Вклад художников «Мира искусства» в развитие книжной графики России

Бобрышева Наталья Ивановна

В статье рассматривается вклад художников «Мира искусства» в развитие книжной графики России. Возрастание значимости печатной графики в России особенно характерно для предреволюционного десятилетия. Важную роль в этом процессе сыграл журнал «Мира искусства». Группа петербургских художников, объединившихся в 1898 г. по инициативе Сергея Дягилева в художественное объединение «Мир искусства» вскоре начала работу в одноименном ежемесячном журнале. Одной из важнейших просветительских задач новаторы считали реорганизацию художественного оформленияв области книгоиздания. Спасением в искусстве оформления журнала виделась графика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 76.03/.09

Н.И.Бобрышева, преподаватель ВК

ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей»,

e-mail: bobryshevanatalya@yandex.ru

ВКЛАД ХУДОЖНИКОВ «МИРА ИСКУССТВА» В РАЗВИТИЕ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ РОССИИ

Аннотация:в статье рассматривается вклад художников «Мира искусства» в развитие книжной графики России.

Ключевые слова:книжная графика, иллюстрация, «Мир искусства», художественное оформление книги.

Abstract: the article discusses a contribution of the «World of Art»artists into the book graphics development in Russia.

Key words: book graphics, illustration, «World of Art», book decoration.

Возрастание значимости печатной графики в России особенно характерно для предреволюционного десятилетия. Важную роль в этом процессе сыграл журнал «Мира искусства». Группа петербургских художников, объединившихся в 1898 г. по инициативе Сергея Дягилева в художественное объединение «Мир искусства» вскоре начала работу в одноименном ежемесячном журнале. Одной из важнейших просветительских задач новаторы считали реорганизацию художественного оформленияв области книгоиздания. Спасением в искусстве оформления журнала виделась графика. В конце XIX в. это слово употреблялось «в ином и более узком смысле, чем теперь: не особый вид искусства, но лишь печатные или специально изготовленные для печати изображения». Поэтому главное место было решено отводить художнику, «обогащающему издание, рисующему для него орнаменты и иллюстрации» [3, 267].

Первоначально идеи книжной графики были представлены не только в книжной иллюстрации, но зачастую переносились и выражались в журналах, плакатах, рекламной графике. В основном журналы были посвящены различным видам искусства и литературным текстам. Можно утверждать, что основы структуры и организации графического материала в журнальных изданиях были в основных своих чертах обнаружены ещё в предыдущий период: журнал «Мир искусства» оставался своеобразным эталоном при разработке эстетического облика ведущих литературно-художественных журналов. Среди журналов того времени «Мир искусства» отличался прежде всего внешним обликом: особое внимание при его создании уделялось оформлению. Инициатором создания журнала выступил Сергей Дягилев, который разработал идею нового издания, суть которого объединить «истинных живописцев» России.

Именно такой и стала практика «Мира искусства». Совместными усилиями члены редакции разработали концепцию издания, определили его формат и объем (48 страниц текста с иллюстрациями, не считая рекламы), роль рисунков, виньеток, заставок, титулов; установили критерий соотношения иллюстраций и подписей к ним, а также текста. Журнал решили выпускать увеличенного формата на высококачественной бумаге. Особым украшением текстов должен был стать Елизаветинский шрифт начала XIX в., отлитый со старых матриц, найденных в словолитне Императорской академии наук. Именно благодаря «мирискусникам», по мысли Ю. Герчука, «вошла в моду матовая желтоватая бумага верже — то есть имеющая видимый на просвет след сетки, служившей для ручного отлива. Виньетки, которыми так охотно украшаются страницы. варьируют мотивы XVIII и начала XIX века» [2, 35].

Создатель «Мира искусства», Сергей Дягилев, большое внимание уделял и обложке. Для выбора наилучшего варианта он организовал перед выпуском первого номера конкурс «рисунков для обложки журнала "Мир искусства”». С предложением принять в нем участие он письменно обратился 20 июняг. к художникам Л. Баксту, А. Бенуа, М. Врубелю, А. Головину, К. Коровину, Е. Лансере, С. Малютину, Е. Поленовой, К. Сомову и М. Якунчиковой. Редактор выдвинул условия: величина обложки «будет равняться 33 х 26 сантиметров. Рисунок должен быть исполнен непременно на цветной бумаге не более как двумя красками. На рисунке должна быть сделана художником надпись "Мир искусства”». Дягилев уточнял, что один из рисунков «по выбору редакциибудет предназначен для годичной обложки журнала», а другие «могут быть по желанию их авторов помещены в одном из номеров журнала...» [5, 32-33].

Победителем стал Константин Коровин. Именно он — автор обложек первых номеров «Мира искусства», изображающих двух стилизованных рыбок на однотонном светлом фоне.

