Презентация " Здоровьесберегающие технологии на уроках общего фортепиано в ДМШ и ДШИ"

Материал может быть использован в качестве дополнительного пособия при педагогических чтениях, семинарах, заседаниях отделов по вопросам здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое сообщение преподавателя Купавинской ДМШ Корнеевой Светланы Юрьевны

Слайд 2

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем мире. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Проблема здоровья детей встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу.

Слайд 3

Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, а частые пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях.

Слайд 4

Какие задачи мы ставим перед собой? систематизировать имеющийся опыт по введению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс; способствовать повышению грамотности преподавателей в этом вопросе; определить критерии урока со здоровьесберегающей установкой; показать практические пути для введения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс ; подтвердить положительное влияние здоровьесберегающих технологий на формирование психического здоровья учащихся. Исходя из вышеизложенного, можно сказать , что серьезное изучение затронутой проблемы является актуальным и продиктовано современными тенденциями в состоянии здоровья нации. Все это требует от нас новых подходов в образовании и воспитании детей, основанных на принципах здоровьесбережения.

Слайд 6

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. К здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, без которых невозможно достичь эффективности обучения. Это дает возможность учителю решать проблемы обучения успешнее, а учащимся облегчает напряженность учебного процесса. Тем самым создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных факторов.

Слайд 7

«Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования. -проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие; сияющие черно-белые клавиши инструмента - это установка на деятельность; достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения. Педагог должен чувствовать, когда ребенок устал, так как у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления.

Слайд 8

Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Преподаватели , сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.

Слайд 9

Что дает ребенку обучение в музыкальном классе с точки зрения здоровьесбережения? О плюсах и минусах музыкальных занятий можно говорить бесконечно. Главный аргумент против - дополнительная нагрузка на ребенка и родителей . Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот: - У ребенка совершенствуется физическое развитие - развивается чувство ритма и музыкальный слух, - тренируется мелкая моторика и координация движений, -вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. - общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.

Слайд 10

Поскольку основой любого образовательного процесса является урок, то и его влияние на здоровье учащихся является наиболее важной частью в этой сфере. Большинство критериев, о которых говорит традиционная методика, касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Однако почти каждый из этих элементов связан с проблемой сохранения здоровья учащихся.

Слайд 11

Гигиенические условия в классе должны соответствовать санитарным нормам. Следует поддерживать чистоту, определенную температуру и свежесть воздуха, уровень освещенности и т.п. Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств во многом зависят от соблюдения этих условий. Рациональная организация урока -использование активных форм и методов обучения: динамические паузы, расслабление под музыку и включение игровых моментов на уроках, гимнастику для глаз, проведение интегрированных уроков.

Слайд 12

Число видов учебной деятельности является важной составной частью урока. К ним относятся следующие виды учебной работы: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Нормой считается использование 4–7 видов работы за урок, но не менее трех. Однообразие урока способствует утомлению школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости.

Слайд 13

Нормой продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если на уроке по специальности занимает работа по нотам занимает 20-30 минут, то это приведет к снижению уровня восприятия материала учеником. Необходимо чередовать различные виды слуховой, двигательной и творческой деятельности - где игра простейших мелодий, разбор нового материала, повторением уже выученных пьес, которые ученик знает наизусть, сочинением или подбором знакомых мелодий и т. д.

Слайд 14

Работоспособность у детей связана с биоритмами и имеет два основных пика. Первый подъем приходится на 9-11 часов, второй – на 16-18 часов. Неодинакова умственная способность учащихся и в разные дни учебной недели. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что после выходных в понедельник не следует проводить академических концертов, зачетов и экзаменов. Учебная нагрузка в течение недели должна быть распределена таким образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду. Контрольные прослушивания и академические концерты лучше проводить в середине учебной недели.

Слайд 15

Методы свободного выбора (беседа, выбор приемов исполнения, свобода творчества и т.д.); Активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, ученик как исследователь и др.); Методы, направленные на развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и др. Эти приемы помогут снять признаки утомления, а хроническое утомление - это одна из главных причин истощения ресурсов здоровья школьников.

