Конспект учебного занятия "Позы классического танца. Арабеск"

Максимук Елена Ивановна

Конспект учебного занятия   дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

Учебный предмет: «Классический танец»

Класс: 4 класс школы искусств, второй год обучения по предмету «классический танец»

Тема учебного занятия: «Позы классического танца. Арабеск»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-_pozy_klassicheskogo_tantsa.docx86.13 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области

Муниципальное   учреждение дополнительного образования

Шумиловская  детская школа искусств

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема:  «Позы классического танца. Арабеск»

                                           Преподаватель: Максимук Елена Ивановна

 Концертмейстер: Волынец Марина Валерьевна

   Учебный предмет: Классический танец

                                                                          Класс школы искусств: 4

                                                                                Дата: 15.03.2022 г.

                                                            п.  Саперное 2022 год

Преподаватель: Максимук Елена Ивановна, преподаватель хореографических дисциплин, высшая квалификационная категория.

Учебная программа: Дополнительная предпрофессиональная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

Учебный предмет: «Классический танец»

Класс: 4 класс школы искусств, второй год обучения по предмету «классический танец»

Тема учебного занятия: «Позы классического танца. Арабеск»

Цель урока:

      Закрепление ранее полученных знаний и двигательных навыков. Знакомство с позами классического танца: I, II Арабеск

Задачи урока:

Образовательные: 

  • выработка правильности и чистоты исполнения, ранее выученных движений у станка и на середине;
  • закрепление последовательности движений в классическом экзерсисе.
  • закрепление поз классического танца:  croisee, effacee
  • знакомство с позами классического танца: I, II, Арабеск

Развивающие:

  • развитие координации движений;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;

Воспитательные:

  • формировать общую культуру, художественно-эстетический вкус;
  • активизировать интерес к классическому танцу;
  • активизация творческих способностей;

Форма учебного занятия: практическое занятие

Форма организации работы: групповая

Тип учебного занятия: Комбинированное занятие

План учебного занятия:

1. Организационный этап (5 мин)

  • Поклон
  • Сообщение темы занятия
  • Разогрев у станка

2. Основной этап (35 мин)

  • Экзерсис у станка
  • Экзерсис на середине, закрепление поз epaulment efface, epaulment croise на середине зала
  • Знакомство с позами I, II Арабеск

3. Заключительный этап (5 мин)

  • Фиксация нового материала, подведение итогов занятия
  • Поклон

Ход учебного занятия

Организационный этап  (5 минут)

 Учащиеся заходят в зал и выстраиваются три линии. Поклон педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз. р-р ¾.

      Преподаватель:  Сегодня тема нашего урока «Позы классического танца», мы должны вспомнить какие позы классического танца мы с вами уже знаем, и познакомиться с новыми позам.  Но для того чтобы подготовить мышцы нашего тела к работе мы начинаем с разогрева у станка.

Разогрев у станка, муз. размер 3/4 лицом к станку, I позиция, руки на станке.

Demi plie- battement tendu во всех направлениях, перегибы корпуса. (Разогрев дает возможность подготовить мышечный аппарат учащихся к выполнению более серьезных движений)

Основной этап (35 минут)

        Экзерсис у станка (На втором году обучения детям не даются сложные танцевальные комбинации. Главная задача следить за правильностью исполнения движения: подтянутость корпуса, четкость позиций ног и рук, отсутствие завалов на большие пальцы ног, натянутые колени.)

Преподаватель: У вас было домашнее задание, закрепить комбинацию plie и вспомнить все правила исполнения Demi plie и Grand plie. Давайте разделимся на две команды, команда  1 расскажет правила исполнения Demi plie.

Учащиеся: Demi-plie - означает полуприседание. Правила исполнения: Мышцы ног напряжены, сохраняют выворотное положение, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от пола на протяжении всего движения, упор стопы на большой палец не допустим. Корпус, бедра, колени и стопы находятся в одной плоскости. Центр тяжести корпуса равномерно распределяется на обе ноги.

            Преподаватель: А теперь команда 2 расскажет правила исполнения Grand plie.

            Учащиеся: Grand plie - означает большое приседание. Правила исполнения: Grand plie всегда проходит через demi plie. Пятки как можно дольше удерживаются на полу, пока они сами непроизвольно не оторвутся от него. При выпрямлении нужно стараться, как можно раньше опустить пятки на пол, но не ускорять темпа выпрямления ног. Обе пятки должны отделяться от пола и ставиться на пол одновременно. Во II позиции пятки от пола не отделяются. Все время надо сохранять предельную развернутость бедра и выворотность ступней, без завала на большой палец. Корпус, бедра, колени и стопы находятся в одной плоскости, спина без прогиба в пояснице, ягодичные мышцы напряжены и втянуты (особенно во II позиции). Во всех позициях тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги (особенно по IV позиции). Приседание и выпрямление происходят равномерно, без рывков, без задержки в нижней точке.

