Мои публикации

Бадуева Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Серебряная нить народного мастера, нашего земляка

       В музее истории Бурятии им. М.Н.Хангалова 17 мая 2019 г. состоялось открытие персональной выставки «Серебряная нить дархана» народного мастера, преподавателя Колледжа традиционных искусств народов Забайкалья, Почетного работника среднего профессионального образования РФ Будажаповой Нимы-Цырен Лубсан-Цыреновны. Как всегда живо откликнулись на это событие многие односельчане и руководство района. Почетными гостями на открытии выставки стали А.Б. Цыденов, депутат НХ Бурятии, А.Р. Бардаханов        заместитель главы района, В.В. Пастухов председатель Совета Депутатов МО «Иволгинский район», А.Ц.Мункуев глава сельского поселения «Иволгинское», а также: родственники, друзья, соседи, коллеги, выпускники и студенты колледжа. Много добрых слов о колледже и мастере было сказано коллегами-членами Союза художников РФ: заслуженным художником России Баиром Табановичем Тайсаевым и заслуженным художником Бурятии Татьяной Цыреновной Дашиевой, работниками музея.      

         На выставке были представлены не только работы народного мастера, но и изделия студентов и выпускников колледжа по профессии «Изготовитель художественных изделий из металла». Ассортимент изделий на выставке разнообразен. Это бурятские ножи, традиционные и современные женские украшения, поясные украшения, мужские комплекты и многое другое. Все эти изделия выполнены из серебра, мельхиора, латуни, медной проволоки. Дополнены украшения вставками из бирюзы, бивня мамонта, дерева, имитации коралла. Изделия изящны по силуэту, просматривается тонкая проработка мелких деталей. Замечательные женские комплекты, в которых ажурные серьги с длинными цепочками, звенящими колокольчиками на концах, запомнятся многим модницам, которые пожелали их приобрести или заказать.

       Будажапова Нима-Цырен Лубсан-Цыреновна – уроженка с. Иволгинск, потомственный мастер - дархан, творческий человек, продолжающая работать в духе национальных традиций. Она выросла в большой и дружной семье. Ее отец Лубсан-Цырен  Будажапович был мастеровым, известным человеком в с. Иволгинск. Он работал с деревом и металлом, изготавливал бурятскую мебель, выполнял роспись минеральными красками, чеканил. В его руках спорилось любое дело и всегда у него было много заказов от местного населения. Нима-Цырен в семье младшая дочь и отец очень сильно любил ее, баловал, никогда не ругал, прощая детские шалости. С детских лет Нима-Цырен была около отца в мастерской. Она тоже занималась творчеством: рисовала, шила, осваивала секреты обработки чеканки, изучала и делала зарисовки со старинных бурятских изделий из серебра. По наследству ей достались инструменты отца по обработке металла. Она очень бережно к ним относится, не забывая наказы отца.

      Получив художественное образование в педучилище г. Улан-Удэ, а затем и освоив профессию чеканщика, она более двадцати пяти лет работает мастером производственного обучения по профессии «Изготовитель художественных изделий из металла» в Колледже традиционных искусств народов Забайкалья. Нима-Цырен Лубсан-Цыреновна – это любознательный, творческий и интересный человек. Она с большим терпением и огромной любовью относится к каждому ученику, прививает им с первых дней обучения уважение к национальному ремеслу бурят – изготовлению традиционных украшений из металла, любознательность, любовь к своей родине, землякам. Учит ребят секретам мастерства, знакомит с творчеством бурятских художников-ювелиров, организовывает встречи и мастер-классы, принимает участие в различных выставках и конкурсах. У талантливого мастера и талантливые выпускники: Дашинимаева Ольга, Куклин Эдуард, Цымпилов Шагдар, Пономарев Борис, Махланов Александр, Субанова Баирма, Талханов Юрий, Дабаева Светлана, Энхтур Очир, Сабаданова Ирина и многие другие. Они продолжают сохранять традиции бурятского ювелирного искусства, успешно работают в ювелирных и литейных мастерских, центрах народного творчества, средних школах и школах искусств  Республики Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, Монголии. Многие из выпускников колледжа по профессии «Изготовитель художественных изделий из металла» открывают свое дело и становятся успешными предпринимателями. Хаптановы Ешина и Бато, Батожаргалов Пунсук, Дашинимаев Элбэг, Мункуев Борис  и другие с успехом применяют свой опыт и знания при создании художественных изделий и всегда у них много заказов от населения. Они - профессионалы своего дела, всегда будут востребованы на рынке труда и как большинство талантливых людей достигнут многого в этой жизни!

        Следует отметить, что колледж и Музей истории Бурятии много лет плодотворно сотрудничают: проводят мастер-классы, экскурсии, передвижные выставки художников Бурятии, предоставляют свои площадки для организации выставок.

