Формирование творческого облика Рахманинова в контексте стилевых течений "серебряного века"

Елена Владимировна Лукина

Методическое сообщение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rahmaninov_10.docx119.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                       Муниципальное бюджетное  учреждение

 дополнительного образования

«Детская школа искусств  №18»

0007-006-Sergej-Vasilevich-Rakhmaninov-1873-1943

Методическое сообщение

Формирование творческого облика Рахманинова

в контексте стилевых течений «серебряного века»

Автор: Лукина Елена Владимировна

                                                       г. Шенкурск  

                                                             2023

Формирование творческого облика Рахманинова

                                в контексте стилевых течений «серебряного века»

Формирование и развитие творчества Сергея Васильевича Рахманинова происходило в тесном взаимодействии с русской культурой рубежа веков.

         Рахманинов – типичная фигура русского «серебряного века» – периода, когда вопросы исторической судьбы и исторического предназначения Родины приобретали особую значимость, воспринимались художественным сознанием в свете непреходящего значения всего отечественного культурно-исторического наследия.

Искусство Рахманинова было рождено той наэлектризованной, эмоционально накаленной атмосферой, в которой чуткий художник отмечал приближение эпохи «неслыханных перемен и невиданных мятежей». Его творчество запечатлело одну из характерных черт музыкальной культуры рубежа веков – усиление лирико-психологических мотивов, пышное цветение позднего романтизма. Особая интенсивность творческих исканий, эта, по выражению Б.Асафьева, «эмоционально повышенная температура» находит самое непосредственное выражение в одухотворенной, неподдельно искренней, мелодически щедрой музыке Рахманинова.

         Неотъемлемым свойством творческой натуры Рахманинова было острое чувство  современности,  ощущение  необходимости   перемен, предчувствие надвигающихся бурь и потрясений. Всё это привнесло в его музыку высокий накал эмоций, остроту контрастов, патетический тон высказывания, драматизацию образного строя.  Имя Рахманинова стоит в первом ряду классиков русской музыки. Характеристику Рахманинова, человека и творца, можно выразить кратким определением: он был глубоко русским  и  в жизни, и  в музыке. Художник – патриот, Рахманинов, опираясь на истоки народной национальной культуры, отразил в своих сочинениях и богатую выразительным, но сдержанным чувством русскую народную песню, и обильную сокровищницу древних обиходных напевов, и, своеобразную, многоликую красоту колокольных звонов.

Рубеж веков – период чрезвычайно интересный и сложный, он характеризуется как переходный историко-культурный период, которому присущ изменчивый нестабильный характер самой «культурной ауры». Потому анализ музыкально – стилевых процессов на рубеже XIX-XX веков требует широкого культурно – исторического контекста: невозможно анализировать музыкальные явления этой эпохи, не учитывая воздействия на них философии и поэтики символизма, концепции синтеза искусств, экспериментов авангардной живописи. Высокая интенсивность художественной жизни и огромный размах творческих исканий были связаны с атмосферой социальной напряженности, кризисными чертами переломной эпохи, ощущениями тревоги и тотальной неустойчивости, предгрозовыми ожиданиями «неслыханных перемен и невиданных мятежей».

Это была эпоха, когда, по выражению А. Блока, «нежнейшие стремления души поэта переполняются бурей и тревогой». Эта эпоха в русском искусстве определяется метафорой «серебряный век». Это образное определение подразумевает отход от реалистической ориентации предшествующих периодов и является совокупностью многих идейных и стилевых тенденций: религиозной философии, символизма, модернизма, авангарда. Общественный подъём в России конца XIX начала XX веков, глубоко повлиял на развитие русской художественной  традиции XIX века. С другой стороны, весьма характерным явлением культуры  «серебряного века» стало формирование нового художественного мышления, отрицание традиционных художественных принципов и утверждение новых эстетических ценностей, появление различных модернистских течений в искусстве.