            Преподаватель: Вы молодцы! А теперь давайте проверим, как вы помните комбинацию plie, которую мы разучили на прошлом занятии.

  • Исполняют комбинацию plie боком к станку (Два  Demi-plie, одно Grand plie, одно Releve, перевод ног из позиции в позицию. Комбинацию исполняют по I, II, V позициям).

             Преподаватель: Очень хорошо, комбинацию движения вы все запомнили. А теперь напомните, какое следующее движение исполняется в классическом экзерсисе?

            Учащиеся: Следующее движение - Battements tendus.

Далее  продолжаем исполнять классический экзерсис

  • battement tendus (duble tendus, tendus в plie)
  • battement tendus gete (gete piqe)
  •  rond de gamb parterrе
  • battement  fondu , battements soutenu
  •  battement frappe (double frappe)
  • адажио (battements releve lent и battements developpes)
  • grand battements gete
  • растяжка

Перед исполнением каждого последующего движения экзерсиса преподаватель спрашивает, какое движение будет дальше. Просит повторить название движения всех учащихся вместе, для запоминания французской терминологии. Напоминает нюансы, на которые нужно обратить внимание при исполнении.

Исполняя все движения экзерсиса, преподаватель  внимательно следит за правильной  постановкой корпуса, рук, правильной постановкой стоп (стопа не заваливается на большой палец), работой ягодичных мышц - это залог выворотности  бедра и соответственно всей ноги. При необходимости, движение можно остановить, обратить внимание на выявленные ошибки.

               Преподаватель: Теперь мы переходим к экзерсису на середине зала. И для начала давайте вспомним, какие позы классического танца вы уже знаете?

             Учащиеся: поза epaulement croise и epaulement effacee  вперед и назад.

Преподаватель: Правильно. Что означают и чем отличаются  эти позы?

Учащиеся: Поза croise означает скрещенность линий в позе танцующего (направление поворота головы и корпуса создает как бы скрещенную линию, ноги тоже скрещены).

А поза efface означает развернутое положение фигуры без скрещенных линий.

Преподаватель: Чтобы закрепить эти позы, мы исполним battement tendus в позе epaulement croise вперед и назад, а battement tendus gete мы исполним в позе epaulement effacee  вперед и назад.

  • battement tendus -  муз. р-р 4/4, И.П. - epaulement croise, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. На два вступительных такта, руки через I позицию переводятся правая во II позицию, левая в III позицию.
  • 4 battement tendus вперед правой ногой (epaulement croise вперед)
  • 4 battement tendus назад левой ногой (epaulement croise назад)
  • 4 battement tendus в сторону правой ногой (en face), руки переводятся во II позицию
  • Grand plie по I позиции (en face), руки через подготовительное положение возвращаются во II позицию
  • 1battement tendus в сторону левой ногой (en face) закончить в epaulement croise левая нога впереди, левая рука переводится во III позицию.

Комбинация повторяется с левой ноги.

  • battement tendus gete муз. р-р 4/4, И.П. - epaulement efface, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. На два вступительных такта, руки через I позицию переводятся правая во II позицию, левая в III позицию.
  • 4 battement tendus gete вперед правой ногой (epaulement efface вперед)
  • 4 battement tendus gete назад левой ногой (epaulement efface назад)
  • 4 battement tendus gete в сторону левой ногой (en face), руки переводятся во II позицию
  • Grand plie по V позиции левая нога впереди (en face), руки через подготовительное положение  и I позицию переводятся правая в III позицию, левая во II позицию, корпус подворачивается epaulement efface, левая нога впереди.

          Комбинация повторяется с левой ноги.

   

            Преподаватель: Кроме поз epaulement croise и epaulement effacee  в классическом танце различают  позу  arabesque.

Арабеск (или арабеска) представляет собой узорчатый орнамент в арабском стиле. В переводе с французского языка слово arabesque означает «арабский». В классическом танце arabesque – это позиция, в которой танцовщик балансирует на одной ноге, в то время как вторая вытянута назад.

Существует несколько разновидностей поз арабеска. В классическом балете особенно распространены четыре варианта, описанные в системе Агриппины Яковлевны Вагановой. А в методике хореографа Энрико Чеккети насчитывалось пять вариаций арабеска. Эту балетную позу отличает широкая вариативность: чтобы изменить экспрессию арабеска, достаточно выбрать другое положение спины или головы либо сместить позицию рук и ног. Кроме того, арабеск можно выполнять в повороте или прыжке, сопровождать вращением.

