«Роль слова на уроке фортепиано»

Наседкина Надежда Ивановна

Очень важная задача для педагога – найти именно то слово, то объяснение, которое быстрее всего достигнет цели. Он должен обладать богатым запасом слов, развитым воображением, тонким чутьем, способностью проявлять гибкость в выборе нужных формулировок, рекомендаций.

Сравнение с поэтическими образами, юмор духовно обогатят, помогут развитию образного мышления обучающегося и  быстро дойдут до его сознания, чем реплики: «Здесь тише, здесь громче, здесь замедление, точнее ритм - считай и так далее».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_slova_na_uroke_fortepiano-.doc398 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ  ШКОЛА  ИСКУССТВ

Черемисиновского  района   Курской  области»

_____________________________________________________________________________

306440  Курская  область, Черемисиновский  район, п.Черемисиново, ул. Кооперативная -2,

Тел. 2-17-04  ,  электронный  адрес: korzunov50@mail.ru

Методический доклад

«Роль  слова  на  уроке  «Фортепиано»»

                                       Преподаватель                                                                                                                                                                               ОБОУ  ДО

                                                                                            «Черемисиновская ДШИ» Наседкина  Надежда Ивановна

п. Черемисиново

 

Цель: 

– разбудить и усилить собственную

мысль учащегося, его эмоциональное

 восприятие музыки;

- педагог должен просто и доступно

дополнить представления о художественно

 – образном содержании произведения.

- Мастерство речи  так же необходимо

 музыканту – педагогу, как  умение играть.

Задачи

- Каждое слово, произнесенное на уроке,

должно быть, «функционально»,

 т.е. способствовать  решению совершенно

 определенной творческой, технической

  или воспитательной задачи.

- Очень важная задача – найти именно

то слово, то объяснение, которое быстрее

всего достигнет цели.

«Музыка начинается там, где кончаются слова».   Эти крылатые слова Николаева Л.В.   знают  все.

   Действительно, словами не выразишь музыки, но тот, кто ярко её чувствует, всегда найдет и словесные выражения чувству. Это один из путей к выразительности исполнения.

  На любом этапе обучения музыке словесные пояснения имеют основную цель – разбудить и углубить собственную мысль учащегося, его эмоциональное восприятие музыки, дополнить представления о художественно – образном содержании произведения. Удачное сравнение, привлеченный художественный образ  как бы «освещают» характер сочинения, его детали.

Слово – бесценный помощник педагога в формировании профессиональных качеств учащегося, его личности. Мастерство речи  так же необходимо музыканту – педагогу, как  умение играть. Замечательному педагогу и исполнителю Софроницкому В.В. принадлежат слова: «Надо стараться говорить так, как я стараюсь играть».

Педагогу – музыканту  необходимо ясно представлять, для чего на уроке звучит слово. Каждое слово, произнесенное на уроке, должно быть , так сказать, «функционально», т.е. способствовать  решению совершенно определенной творческой, технической  или воспитательной задачи. Слово должно быть действенным: произнесенное, оно дает реальный результат сейчас и идет в «копилку» профессиональных знаний обучающегося.

Очень важная задача для педагога – найти именно то слово, то объяснение, которое быстрее всего достигнет цели. Он должен обладать богатым запасом слов, развитым воображением, тонким чутьем, способностью проявлять гибкость в выборе нужных формулировок, рекомендаций.

Сравнение с поэтическими образами, юмор духовно обогатят, помогут развитию образного мышления обучающегося и  быстро дойдут до его сознания, чем реплики: «Здесь тише, здесь громче, здесь замедление, точнее ритм - считай и так далее».

  Не будет преувеличением сказать, что опыт выдающихся педагогов - это неисчерпаемая сокровищница, откуда  педагог – музыкант может  получить драгоценные  образцы мастерского владения словом.

Вот некоторые примеры блестящего воплощения в слово: знаний, мыслей, чувств, Вот некоторые примеры

Взаимоотношения автора и исполнителя. В. Софроницкий

Играть нужно как бы при зажженных, сверкающих люстрах, а не при тусклом свете горящей в полнакала лампочки…».

                                                                                 Д. Благой

«Исполнитель должен сначала осознать свои обязанности перед автором, а потом уже права по отношению к нему»

Голубовская Н.И.

 «Молодой пианист не должен носиться со своей индивидуальностью, как с писаной торбой».

Л. Николаев

«Мы,  исполнители, в лучшем случае - таланты, а композиторы  - классики – гении!».