На рубеже веков большие изменения произошли в музыкальном искусстве. Еще продолжали жить традиции классической музыки XIX века, но именно в это время заметно усиливается влияние идей модернизма. В творчестве многих композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций. Социальная проблематика все более уступает место вниманию к внутреннему миру человека, к более общим философско-этическим  и психологическим проблемам личности. В это время проявляется конфликт между лирическим началом и мощным волевым порывом в содержательном аспекте музыкального искусства. Этот фактор во многом определил своеобразие музыки ХХ столетия.

Центрами  музыкальной жизни России начала XX века по-прежнему оставались Мариинский театр – в  Петербурге и Большой – в Москве. На их сцене пели корифеи русской вокальной школы: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, И. В. Ершов, Н. Н. Фигнер и другие. Большую известность получила московская Частная опера С. И. Мамонтова, а затем -  театр С. И. Зимина.

О развитии музыкального образования в России свидетельствует открытие новых консерваторий в Саратове, Киеве, Одессе наряду с уже действующими в Москве и Петербурге. Появились и новые формы музыкального образования: в 1906 году в Москве открылась народная консерватория, а в 1907 году – Дом песни, задачей которого была пропаганда музыкального искусства путем организации лекций, концертов и вечеров.

Высокого рассвета достигла инструментальная музыка. Необычайно выросло исполнительское искусство. Наблюдалось сближение музыки с поэзией, живописью. Так, романс приобретает характер «стихотворения с музыкой», а стихотворения символистов пронизываются духом музыки. Предпринимаются первые попытки соединить музыку и цвет (цветомузыка А. Скрябина), музыку и живопись (творчество М. Чюрлёниса).

Начало XX века было ознаменовано расцветом творчества многих выдающихся композиторов. Основным хранителем творческих принципов «могучей кучки» выступал Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908). Именно в эти годы были созданы его известные оперы: «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и другие. Традиции русской классической музыки последовательно развивались в творчестве замечательного композитора – ученика Римского-Корсакова - А. К. Глазунова (1865 – 1936). Художественной самобытностью, новаторством, глубоким философским содержанием отличается творчество А. Н. Скрябина (1872-1915). Он один из первых русских композиторов проложил дорогу от классической музыки XIX века к музыкальному языку XX века. На творчество Скрябина заметное влияние оказала поэзия символизма.

В обстановке  сложных, нередко противоречивых исканий, острой напряженной борьбы направлений, ломки привычных форм художественного сознания, характеризовавшей развитие музыкального искусства в первой половине XX века, Рахманинов оставался верен великим классическим традициям русской музыки    от Глинки до Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова и их ближайших, непосредственных учеников и последователей Танеева, Глазунова. Но он не ограничивался ролью хранителя этих традиций, а активно, творчески воспринимал их, утверждая их живую, неисчерпаемую силу, способность к дальнейшему развитию и обогащению. Чуткий, впечатлительный художник, Рахманинов, несмотря на свою приверженность заветам классиков, не был глух к зовам современности. В его отношении  к новым стилистическим тенденциям XX века присутствовал момент  не только противостояния, но и известного взаимодействия.

Сложная картина художественных направлений, множество различных стилевых тенденций в музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков во многом объясняются параллельной творческой деятельностью нескольких поколений композиторов. Во-первых, продолжается творческий путь старейшин русской музыкальной классики: Римского – Корсакова, Балакирева, Стасова. В период творческой зрелости, вступает следующее поколение композиторов – Танеев, Глазунов, Лядов. Все большее внимание приковывает «московская триада» композиторов: Скрябин, Рахманинов, Метнер (1880-1951). Наконец, в начале 1910-х г. ярко заявляет о себе совсем молодое поколение – будущие классики XX в.: Прокофьев, Мясковский, Стравинский, возглавившие новаторские искания в музыке XX  века. Их творчество вызывало ожесточенные споры. Приверженцы традиции видели в них ростки нового, противники, наоборот, считали их проявлением модернистских заблуждений, грозивших подорвать основы музыкального искусства.