        Хотелось бы пожелать нашей землячке, коллеге Ниме-Цырен Лубсан-Цыреновне крепкого здоровья, семейного благополучия, больших творческих успехов, способных студентов, персональной выставки за пределами республики и конечно постараться еще много лет прививать любовь к национальному искусству, делиться секретами мастерства со студентами колледжа. Пусть не прерывается серебряная нить – символ творчества и связи поколений!

                                                                                                                 Т.А.Бадуева

                 



Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СКРАЙБИНГА НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Бадуева Татьяна Александровна,

преподаватель спецдисциплин

ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»

Новые требования заставляют ориентироваться на будущее. Что нужно современному студенту по специальности «Декоративно-прикладное искусство»? Идей по оптимизации образовательного процесса множество. Причем, не забываем о современных средствах ИКТ. Визуализация образовательного процесса дает огромные перспективы развития. Студент приобретает качества, которые в будущем будут его опорой. Это и логическое, образное, креативное мышление; способность эффективно работать в команде, принимать быстрые практические решения.

Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Устный рассказ "с картинками" запоминается намного лучше, чем обычная лекция. Поэтому сегодня используются разнообразные презентации в формате Power Point. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Но все течет - все изменяется. Вот уже и Power Point и разнообразные онлайновые сервисы прискучили, и захотелось чего-нибудь "новенького-свеженького". Так в учебную жизнь проник скрайбинг, позаимствованный из бизнес-среды.

У скрайбинга, оказывается, давние корни: он родом из опорных схем и конспектов, представляющие школьные темы в виде таблиц-схем-графиков для удобства запоминания и усвоения информации. ЛОК у Шаталова. Просто скрайберы пошли немножко дальше: скрайб - презентация состоит не столько из схем и диаграмм, сколько из картинок-пиктограмм, иллюстрирующих ключевые понятия выступления.

Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний - RSA. Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.

Скрайбинг – это графический способ привлечь внимание аудитории и обеспечить её дополнительной информацией.

Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.

Технология не стоит на месте и развивается. Скрайбинг бывает "ручной" и "компьютерный".

Скрайбинг - "это новый уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации" и приводятся основные шаги при создании скрайбинга:

Четыре основных шага для создания скрайба:

Составить план работы. Запишите все, что хотите осветить. При желании для удобства можно записывать все на аудионоситель.

 Проанализируйте все, что хотите сказать и какие визуальные образы хотите использовать для презентации ваших идей. Презентация должна быть понятна не только вам, но и окружающим.

 Начните процесс визуализации. Не бойтесь использовать как простые рисунки, так и более сложные, а также аудио- и видеоряд. Просчитайте продолжительность всех частей работы.

 Тайминг является очень важным условием. Помните, что выступления всегда ограничены по времени, и это нужно учитывать, чтобы не осталось деталей, которые вы не успели осветить. 

 Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации – это и есть скрайбинг.

Почему мне понравился скрайбинг? Что-то новое и необычное, что привлекает внимание, но зачем он нужен, что он может привнести в обычный урок? Что обычно делают студенты, когда им задают написать реферат или доклад, создать презентацию? Копируют из интернета и часто не только забывают прочитать текст, но даже отформатировать и удалить ссылки. Мне хочется, чтобы  студент не только умел найти информацию и скопировать, а прочитал её из разных источников, проанализировал и на основе этого сделал своё. Интересно проходит соревнование по созданию скрайба по итогам пройденной темы.

Плюсы скрайб-презентации:
1. Необычность, оригинальность
2. Краткость и образность
3. Большая степень усвоения материала аудиторией
   Минусы:
1. Большие временные затраты: написания сценария, тренировки в рисовании, озвучка, съемки, монтаж фильма могут занять у вас несколько дней.
2. Технические трудности

Видео-скрайбинг - один из максимально эффективных, интересных и убедительных способов подачи информации. Длительность видеоролика зависит от содержания материала (от 1 до 10 минут). Эмоциональное воздействие – главная функция видео-скрайба. Мною разработаны фильмы о бурятском гобелене и сундуках.