Л. Николаев

«Не похлопывать композитора по плечу!».

Л. Николаев

«Плохих исполнителей больше, чем плохих произведений».

Л. Николаев

«Лучше ли ваши намерения, чем замысел автора?».

Л. Николаев

«Идеальное исполнение – мысль комозитора, прочувствованная до того, что стала достоянием исполнителя».

А. Рубинштейн

Музыкальная речь, музыкальная мысль, исполнительская

«Музыкальные знаки препинания» - цезуры, т.е. дыхание.

Н. Любомудрова

«Спойте эту мелодию, и вы увидите, как надо дышать, т.е. поднять руку».

А Рубинштейн

«Кульминация лишь тогда хороша, когда она является последней волной, девятым валом, подготовленным всем предшествующим развитием».

К. Игумнов

«Надо любить бас, надо испытывать потребность в басе, без него сухо и скучно».

Н. Голубовская

Педаль – жизненная влага фортепианного звучания, его дыхание, его душа».

Н. Голубовская

«Паузы подобны туннелям, по которым проходит поезд… он стал невидимым до тех пор, пока не вынырнет  с другой стороны…но…движение не останавливается – мотор продолжает работать».

Д. Благой

«Сосредоточенность -  первая  буква  в алфавите успеха».

И. Гофман

«Интуиция не подводит только гениев, и полагаться на неё мы – простые смертные – не имеем права».

Л. Николаев

«Работать – это прежде всего искать и находить».

Г. Нейгауз

«При игре на фортепиано дело не столько в постанове рук, сколько в постановке головы».

Г. Коган

«В искусстве необходимы не просто мысли, а осердеченные мысли».

К. Станиславский

«Музыка жива мыслью».

А. Скрябин

«Воспроизведение – это второе творение».

А Рубинштейн

«Линейки эти – словно прутья сетки, заточившей «птицу – музыку», и каждое новое исполнение словно призвано открыть дверцу и выпустить её летать и петь на свободе».

Д. Благой

«Можно играть точно и неверно, но неточно и хорошо играть нельзя».

А. Гольденвейзер

«…ты имеешь счастье играть хорошую музыку. Обращайся к слушателю мысленно: «Какая чудесная музыка»,  - а не так: «Как я хорошо играю, правда?»

Голубовская Н.И.

«Выходить начинает только тогда, когда играешь с удовольствием».

В. Софроницкий

Играть  «надо  так, чтобы каждый палец прямо-таки с физическим наслаждением входил в клавишу…как будто вы испытываете сильную жажду и вам, наконец, налили стакан прекрасного лимонада! Только тогда будет польза».

В. Софроницкий

Слуховые представления, художественный образ.

«Единственно правильный, но, к сожалению, часто забываемый путь исполнительского процесса: от музыкального представления и переживания к его воплощению на рояле».

В. Софроницкий

«…достигнуть успехов в работе над художественным образом можно лишь непрерывно  развивая ученика  музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, и пианистически…».

                                                                                                 Г. Нейгауз

«Освоение любой пианистической трудности должно всегда начинаться с осознания конечной цели, с внутреннего слухового представления, звукового образа».

Л. Николаев

«Все технические приемы рождаются из поисков того или иного звукового  образа. От уха к движению, а не наоборот».

К. Игумнов

О звуке, динамике. Н. Голубовская

«Страстно – не значит  громко. Если рядом в комнате больной, можно объясниться в любви страстно, но тихим голосом, дело, ведь, в интонации и ритме».

                                                                                            Н. Голубовская «Сильная доля по одному своему положению является сильной, как директор».

                                                                                                В. Софроницкий

«Когда рояль бьют, он кричит».

Сафонов В.И.

О слабых долях: «Не обижай слабеньких».

В. Софроницкий

«Динамика – не украшение, а явление сил, скрытых в музыке».

Н. Голубовская

О ритме, темпе.

Перефразируя Библию, Фон  Беолов сказал: «Вначале был ритм».

Н.Голубовская о возможности различной образной трактовки ритма: он может быть повелительным и покорным, величавым и робким, мрачным и жизнерадостным, скорбным и ласковым, ораторским, убеждающим, стихийным, упругим, разнежено-гибким, налетным и  т. д. и т.п. (хочется добавить: и неумолимым!).

«Ритм – душа музыки, самое человеческое в ней».

И. Левин

«Почтение четвертям!»