Конец XIX - начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии!

Идеалы «русской европейскости», ориентирующие развитие русского общества  по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно – технического прогресса – телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. «Второе дыхание» приобрела история, в которой заблистали имена В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Н. А. Рожкова, и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н. А. Бердяеву назвать эпоху «религиозно – культурным ренессансом». Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев – Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, Д. С. Мережсковским, С. Н.Трубецким, И. А. Ильиным, П. А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов.

Конец XIX – начало XX столетия сегодня называют «серебряным веком». Это название принадлежит Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых эпох». Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенностью «обыденной серостью» и жаждали новых миров.

                   «Россия - молодая страна, и культура ее - синтетическая культура. Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте. Как неразлучимы в России живопись, музыка проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга - философия, религия, общественность, даже - политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры», - подчеркивал А.А. Блок  (14, с. 380).

Действительно, на первый взгляд художественная культура «серебряного века» полна загадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому анализу. Кажется, будто на грандиозном историческом полотне переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм, «мирискусничество» и «Новая школа церковного пения…» Контрастных, порой художественных взаимоисключающих направлений в те годы  было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры. Творцы искусства, которых сегодня относят к «серебряному веку», незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. «Солнце наивного реализма закатилось», - вынес свой приговор А.А. Блок. (14, с. 420).

Уходили в прошлое историко-реалистический роман, жизнеподобная опера, жанровая живопись. В новом искусстве мир художественного вымысла словно разошелся с миром повседневной жизни. Порой творчество совпадало с религиозным самосознанием, давало простор фантазии и мистике, свободному парению воображения. Новое искусство, прихотливое, загадочное и противоречивое, жаждало то философской глубины, то мистических откровений, то познания необъятной Вселенной и тайн творчества. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, метафизическая и декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный модерн.

Характерной особенностью стилистики серебряного века является сочетание эпичности с лирикой, монументальности с утонченностью. Тон здесь задавала симфоническая и балетная музыка начала века, с её сложнейшим развитием тем, гармонией в дисгармонии, изломанностью и утонченностью. Изысканность русской речи в литературе серебряного века (музыкальность, ассонансы, аллитерации, анафоры, звуковые «накаты» одних слов на другие, словотворчество) аналогична  изысканности и импрессионистичности пейзажей И.И.Левитана -  предтечи художников серебряного века и живописцев собственно серебряного века К.А.Коровина, И.Э.Грабаря, К.Ф.Юона, А.П.Остроумовой-Лебедевой, с музыкой И.Стравинского, режиссёрскими  исканиями  В.Мейерхольда.

Взлет романтизма в русском искусстве совпал с наступлением «серебряного века», когда романтическое мироощущение становится своего рода антитезой новомодным авангардным устремлениям. 

Мир музыкального романтизма «серебряного века» необычайно разнообразен. Тонким романтическим композитором был А.К. Лядов (1855-1914). Как многие русские интеллигенты, он презрительно относился к мещанскому благополучию и обывательщине. Подобно Левитану или Нестерову, Лядов отстаивал идеалы «вечной красоты», умел находить бесценные крупицы гармонии в хаосе безумных человеческих страстей. Произведения Лядова миниатюрны, их стиль удивительно обаятелен. Композитор полон внимания к «деталям» человеческих чувств и настроений.  Творческий подъем испытал Лядов в последнее десятилетие своей жизни. В начале XX века он сближается с новым поколением русских живописцев, увлекается идеями «Мира искусства». Высочайшая требовательность к себе и изысканный вкус проявились в трех симфонических миниатюрах - «Баба Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро».