Список литературы:

Интервью со скрайбом - http://www.design-management.ru/articles/articles/?id=328

Скрайбинг как способ визуального мышления - http://zillion.net/ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia

Скрайбинг - новый инструмент для привлечения и удержания внимания (вебинар)http://zillion.net/ru/event/154/skraibingh-novyi-instrumient-dlia-privliechieniia-i-udierzhaniia-vnimaniia

Скрайбинг в образовательном процессе (самореклама) http://youtu.be/2ZdGA4AuQBM

Рисуйте, рисуйте простое и сложное: 4 способа создать скрайбинг своими рукамиhttp://zillion.net/ru/blog/62/risuitie-risuitie-prostoie-i-slozhnoie-4-sposoba-sozdat-skraibingh-svoimi-rukami

Учитель скрайбер!? Быть или не быть (советы для начинающих скрайберов) -http://youtu.be/q0fUz9vy0TI



Предварительный просмотр:

Применение ИКТ на занятиях по специальности «ДПИ и народные промыслы»

Бадуева Татьяна Александровна,

преподаватель спецдисциплин

ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»

       Для работы на уроке педагогу и студентам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На занятиях, как правило, практикуются выступления педагога или студентов с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация, реже применяется такая программа, как Macromedia Flash. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.

       В зависимости от выступления преподаватель или студент могут включать в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

      Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

      Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех студентов невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем студентам на уроке  было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям студентов, уровню их интеллектуального развития. Для них элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность студента, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке.

       В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают занимательные аналогии, например, при рассмотрении разнообразия видов чая проводятся аналогии между формой листочков чайного дерева и веками человека, что делает легенду о возникновении чайного дерева еще более занимательной. При изучении силуэтов одежды учащиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при изучении стилей по ассоциациям пытаются определить основные черты того или иного стиля в одежде.

      Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи педагога. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на студента намного сильнее, чем только слово педагога, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

       Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность плюс иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

      Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление студентов и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет студентов пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

      По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей преподавателя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

       Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

      Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

       Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

       С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют студентам и педагогу быстро оценить знания по теме.

      Для студента наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

  1. Для более глубокого восприятия учебного материала;
  2. В проектной деятельности;
  3. В презентационной деятельности;
  4. При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
  5. При работе в локальной и глобальной сети.

      На уроках спецдисциплин студенты по специальности  «ДПИ и народные промыслы» выполняют творческие проекты.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед студентами ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Они вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы студенты копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед студентами встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Помимо поиска и обработки информации студенты используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)

II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого студенты создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – изделие, созданное своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

III этап – заключительный. На этом этапе студенты рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, уровня подготовки студентов могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по ДПИ, то для защиты они могут создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта

      Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность студентов, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Список литературы:

1.Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности М. Внешкольник 2011. №2

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М. Научное образование, 2010.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.:АКРТИ, 2010.

4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью. – М.: Сентябрь,2008.

5. www.irsh.redu.ru

6. www.researcher.ru



Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Бадуева Т.А., преподаватель ГБПОУ КТИНЗ

Аннотация:

Проектные технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на стимулирование интереса студентов к новым знаниям, на  развитие через решение проблем и использование их в конкретной практической деятельности.

Ключевые слова: проектная технология, проект, практическая деятельность.

В соответствии с современными тенденциями развития общества характерным становится внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий.

Применение проектной технологии помогает студентам для становления личности, ощущения успеха и личной состоятельности в процессе своего труда. Проектные технологии направлены на стимулирование интереса студентов к новым знаниям, на  развитие через решение проблем и использование их в конкретной практической деятельности.

Проектная учебная деятельность студентов – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей студентов посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога.

Опираясь на опыт и интересы студентов, педагог помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии педагога и студента в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения.

В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет студентам выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, студенты осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Разрабатывая и реализуя проекты, студенты развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.

Когда проект выполняется при непосредственном руководстве педагога, студенты последовательно осуществляют его рекомендации  о порядке действий, то следует говорить об исполнительском проекте. Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у студентов  недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Но и в этом случае педагог не навязывает своих мнений, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе со студентами путь создания проекта.

Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда студенты способны, обсудив с педагогом тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.

Если студенты сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий.

Проекты могут выполняться индивидуально, либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к студентам, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы. При групповой работе студенты усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимобучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Студенты  в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.

Обладая широким диапазоном возможностей, проектное обучение может быть организовано как в одной группе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности студентов, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению.

Многие студенты испытывают трудности в выборе темы проекта, особенно на начальном этапе обучения технологии. Для решения этой проблемы нами разработан «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности обучающихся.

Во время обучения студентами разрабатываются проекты по разным темам. Например: «Гобелены из конского волоса», «Травление металла в разных условиях», «Ворсовые панно», «Буддийская символика», «Художественная роспись по дереву», «Особенности росписи ткани в современной одежде» и др.