Н. Голубовская

«Медленная игра несомненно служит фундаментом для быстрой, но быстрая  игра не есть результат игры медленной».

И. Гофман

«Каждое отклонение в дальнейшем уравновешивается».

С. Фейнберг

Педагогические принципы.

«Уча – учись!»  С. Савинский

«Я воспитываю, а не помогаю получать пятёрки. Надо сначала любить музыку, стараться её изучать, а потом уже думать о себе»

Н. Голубовская

Образные сравнения, афоризмы.

«Нельзя безнаказанно слушать только плохую музыку. Грубо говоря, педагог глупеет».

С. Савинский

«Случается, что ученик в течение многих часов домашней работы беспощадно поливает себя «мертвой водой», тщетно надеясь, что она сама превратится в «живую», но бывает так, что «омертвение»  наступает от чрезмерного  самополивания «живой водой»».

Л. Николаев

«Музыка началась с пения».

Н. Голубовская

«Уши – нежный инструмент».

Н. Голубовская

Клиберне О.В.: «…настоящее великое искусство – это так: раскаленная кипящая лава, а сверху семь броней! Так вот, эмоциональный накал  у него замечательный, но  броней еще штук пять не хватает».

В. Софроницкий

Николаева У.Л. : «жужжащие» хроматизмы, «пугающие» трели в басу.

О «Юмореске»  Шумана: «В этом месте должна быть ужасная щекотка. Пальцы до смерти щекочут рояль».

В. Софроницкий

Юмор.

«Играть очень легко, надо лишь вовремя взять верную ноту».

Бах И.С.

О возможности бездарного композитора написать хорошую оперу: «Сомневаюсь, чтобы конском каштане мог вырасти апельсин».

Г. Малер

Ученик играет с большим увлечением, но неточно: «Черновик с переживаниями».

Н. Голубовская

Сыграно громко и лихо: «Да, неглиже с отвагой».

Л. Николаев

Сумбурно исполнен кульминационный эпизод в «Баркаролле» Шопена: «Гондола выплыла в открытое море и там разразилась буря!».

Л. Николаев

О чрезмерно свободном исполнении Баха: «Ты напоминаешь мне одного учителя – иностранца, который открыл новый способ декламации басни Крылова «Квартет»:

♪   ♪   ♪   ♪    ♪  ♪│♫    ♫  

  Проказница мартышка, эзель, козель да

Л. Николаев

Что говорю на уроках я.

Все искусства родились из потребности человека в самовыражении.

Художник  в рисунке, красках воплощает зрительный образ, а музыкант в звуках  - слуховой.

Звук – вот тот материал, с которым работает музыкант. Ищи  нужный  звук.

У неопытного музыканта трудности бывают чаще мнимые. Чем реальные.

Нотные знаки – символы звуков, выражающих, в свою очередь, мысли и чувства композитора. Чудо, что через века и годы они доходят до нас, и мы можем их понять и пережить.

Нет  эталонов силы звука и темпов.

Красивый звук – звук целесообразный.

О звучании  полифонии: каждый голос поёт своё, но в  любое мгновение они сочетаются, образуя гармонические созвучия (горизонтальное и вертикальное слышание).

Внимание должно доходить  до кончиков пальцев. Надо слышать (ощущать), что они делают.

При разучивании пальцы должны как бы  разведывать путь, познавать очертания музыкального рисунка.

Руки , пальцы- посредники между мыслью (чувством) и инструментом. Они воплощают замысел.

Побуждай себя играть в быстром темпе. Не  дождешься, чтобы руки сами  заиграли быстро.

Как сыграть? Композитор  всегда  посылает  нам  сигналы.

Образные сравнения ( пояснения).

Нисс.  Постлюдия.

Вступление: ползущие  полутоны в 3-х нижних голосах.

«Колышущийся» звук в верхнем голосе. Ощущение  застылости, оцепенения. Мелодия  хрупкая, нежная, как бы колыбельная на фоне «растревоженных»  созвучий.  Они «похрипывают».

Заключительный раздел: этот аккорд должен быть  «выстрадан».

Бетховен. Соната №1, главная партия: «У тебя нет нетерпения. Ты – прелестная девочка, а будь, как  мальчик – шалун. Ведь здесь рубленая фраза, восходящее, стремительное движение, скоро наступающая кульминация».

Черни  - Гермер. Этюд 42, т.1.Затакт – стаккато.  «Как  бы пощупала ногой ступеньку в темноте, а потом стала прочно.  Или как бы проверяя дно в незнакомом месте».