Хотя обложки журнала ежегодно менялись (их было 65), они оставались графическими. Их авторы — К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, М. Добужинский создавали композиции в стилистике модерна, стремясь к созданию единого художественного целого: смысловому и визуальному сочетанию обложки с содержанием издания. Символом же «Мира искусства» стала марка с изображением орла, воспарившего к звездам, созданная Л. Бакстом, а также летящий Пегас (часть композиции шмуцтитула), выполненный Е. Лансере.

С первых номеровжурнал «Мир искусства» выделялся среди отечественных периодических изданий обилием и высоким качеством иллюстраций. Объясняется это тем, что их готовили к публикации в лучших специализированных мастерских.

С первого года издания у него появились приложения — автолитографии, выполненные художниками Л. Бакстом, Е. Лансере, В. Серовым, М. Якунчиковой. Стараясь достичь наилучшего результата, «художники и издатели экспериментировали с различными сортами бумаги, тщательно подбирали ее тон, варьировали цвет печатной краски». Несмотря на ряд трудностей итогом многочисленных усилий стало то, что «за шесть лет издания "Мира искусства” в нем появились 43 оттиска (22 литографии, 19 ксилографий и 2 офорта), исполненных с оригинальных авторских печатных форм» [4, 97-98].

Это был первый журнал в России, в котором художники сами оформляли не только текст, но и иллюстрации, заставки, рамки, концовки, различные декоративные элементы.

Переходным следует рассматривать, пожалуй, 1910 год, когда Бенуа, выступает со статьей «Задачи графики». В статье он описывает результаты первого десятилетия XX века в искусстве книги и делает попытку осмыслить задачи, которые стоят перед художниками того времени. Бенуа вводит термин «графика», превосходно формулирует цели и проблематику этого самостоятельного вида творчества. Данный первый теоретический опыт осмысления проблем книжной графики был предпринят Бенуа в период работы над иллюстрациями к произведению А. Пушкина. «Пиковая дама» (1910).

В своих «Воспоминаниях» Бенуа писал: «Меня лично «Пиковая дама» буквально свела с ума, превратила на время в какого-то визионера, пробудила во мне дремавшее угадывание прошлого. Именно с нее начался во мне уклон в сторону какого-то культа прошлого. Этот уклон отразился на всей художественной деятельности нашего содружества... Этот наш «пассеизм» дал вообще направление значительной части нашей творческой деятельности»[1, 608]. Действительно в «Пиковой даме» живописец, будто б возрождает уже давно манивший его «мир теней», который ему воображался «чем-то ещё живущим, существующим». По этой причине книга нарядна, зрелищна, благодаря этому в ней настолько остро проступают особенности театрализации.

Пожалуй, Бенуа является самым ярким представителем национальной книжной графики, он вывел этот вид искусства на новый уровень. Даже сегодня в нашей стране издаются книги Александра Сергеевича Пушкина с иллюстрациями Александра Бенуа, на них выросло не одно поколение. Над циклами иллюстраций к "Медному всаднику" и "Пиковой даме" Бенуа работал более десяти лет, постоянно совершенствуя их и дополняя.

Собственно в ближайшее пятилетие в России полностью сформировалась новая концепция и школа книжной графики. В заметках Бенуа анализировались едва лишьне все без исключения основные явления в данной сфере, рассматривались проблемные графические аспекты. В творчестве любого из мирискуссников с той либо иной полнотой замечались разнообразные стороны нового представления графики, связанной с книжкой. Так, например, эта специфика в полной мере нашла свое отражение в творчестве И. Я. Билибина. С 1899 по 1910 год художник работает над проблемами создания синтеза книжной формы. Для решения этой задачи он обращается к традициям древнерусской книги, активно используя приемы стилизации для создания фольклорно-сказочного пространства своих произведений. Художник иллюстрирует такие книги, как «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Царевна- Лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Белая уточка» и другие. Важной особенностью этих книг становится обилие цвета и обилие иллюстраций, их равенство с текстом, иногда даже преобладание над ним, сюжет зачастую можно прочитать только по одним иллюстрациям. И. Я. Билибин сохраняет традицию единства и цельности литературной основы и художественного оформления, чувство восприятия книжного пространства, которое объединяет шрифт и изображение.

С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Жар-птицу, Серого волка, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги.

И все-таки видно, что эта старина стилизована под современность. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

Евгений Евгеньевич Лансере наиболее ярко проявил себя в области книжной графики (в частности, создал классические иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого).Иллюстрации к книге Е. В. Балобановой «Легенды о старинных замках Бретани» были первой большой работой Е. Лансере; выбор был неслучаен – незадолго до этого он побывал в Бретани. В полнолистовых иллюстрациях, заставках и виньетках проявились общие художественные принципы «Мира искусства» и европейского модерна, и, одновременно, предчувствуется индивидуальный почерк художника.

