Побуждение к творчеству

Логинова Ольга Васильевна

Учащиеся в праве добиваться желаемых результатов в изобразительном искусстве.  Каким образом сделать их более самостоятельными при исполнении творческих работ? - Дать им право самостоятельно выбрать художественный материалом и умело владеть техниками исполнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логинова Ольга Васильевна, учитель изобразительного искусства

ГБОУ лицея №533 «Образовательного комплекса «Малая Охта»

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Побуждение к творчеству.

        Как сделать урок изобразительного искусства для самих учащихся значимым, таким же как «основные» учебные дисциплины?

Психолог Б.М. Теплов писал: «Мысль приобретает всю свою силу и остроту только тогда, когда она пронизана глубоким чувством. Никогда не бывало, чтобы большие мысли создавались человеком, равнодушным к предмету своих занятий… Самый сильный источник чувств находится в деятельности человека».

Прежде всего, урок должен быть направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий на достижение личностных результатов. Уроки изобразительного искусства должны вовлечь учащихся в деятельный процесс, значит должны быть способны к сотрудничеству.

Чтобы ученик вырос творческой личностью, большое внимание необходимо уделять развитию воображения. Творчество возникло вместе с человеком, не будет человека – не будет и творчества. В каких областях человек может творить, создавать? Кажется во многих областях научных, технических, в гуманитарных и образовательных человек преобразует свой мир. С чего начинается творческий путь человека? С самого раннего детства, когда ребёнок изображает, то, что хочет изобразить, пусть даже пока бессознательно. Именно изобразительное искусство – окно в огромный мир человеческого творчества. Чтобы творить, нужно усвоить образец активности человека творящего, а в дальнейшем устремиться самостоятельно дальше. Воображение - универсальная способность человека представлять что-то новое и перерабатывать старую информацию.

Без воображения нельзя мечтать, планировать, нельзя научиться догадываться и нельзя научиться видеть проблемы.

Прежде всего, я хочу донести до учеников то, что рисовать можно различными материалами, не только карандашами, этим самым у ребят расширяется диапазон действий, имея в своём багаже различные техники рисования. Будучи ещё подростком, Сальвадор Дали выполнил на двери натюрморт с вишнями, и когда ему заметили, что не хватает черенков у вишен, он, не долго думая, вдавил в невысохшую масляную краску настоящие черенки. Приводя ученикам в пример подобные нетрадиционные, но творческие, методы и решения, можно их побудить к креативным решениям. Наблюдая за учениками, я пришла к выводу, что им важен сам процесс работы, опробование и освоение различных техник, нежели конечный результат. С моей стороны я обязана направить все действия в правильное русло и довести до конечного результата.

 Я думаю, что со многими техниками коллеги знакомы:

1. Замечательные натюрморты и пейзажи получаются путём разбрызгивания акварельной краски с жёсткой кисти или щётки на простой бумажный трафарет. С таким заданием справляются и с удовольствием выполняют даже младшие школьники. Единственная особенность этой техники – неправильно повернутая щётка может измазать всё вокруг, но есть более чистая трафаретная техника, которая выполняется сухой гуашью. В этом варианте тоже нужна жёсткая кисть или щётка и заранее приготовленные трафареты. С помощью такой техники можно с учениками говорить о цветоведении и композиции.

2.  Сейчас в наших магазинах продают самозастывающий пластилин, с помощью которого можно выполнить различные штампики с фигурами животных или фруктов. Накладывая на штампики густую краску можно выполнить текстуру драпировки в натюрмортах или орнаменты. Если не выкидывать пластиковые пищевые упаковки, то из них  тоже можно выполнять штампики. Следует только обрезать края и оставить плоское донышко, на котором карандашом или острым предметом хорошо прорисовывается и продавливается рисунок. Очень красивые поздравительные открытки получаются в этой технике. Причём их можно тиражировать.

3. Для создания аппликаций или фонов, интересно подбирать не только цветную бумагу, но и любой бумагу различной текстуры. Для этого, например, резиновый валик (или банку из-под чипсов), обмотать пупырчатым целофаном (или шпагатом), нанести густую гуашь и прокатить по цветной бумаге. При этом познакомить учащихся с аппликациями Матисса, рассказать о его поисках в цветоведении.

4. Всевозможную текстуру можно получить и другим способом – способом фроттажа. Под  тонкий лист бумаги можно класть, всё, что имеет рельефное тиснение: жёсткие ткани, упаковки с небольшим рельефом, кожаные и деревянные предметы. Осенью обычно мы используем тыльную рельефную сторону опавшей листвы. Растирая бумагу мягким карандашом, проступает рисунок предмета под листом бумаги. Листики получаются разноцветные. С полученной копией листа вырезаем и составляем различные композиции. Ученикам даётся задание нарисовать к листику ноги, руки и голову, а далее уже индивидуальные советы каждому. У всех получаются  интересные фигурки. Другие задания коллективные – «Король и королева Осень», «Птица Осень». Фроттажную текстуру мы любим применять в аппликации, в теме натюрморт. Здесь может быть и смешанная техника исполнения. Коллективное творчество положительно действует на всех.

5. Текстуру можно получить, если акварельную сырую поверхность накрыть целлофановой плёнкой и слегка смять её. Появятся светлыё полосы, образуя мозаичность фона, который можно использовать в дальнейшем.