Слайд 16

это важное условие для сохранения здоровья ученика. Ребенок приходит на уроки музыки после того, как провел полдня в школе, отсидев за партой, а здесь опять приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком». Надо помнить, что у 6-7-летнего ребенка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут ребенок не может сидеть в одном положении. У ребенка этого возраста мышцы плечевого пояса и бедер развиты хорошо, а мышцы спины еще слабо развиты, поэтому сидеть в вынужденной позе ему очень трудно. Ребенку следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу.

Слайд 17

Следует давать ученику возможность расслабиться, откинуться на спинку стула, когда вы просто беседуете с ним, и настраиваться на исполнение, когда начинается работа над произведением. Поэтому следует обратить внимание именно на эту сторону и включать в уроки моменты физической активности, двигательные упражнения, игровые элементы.

Слайд 18

являются обязательной составной частью урока. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках можно использовать игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают. Для отдыха можно использовать прохлопывание ритмических рисунков, работу с карточками. С удовольствием выполняют дети различные пальчиковые упражнения.

Слайд 19

Вопросы мотивации обучения вопросам здоровья имеют самое непосредственное отношение: принуждение к занятиям музыкой разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Если у него пропадает интерес к занятиям, на это существует много причин. Подчеркнем лишь, что о наличии мотивации к обучению музыкой говорит интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от освоения новых произведений, желание выучить понравившиеся пьесы и т. д.

Слайд 20

«БПК" служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученный учеником на уроке, создает атмосферу творчества и взаимопонимания. И наоборот: наличие стрессов, постоянное напряжение, отрицательные эмоции с обеих сторон свидетельствуют о преобладании на уроке тенденций, губительно сказывающихся на здоровье ученика. Одно из главных условий ЗСТ - проявления доброжелательности преподавателя. На уроке должно быть место эмоциональным разрядкам: улыбке, остроумной шутке, веселым и необидным сравнениям,использованию поговорок, афоризмов и др.

Слайд 21

При планировании урока необходимо учитывать следующие моменты: -плотность урока (количество времени, затраченного учеником, непосредственно на учебную работу). Рекомендуемые показатели колеблются в диапазоне от 60% до 80%; -момент наступления утомления и снижения активности учащегося, (норма - не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока); - темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащийся имел возможность задать вопросы, учитель мог записать задание в дневник, сделать акценты на наиболее важных деталях в домашней работе, доброжелательно попрощаться с учеником, не задерживая его на перерыв между уроками.

Слайд 22

За последние годы в этом отношении наметились определенные сдвиги, так как изменился контингент обучающихся, возросла занятость детей в школе. На уроке преподаватель всегда находит возможность поощрить ученика за прилежание, отметить улучшения или недоработки в домашних занятиях. Оценки выставляются с учетом индивидуальных способностей учащихся. Хороший результат дает обсуждение оценки за урок совместно с учеником, чтобы он понимал, к какому результату должен стремиться

Слайд 23

Оценка за урок складывается из нескольких составляющих: -самооценка, -совместная оценка учителя и ученика, -окончательная оценка. Надо стремиться исключить эмоциональную стрессовую нагрузку у учащихся при оценивании его результатов, учитывать различные психофизиологические особенности детей. Поэтому оценка является объективной и заключает в себе бережное отношение к психологическому состоянию ученика.

Слайд 24

Особенностью здоровьесберегающего подхода к концу урока является необходимость пожелать ученику хороших оценок по другим предметам, чтобы он ощущал заинтересованность учителя в его учебе, уверенность в своих силах. т.д. Все это будет способствовать формированию культуры общения и поведения вне урока, и чем раньше мы начнем проводить эту работу, тем скорее это перейдет не только в привычку, но и в характер человека. Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид ученика, выходящего с урока : спокойное, деловое, утомленное, растерянное или взвинченное.

Слайд 25

Таким образом, рациональная организация урока включает в себя: - разнообразные виды деятельности, - частоту их чередования, - насыщенность урока, - смену позы, - физические и эмоциональные разрядки

Слайд 26

Реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на уроках фортепиано , достигая при этом положительных результатов. Сама система обучения, предполагающая индивидуальные занятия, таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой должен стремиться преподаватель. Будьте здоровы!