной на социализацию обучающихся;
  • умеют конструировать педагогическую деятельность, позволяющую влиять на развитие компетенций обучающегося (выбор форм, методов, средств обучения);
  • рефлексирует свою педагогическую деятельность, вносит коррективы  в зависимости от поставленных целей и задач.


Литература