Лирические образы преобладают и в творчестве А. С. Аренского (1861-1906). Подобно Лядову, он не искал в искусстве драматических коллизий или философской глубины. Его музыка наполнена задушевными камерными настроениями и переживаниями. Наиболее популярным сочинением Аренского стала «Фантазия на темы Рябинина» для фортепьяно с оркестром.

Развитие позднего романтизма в русской музыке идет в сторону символизма. В конце XIX в. заявили о себе поэты-символисты «первой волны» - З.Н.Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, Н.М. Минский. Им на смену пришли поэты - «младосимволисты» - А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, композитор А.Н. Скрябин. Символизм в России вбирал два потока – «старших символистов» (И. Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Н.Минский, Ф.Сологуб (Ф.Тетерников) и «младосимволистов»  (А.Белый (Б.Бугаев), А.Блок, В.Иванов, С.Соловьев, Эллис (Л.Кобылинский). К символистам были близки М.Волошин, М.Кузмин, А.Добролюбов, И.Коневской. «Стихотворение Соловьева «Милый друг» воспринималось как девиз «младосимволистов», как свод их идеалистических настроений: «Милый друг, иль ты не видишь, что все видимое нами - только отблеск, только тени от незримого очами?»

Влияние символизма испытывали многие музыканты рубежа веков: А.Скрябин, С.Рахманинов, А.Лядов, С.Танеев, В.Ребиков, М.Гнесин, С.Василенко и др. Типично было увлечение поэзией символистов, сюжетами М.Метерлинка, О.Уайльда, Э.По, А.Бёклина. И хотя в музыке символизм не было определяющим стилем (за исключением творчества Скрябина), его  влияние оказалось не только в текстах и сюжетах, но и в самом музыкальном языке. Стремление говорить намеками, зашифрованность и недоговоренность мысли, тяга к тайне, туманность и неуловимость образов, утонченность и изысканность высказывания рождали особого рода музыкальную речь.

В начале XX в. темп смены художественных течений все ускорялся. Родился поэтический акмеизм (Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова), музыкальный неоклассицизм (С.И. Танеев, Н.К. Метнер, позднее И.Ф. Стравинский), поэтический футуризм (А.Е. Крученых, В. Хлебников, В.В. Маяковский), кубофутуризм, абстракционизм и примитивизм в изобразительном искусстве (П.П. Кончаловский, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, В.В. Кандинский, К.С. Малевич). И одновременно явилось новое направление в церковной музыке – «школа Синодального училища», вдохнувшая жизнь в произведения древнерусского певческого творчества. «Второе дыхание» обрел и поэтичнейший русский романтизм, расцветший в лирической поэзии, в музыке С.В. Рахманинова, в живописи М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

Изменился «социальный статус» искусства. Кажется, никогда ранее российские художники не создавали такого количества объединений по интересам. В столицах - Петербурге и Москве сложилась особая художественная среда - элита, взгляды которой влияли на общественную жизнь и вкусы. Серьезные кружки объединяли многих выдающихся деятелей культуры. Например, в «Религиозно-философском обществе» тон задавали Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Д.В. Философов. Под крылом «Мира искусства» собрались талантливые художники, музыканты, хореографы, составившие немеркнущую славу русского искусства.

Объединяющим началом новых художественных течений «серебряного века» можно считать сверхпроблемы, которые одновременно были выдвинуты в разных видах искусств. Глобальность и сложность этих проблем и сегодня поражает воображение. При всей «космической» общезначимости и европейской ориентированности многих новых течений (символизма, неоклассицизма, футуризма и др.), в них с особой глубиной начинает разрабатываться «русская тема», символика самобытной национальной красоты. Звучат древнерусские песнопения в музыке Рахманинова, Гречанинова, Кастальского, Черепнина. Сияют красавицы-купчихи на полотнах Кустодиева. Радуют глаз лубочные образы картин Лентулова. Летят скифские колесницы в поэзии Соловьева, Брюсова, Блока, в музыке Прокофьева. Торжественно пляшет неугомонный Петрушка в балетах Стравинского. В красках и звуках преображается вечно живая русская сказка: «Алёнушка» Васнецова, «Леший» Врубеля, «Баба-Яга» и «Кикимора» Лядова...

