Значение фольклорного материала для работы хореографа.

мишустин виктор викторович

С чего начинать работу с фольклорным материалом, в хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_folklornogo_materiala_dlya_raboty_horeografa.odt8.51 КБ

Предварительный просмотр:


Значение фольклорного материала для работы в хореографическом        коллективе.

         Народное творчество вечно живой и неиссякаемый источник, поэтому и привлекает хореографов.

Пожалуй, ни в одном другом виде народного искусства так ярко, так непредсказуемо не раскрывается душа народа, его быт нравы, обычаи как в танце.

          Яркие образы сценических хореографических композиций созданы корифеями  народной     хореографии Н.Надеждиной, И.Моисеевым на основе изучения быта, традиций нашего народа,  всё   то ,чем жил человек, что его окружало, воссоздавалось в танце.

           Народный танец своеобразная летопись жизни народа. Радость, горе, мечты  и  разочарования отразились в нём. Человек выражает в танце свои чувства и мысли, раскрывает душу, свое    отношение к жизни, к труду, окружающей природы. В таких произведениях, как «Королева  полей»,    «Ленок»и других, отражены трудовые процессы. В таких танцах всегда присущи задор и юмор, высмеиваются   лентяи, зазнайки и всегда побеждает справедливость.

           Народный танец каждого народа  имеет свои особенности, свойственные только ему. Например, русский народный танец имеет свои общие черты , свойственные русскому танцу вообще , но вместе с тем, ему присущи и яркие областные особенности. Они обусловлены бытом,  обычаями,    климатом,

географическим положением.

           Танец соединяет наиболее любимые народом виды искусства пляску, музыку, прикладное искусство, выраженное в ярких национальных костюмах и музыкальных инструментах.

            Трудно представить танец без музыки и песни ,а нередко и ритм танца является основой для создания музыкального сопровождения танцевальной постановки.

             Танцевальный фольклор тесно связан с другими видами народного творчества, частушками, плясками с  припевками. Национальный костюм, созданный народными мастерами, придает танцу особенную выразительность.

Он помогает ощутить эпоху танца.

               Одним из главных вопросов на который призван ответить хореограф, работая с фольклорным первоисточником,  -это вопрос, каково содержание произведения, поскольку форма танца обусловлена содержанием.

               При сочинении на основе фольклорного материала  нового танца надо уловить в первоисточнике  и отразить в своей работе эмоциональность, темперамент, образный   строй     народного танца.

                В образах танцевального фольклора раскрывается душа народа, его  характер.   Один из способов работы   балетмейстера  с  фольклорно этнографическим материалом основан на соединении танца с другими видами искусства или народного творчества.

Балетный театр, например, за свою вековую историю, активно привлекая  в союзники  литературу, скульптуру, живопись, получал великолепные результаты: обогащалось содержание, появлялись новые темы, расширялся репертуар. Мастера народного сценического танца в своем искусстве меньше использовали другие виды искусства. Может, только в последние десятилетия, как в профессиональном, так и в самодеятельном творчестве, стали появляться такие хореографические произведения, в основу которых легло народное творчество: кружево, вышивка, ткачество, игрушка и т.д. Но большинство сценических танцев на основе народного творчества, к сожалению, носит чисто внешнее сходство, которое достигается костюмом, музыкой и … названием. Например, вятская игрушка, вологодские кружева.

       Балетмейстер, работая над фольклорным танцем должен учитывать при его сценической обработке построение по законам драматургии, то  есть , чтобы произведение имело завязку ступени перед кульминацией и развязку.

         Необходимо искать не просто движения и   рисунок  танца, движения и рисунок, раскрывающие мысль, заложенную в темпе танца. Это должно быть выражающие определенное содержание выразительные «слова».

          Большую работу по сбору и  сценической обработке фольклорного материала проводят профессиональные и самодеятельные народные хоры, ансамбли песни и танца,  бережно сохраняя фольклорное наследие.

фольклорное наследие.