Сегодня мы познакомимся с I, II arabesque .

         Давайте разберем позу I arabesque.  Исходная позиция ног V, левая нога впереди, руки в подготовительной позиции, корпус épaulement effacée, голова развернута к правому плечу.

Руки поднимаются в I позицию, голова слегка склоняется вперед и влево, взгляд в правую кисть. Затем правая нога делает Battement tendu назад, а левая рука открывается в I позицию allongé правая во II позицию allongé . Вес тела на опорной ноге, голова в сторону правой руки. Поза фиксируется. Следует обратить внимание на положение корпуса и плеч, которые должны быть ровными. Ни в коем случае нельзя допускать разворота корпуса к зрителю и отведения правого плеча назад. Нельзя также наклонять корпус вперед и отклонять его в сторону.

Позу можно исполнять с подъемом ноги на 30°-90° и  на полупальцах.

Давайте исполним I arabesque с подъемом ноги на 30 градусов.

  • I arabesque исполняется под музыку

Преподаватель: II arabesque - исполняется аналогично первому, только левая рука открывается во II позицию и  отводится назад и продолжает линию плеч, ладонь поворачиваются allongé, а правая в I позицию allongé. Голова  поворачивается направо, корпус слегка наклоняется вперед. Спина закреплена в пояснице, бедро работающей ноги подтянуто.

Давайте исполним II arabesque с подъемом ноги на 30 градусов.

  • II  arabesque исполняется под музыку

Преподаватель: А теперь для закрепления давайте исполним I arabesque и II arabesque с подъемом ноги на 30 градусов с левой ноги.

  • I arabesque  и II  arabesque исполняется под музыку

Объяснение  и закрепление новой темы, преподаватель сопровождает своим показом.

Преподаватель: Мы переходим к  третей части  allegro.

  • temps leve sauté по I,II, V позициям
  • pas echappe
  • pas  essamble

Преподаватель: Завершаем мы наше занятие танцевальной композицией, которую мы разучили на прошлых занятиях, но  завершить  ее мы попробуем позой I arabesque.

  • Исполняется танцевальная композиция.

Разучивание и исполнение на уроке учащимися танцевальной комбинации способствует развитию их музыкальности, выразительности и индивидуальности, а так же помогает поддержать и еще более развить интерес и любовь к танцу.

Заключительный этап

Преподаватель: Ребята, вы все молодцы, все сегодня старались и у вас многое получалось. Сегодня мы закрепление поз классического танца: epaulement croisee, epaulement effacee. Познакомились с новой позой. Кто напомнит – какой?

Учащиеся: I, II, Арабеск

Преподаватель: Правильно. Вашем домашним заданием будет отработка танцевальной комбинации, которую завершает поза I arabesque

  • Поклон педагогу и концертмейстеру.

Планируемые результаты занятия

Личностные результаты:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к танцевальному искусству, физическим упражнениям;
  • развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности;
  • приобретение новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей;
  • способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;
  • умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

 Метапредметные результаты:

регулятивные:

  • способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;

познавательные:

  • выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
  • начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки или счета учителя;
  • уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

коммуникативные:

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты:

  • грамотное и техничное исполнение  ранее выученных движений у станка и на середине;
  • знание  последовательность классического экзерсиса
  • знание правил исполнения поз классического танца epaulement croisee, epaulement effacee I, II, arabesque.

Методы обучения

  • наглядный – показ движений преподавателем
  • словесный – объяснение техники исполнения хореографических движений, аналитическая оценка результатов;
  • эмоциональный -  подбор ассоциаций, образов;
  • практический – исполнение движений и танцевальных этюдов учащимся;
  • репродуктивный – неоднократное воспроизведение полученных знаний.

Образовательные технологии

  • здоровьесберегающая технология;
  • личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Материально-техническое оснащение занятийя:

  • хореографический класс оборудованный хореографическими станками и зеркалами
  • музыкальный инструмент (пианино);
  • музыкальный центр;

 

Литература:

  1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». СПб: «Планета музыки», 2010
  2. Базарова Н.П. «Классический танец». СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
  3. Ваганова А.Я.   «Основы классического танца». СПб: «Лань», 2007
  4. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца». Л.: Искусство, 1981
  5. Костровицкая В.С.,  А. Писарев «Школа классического танца».  Л.:  Искусство, 1986
  6. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010
  7. Тарасов Н.  «Классический танец».  М.: Искусство, 1981
  8. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа». СПб: «Лань», 2009