6. Очень простая в исполнении акварельная монотипия. Эта техника всегда непредсказуема, таит в себе сюрпризы и требует фантазии и смекалки. Никогда не знаешь заранее, что получится в конце урока.

7. Техника выдувания, создания деревьев из акварельной лужицы-кляксы может выполняться по монотипному отпечатку. Создавая кляксу, я рассказываю, что мне посчастливилось писать перьевыми ручками и чернилами. Очень часто в чернильницах плавали волокна бумаги, которые и давали кляксы нам в тетрадях. Но мы не унывали, потому что любую кляксу превращали, в какой нибудь образ.

8. Техника солью по акварели тоже таит свои особые эффекты. На уроках обсуждаются образы, подходящие к этой техники.

9. Акварелью выполнить пейзаж или натюрморт по мятой бумаге тоже таит в себе интересный способ. Предварительно плотную бумагу намочить, помять, подсушить и прогладить утюгом.

10. Очень эффектно получаются акварельные работы с нанесением на рисунок выполненный свечкой или масляной пастели. Особенно, если дать задание выполнить «Эскиз ткани» и рассказать про особенности батика.

11. Для граттажа готовится бумага натёртая свечкой или восковыми мелками, затем покрывается чёрной гуашью смешанной с тушью или мылом. Процарапывать можно любым острым предметом, если случаются ошибки при нанесении рисунка, то исправить их довольно легко, поэтому ученики эту технику любят использовать в заданиях. В частности мы применяем эту технику, когда рисуем пейзаж, натюрморт и Блокадный Ленинград.

12. Текстурная бумага с мыльными пузырями тоже присутствуют в нашей работе над декоративными натюрмортами. В младшей школе на большом листе ватмана, даю тоже попускать разноцветные пузыри. Потом на этой бумаге выполняем чудо кита и кораблики или Чудо остров Чунга-Чанга.

13. Выполнять живописные работы можно не только кистью, но и комочком плотной бумаги и грубой ткани. При этом работа выполняется быстрее, чем традиционно кистью, и переходы от тени к свету получаются мягче.

14. Брусками пенопласта различной величины и формы, как штампиком, можно выполнить геометрический орнамент или мозаику. Живописно и быстро тычками пенопласта, в отличие от фломастеров, выполняется пейзаж или натюрморт в технике пуантилизм.

15.   Увлекательная техника коллаж и деколлаж. Если не находится нужная журнальная вырезка, то ученик дорисовывает композицию. Многих учеников интересует  современное искусство, поэтому можно дать задание на создание коллажа-образа из предметов, по типу Арчимбольдо. Вы заметите, что как с каждым уроком  ученик будет творчески расти.

16. Недавно узнали о Бэнксе. Обсудили его креативность. Но потом придумали свою идею - тему под названием «Уже не существует». Многие предложили свои идеи, в основном пользовались вырезками. Вот названия этих работ: «Был лес», «Цветочный аромат», «Хотдог», «Пшеничное поле».

17. Пятый класс знакомится по программе Б. М. Неменского с народным искусством. Как донести особенности народной вышивки? Как выполнить рушник, чтобы это было в рамках предмета изобразительного искусства? Мои ученики познакомились с самой загадочной вышивкой – «Орловский спис», с её образами и особенностями и сами пришли к выводу как будут её выполнять. Решений получилось два, где можно выполнить рисунок, как дудлинг, а другой – как, аппликация из плетёнки.

18. Все знают мозаику из рваной бумаги. Попробуйте её выполнить из рисовой бумаги. Края рисовой бумаги разрываются ворсинками. А если её раскрасить акварельной краской, то этот эффект создаст особую текстуру. Эта бумага хорошо подчеркнёт фактуру пушистого котёнка или перья птички, цветок или пейзаж.

19. Разноцветная креплёная или сжатая бумага хорошо создаёт фактурность. Из неё мы плетём жгуты и выкладываем на картоне по рисунку. Жгуты могут быть однородными или разнофактурными, хорошо приклеиваются. Работы получаются яркими.

20. Айрис фолдинг,  радужное плетение и склеивание по кругу разноцветными полосками бумаги.

21. Портрет в аппликации. Задаю вопрос: Как передать фактуру волос, не у всех они гладкие? Думают, предлагают. Кто стружку прилепит, кто целые косы сплетёт из сжатой бумаги, другие - нарезав бумагу, склеивают послойно или скручивают её в маленькие колёсики, или сминают и приклеивают маленькие комочки. Вот где творческий процесс и ни одного проигравшего.

Разумеется,  освоив многие нетрадиционные техники, ученик должен понимать, где их можно будет применить, но быть уверенным, что нет единого правильного решения в рамках одной темы.  Мыслительная деятельность на уроке изобразительного искусства более напряженная, сложная, чем на дисциплинах естественно-математического цикла, поскольку к логическим рассуждениям и анализу имеющиеся в распоряжении ученика добавляются эмоциональные переживания. Ребенок активно закрепляет знания, осваивает умения и понятия

  1. Знакомство с техниками и художественными материалами даёт возможность учащимся свободу выбора для исполнения различных образов и тем и получения индивидуальных творческих работ внутри одной темы.
  2. Знания различных техник и материалов даёт свободу выбора в исполнении творческой работы расширяет кругозор мышления.
  3. Развивается фантазия и творческий потенциал учащихся и этим самым создаётся ситуация успеха.