Кулау. Сонатина С–dur.  Ученица играет бесцветно, грузно. «Здесь мелодия как бы скачущая. Это  - как девочка в ярком платьице с бантом на отлетающей косичке. Тема – р, а потом – f – распахнула дверь, а там  сияющий день, солнце в лицо. Больше детскости, простодушия».

Щедрин. Юмореска.

Это как бы ярмарочное представление . Механические фигурки с проявлением человеческих чувств».

Бах И.С. Прелюдия и Фуга g-moll. В теме прелюдии «выскакивает» соль2 . «Этот звук не имеет никакого динамического преимущества, только высотное».

О Фуге: «Смена ощущений, как переход из одной освещенной зоны в другую, с иным освещением».

Бах И.С. Маленькая прелюдия c-moll, т 2, № 2.Конец первого раздела. Синкопа ля «прорастает» сквозь тактовую черту, с 3-й доли  в 1-ю.

Почему здесь нарушается инерция равномерного, гибкого звучания? Потому что приближается кульминация. Она дается нелегко, как бы «рывками», и  синкопы – это остановки  перед новым  «рывком». Здесь четвертные  ноты переместились в верхний голос, именно для этого  - изобразить «восхождение» к кульминации.

Мошковский. Этюд  g-moll.

«Левая рука должна двигаться с точностью маятника».

О синкопах (Нужны цезуры, а не получаются): будто развернул конфетку, облизнулся, а потом в рот положил. Надо как бы «облизнуться» перед синкопой.

Поочередная игра левой и правой рукой триолей. Руки перекрещиваются. «Подгребай пальцами клавиши, как грабли сухую листву».

Хачатурян. Токката. «1-й палец должен повиснуть, как плавник акулы; находиться там, где работаешь; удар более нервный».

Поиск движений.

Неподвижное запястье левой руки в коротких арпеджио:

Отражай движения правой;

Всплескивай запястьем;

Играй синхронно с правой;

Движение запястья к 3-ему звуку;

Движение кисти не только по горизонтали, но и по вертикали – ради короткого 1-го пальца;

Рисуй спираль;

Выстраивай октавы;

Слушай последние октавы;

Кружи руку.

Подтекстовки.

Циполи. Сарабанда.

Трель:    

                                        «Прилетели лебеди  снова».

Беренс . Этюд.

                                        «Приходите к нам»

Кулау. Сонатина С- dur.

                                         «Приходи, я тебя дождусь»

Советы по звукоизвлечению.

У тебя с инструментом антагонизм, а должно быть доброе согласие.

Доверяй рукам!

Лакомься музыкой!

Играй вкусно!

Палец должен нетерпеливо ждать своей клавиши!

Поглаживай клавиши.

Прощупывай клавиши.

Перебирай клавиши, как бусинки на нитке.

Не надо нищенства! Играй щедро!

Приляг грудью (громкий аккорд).

Откинься, слушай со стороны.

Попадание должно быть снайперским!

Рази клавишу!

Вскрикни!  (об акценте).

Трель бормочет (и  хроматизмы).

Не ударь, а коснись.

Не ударь, а нажми.

Ударь звонко, как пощечину!

Распластай  кисть, мягко прикрой  ладонью (кантилена).

Рассыпь горсть звуков.

Все происходит под ладонью (игра собранной кистью).

Размывай грани тактов (rubato, кантилена).

Слушай вперед!

Можно и шепотом сказать «нет!» или «ненавижу!» (sf  на тихом звучании).

Немного улыбки.

Учащимся из Азии, со своеобразным ритмическим чутьем: «У тебя в ритме звучит  татаро-монгольское нашествие». Учащемуся О.Ю.: «Отвлекись от того, что играет горячо любимый тобой О.Ю., а послушай  как звучит Этюд композитора  Дворжака».

В статье «Властитель дум» Н. Перельман пишет о замечательном пианисте и педагоге, своём учителе  Николаеве Л.В.:  «…мы были свидетелями таких ослепительных вспышек ласкового педагогического остроумия… . Мысль учителя была так ясна, знания столь обширны, культура речи так высока, что самые сложные понятия, обычно облекаемые в тяжелые кольчуги  слов, фраз и терминов, выражались простейшим и изящнейшим образом.  До чего это было хорошо.

Используемая литература:

Профессиональные сайты  интернет – ресурсов.