Георгий Нарбут поначалу то подражает Билибину (издательство «Шиповник», альманах № 8), то стилизует в «готическом роде» («Потонувший колокол» Г. Гауптмана, «Рассказы» Шолома Аша), то вдохновляется Рерихом («Ограда» В. Пяста). В 1908—1909 годах Нарбут перестает быть только сказочником, круг его тем расширяется, но всё же о росте мастерства художника больше всего говорят книжки сказок, исполненные им в 1909 году для И. Н. Кнебеля. И хотя влияние Билибина в них всё ещё ощутимо, они были намного лучше первых опытов Нарбута. В 1909 году Билибин работает преимущественно кистью, а Нарбут отдает предпочтение перу.В 1912 году вышли ещё две книжки басен, иллюстрированных Георгием Ивановичем — «Крылов. Басни» и «1812 год в баснях Крылова», окончательно укрепившие его репутацию как крупного мастера с тонким вкусом и собственной манерой.Параллельно с баснями Крылова Нарбут работает над оформлением сказки Г. X. Андерсена «Соловей» (1912). Обложка «Соловья», пожалуй, одна из лучших работ художника.В Мюнхене Нарбут задумал серию книг, действующими лицами которых были игрушки. Свой замысел он реализовал в 1911 году выпустив две книжки под одним названием — «Игрушки».

Выросло громадное племя декораторов, прикладников, графиков, от Бенуа до молодого Нарбута, — и Чехонин был в их числе.Чехонин оказался одним из тех мастеров, творчество которых определяло высокий уровень русского книжного искусства. Безупречно владевший шрифтом и орнаментом, Чехонин принадлежал к «младшему поколению» членов «Мира искусства», поднявшему книжную графику на новый уровень.В графических работах Чехонина начала художественной деятельности чувствовал жизнь и культуру кисти. Обложки 10 и 11 года, марки и буквы того времени частью сделаны при помощи механической заливки более или менее широких плоскостей, форма которых вовсе не обусловлена движением кисти; изобразительность подавляла кисть, конкретность мешала ей двигаться по бумаге, узор, заимствованный, например, у Бердслея или японцев, вырастал сам по себе, и кисть насильно укладывалась в чуждое ей графическое обрамление. 

Дмитрий Исидорович Митрохинв искусстве книги придавал особое значение не полосным иллюстрациям, а всему орнаментально-ритмическому комплексу обложки, форзаца, титула, заставок и т.д., тщательно вырисовывая каждую деталь. Мастер станковой ксилографии, литографии, гравюры резцом и сухой иглой, станкового рисунка, акварели. Среди украшенных им книг – Золотой жук Э.По (1922), сочинения Н.В.Гоголя (1930), ЭфиопикаГелиодора (1932), Комедии Аристофана (1934).

Журнал «Мир искусства» просуществовал шесть лет. За это время вышло 96 номеров, составивших 12 объемных томов. В них насчитывается около 800 публикаций, не считая небольших заметок и хроники.За шесть лет своего существования "Мир искусства” показал на своих страницах все лучшее, что было в художественном наследии и в творчестве современников.

Таким образом, в книжной графике «Мира искусства» мы можем проследить объединение таких видов, как литература, живопись и графика. Литературной образ составлял основу полифонического синтетического произведения, и, исходя из прочтения данного образа, художники осуществляли выбор композиции книжного листа, материалов и техники. Чередование элементов в определенном ритме создавало целостность художественного пространства, которая достигалась за счет стилизованности и декоративности, которая становилась главной формой демонстрации эстетического начала. В книжной графике «Мира искусства» представлено новое понимание книги. Теперь книгу рассматривают как особый вид искусства, синтезирующий в себе на основе декоративности и стилизации художественные формы и средства выразительности графики, живописи и литературы.

Литература

  1. Бенуа А.Н. Художественные письма 1908-1917. Газета "Речь". Петербург. Т. 1. 1908-1910. СПб., 2006. 608 с.
  2. Герчук Ю. Я Книги «балованного века» / Ю.Я.Герчук //Пинакотека.- 19998.-№7/6.-С.35.
  3. Герчук. Ю. Я. Искусство печатной книги в России XVI-XXI веков /Ю.Я.Герчук. - СПб.Коло. 2014.- С.267.
  4. Зеликман М. Список оригинальных литографий, ксилографий и офортов русских художников, помещенных в выпусках журнала «Мир искусства» (1899-1904 гг.) / М. Зеликман // Пинакотека.— 1998.— № 6 / 7.— С. 97-98.
  5. Письмо С. Дягилева Л. С. Баксту, А. Н. Бенуа, М. А. Врубелю и др. // Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2-х т.— М.: Изобразительное искусство, 1982.— Т. 2.— С. 32-33.