Органично впитав традиции русской музыкальной классики, её московской (Чайковский, Танеев) и петербургской ветви (кучкисты, Глазунов, Лядов), Рахманинов с первых же своих сочинений предстал отнюдь не подражателем, не робким учеником своих музыкальных «отцов», но художником крупным и самобытным, на равных правах со своими предшественниками и старшими современниками.

Глубоко индивидуальный эмоционально-приподнятый мир музыки Рахманинова рожден исконно русскими духовными традициями, органической связью с русской природой и образом Родины. Рахманинову принадлежит одно из самых выдающихся мест в русской музыкальной  культуре начала XX века, как гениальному композитору, величайшему пианисту своего времени и замечательному, глубоко вдумчивому и волевому дирижеру, властно подчинявшему своей воле исполнителей и аудиторию.

                                                   

                                                Список литературы

  1. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка. Конец XIX– начало XX века / А.Д.Алексеев. -  М.: Наука, 1969.
  2. Асафьев Б.В.  С.В.Рахманинов / Б.В.Асафьев // Асафьев Б.В. Избранные труды. Том П. – М.: Изд. АН СССР, 1954. – С. 289 – 311.
  3. Арановский М.Г. Этюды-картины Рахманинова / М.Г.Арановский. -  М.: Музгиз, 1963.
  4. Брянцева В.Н. Фортепианные пьесы Рахманинова / В.Н.Брянцева.  - М., 1966.
  5. Воспоминания о Рахманинове / Сост., ред., пред., ком. и указ. З.Апетян. В 2-х томах.- Изд. 5-е, доп. - М.: Музыка, 1988 .
  6. Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка ХХ века. Очерки / Л.Е.Гаккель. - 2-е изд.  -  Л.: Сов. композитор, 1990. – 286 с., нот.
  7.  История русской музыки в десяти томах. Том 10 А: 1890-1917-е годы. -  М.: Музыка, 1997. – 542 с., нот.
  8. Кандинский А.И. Симфонизм Рахманинова и его поэма “Колокола” / А.И.Кандинский // Сов. музыка. -  1973. - № 6. – С.88 – 98; № 7. – С. 86 - 98.
  9.  Келдыш Ю.В.  Рахманинов и его время / Ю.В. Келдыш. -  М.: Музыка, 1973. –474с.
  10.  Левая Т.Н. Сергей Рахманинов в зеркале отечественной музыкальной публицистики / Т.Н.Левая // Музыкальная академия. – 2003. - № 3. – С. 167-171.
  11. Отечественная культура в конце XIX - начале XX веков // Аронов А. А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX- начало XX века. Уч. пособие. - М.: ООО «фирма МХК», 2000.
  12. Пайман А. История русского символизма / А.Пайман. – М.: Республика, 2000.
  13.  Понизовкин Ю. Рахманинов – пианист, интерпретатор собственных произведений / Ю.Понизовкин. – М.: Музыка, 1965. – 26 с., нот.
  14.  Рапацкая Л. А. Русская художественная  культура: Учебн. пособие / Л. А. Рапацкая. -  М. : ВЛАДОС, 1998. – 608 с.
  15.  Рахманинов Сергей Васильевич. Литературное наследие: В 3-х томах / Сост.-ред., коммент., указ. З.А.Апетян. -  М.: Сов.композитор, 1978, 1980.                         
  16. Рубцова В.В. [Рахманинов] в контексте «серебряного века» / В.В.Рубцова // Музыкальная академия. – 2003. - № 3. – С. 175-178.
  17.  Русская музыка и ХХ век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века / Ред.-сост. М.Арановский. - М.: Гос. институт искусствознания, 1997. – 874 с.