С проектными продуктами, выполненных в рамках реализации проектов, наши обучающиеся принимают активное участие в различных мероприятиях: выставках декоративно-прикладного искусства, научно-практических конференциях. В 2017г. Маркова Диана завоевала второе место в научно-практической конференции «Студент. Время. Наука» с проектом «Применение техники холодного батика в оформлении». Студент колледжа Кузнецов Степан участвовал в республиканской научно-практической конференции «Слово студента в науке и практике», награжден грамотой в номинации «Практическая значимость исследования». Проектные работы студентов Лыгденовой С., Лыгденовой Х., Гуруевой Т., Банзаракцаевой Е., Ошоровой О.  были представлены на выставке работ «Навстречу Алтаргане», «Живой родник», «Подношение 10 драгоценностей».

Работая над проблемой повышения качества знаний студентов, развитием их творческих способностей, я убедилась в том, что проектно-исследовательская деятельность позволяет обучающимся овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации защиты своего проекта. В методе проектов привлекает атмосфера делового сотрудничества педагога и студентов, её нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат. Студенты совершенствуют свои знания и практический опыт, развивают свои интеллектуальные способности, приобретают умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Литература:

1. Львова, Г.А. Развитие трудолюбия на занятиях по декоративно - прикладному творчеству [Текст]/Г.А.Львова//Дополнительное образование и воспитание.- 2014. - №2.– С.6-12.

2. Майорова, Н.Г. Воспитание творческой личности [Текст]/Н.Г.Майорова// 

Дополнительное образование и воспитание.- 2015.- №11. – С.3-8. 



Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Т.А.Бадуева

ГБПОУ Колледж традиционных искусств

народов Забайкалья

В наш век информационных технологий декоративно-прикладное творчество не утратило своего значения. Всё так же мастера создают прекрасные работы в разных техниках, оттачивая и совершенствуя своё мастерство, давая возможность огромному числу людей любоваться красотой своих творений. Предметы и украшения ручной работы в наше время стали очень модными и ценятся высоко.

И в последнее время становится всё более популярной техника изготовления украшений с использованием ювелирной эпоксидной смолы. Актуальность темы моей работы заключается в том, что этот вид рукоделия новый и эксклюзивный, потому что каждое изделие неповторимо, второго идентичного не может быть. Этим видом декоративно-прикладного творчества я увлеклась шесть месяцев назад. Мне понравились необычный вид и фактура, которую даёт при застывании эпоксидная смола, её широкие возможности для воплощения самых фантастических идей.

Мне захотелось раскрыть все возможности эпоксидной смолы при изготовлении украшений и аксессуаров, а также научиться всем тонкостям работы в этом виде декоративно-прикладного творчества и обучить своих студентов секретам этого современного ремесла.

Эпоксидная смола для бижутерии и других изделий представляет собой современный химический материал, имеющий большую популярность среди мастеров, создающих украшения ручной работы. Из пластичной массы можно изготовить изделия, полностью имитирующие стекло. Необычайно привлекательно выглядят природные материалы (шишки, сухие цветы, листья и прочие), залитые прозрачным глянцем.

Цель: Освоить технику изготовления различных изделий декоративно-прикладного творчества из эпоксидной смолы.

Задачи исследования:

1. Изучить историю эпоксидной смолы;

2. Усовершенствовать и закрепить навыки по работе с эпоксидной смолой;

3. Изготовить изделия с использованием эпоксидной смолы;

4. Научиться творчески подходить к работе, развивать фантазию, пространственное воображение;

5. Расширить и углубить знания о происхождении эпоксидной смолы и областях её применения;

6.Провести мастер-классы для студентов по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Объект исследования: эпоксидная смола. 

Гипотеза работы: эпоксидная смола – легкий и доступный материал для творчества

Слово "эпоксид" образовано от двух греческих корней: epi - "над" и oxy - "кислый". История возникновения и широкого развития эпоксидных соединений восходит к началу прошлого столетия, когда в 1908 г. известным русским химиком Н.А. Прилежаевым была открыта реакция с образованием эпоксидных соединений, получившая его имя.

В конце 1950-х гг. были синтезированы новые эпоксидные смолы (ЭС), отличающиеся от вышеописанных и получившие название эпоксидно-диановых. В конце 1960-х гг. промышленностью было освоено производство не менее 25 типов этих смол. В то время термин «эпоксидные смолы» стал общим, и сейчас он относится к целому классу материалов.

Следующие 30 лет характеризовались бурным ростом производства ЭС. К началу 1990-х гг. их потребление в странах Западной Европы составляло около 200 тыс. т/год, в США—примерно 180 тыс. т, в Японии — около 150 тыс. т, причем 2/3 мирового производства приходилось на два крупнейших международных концерна – в США и Великобритания.

Для изготовления высокопрочных изделий, способных выдерживать сильные нагрузки, высокую температуру и активные химические вещества, применяют отверждающие компоненты горячего типа. При горячем отверждении формируется более густая сетка полимерных молекул. Разработаны эпоксиды и составы, которые застывают в условиях влажной среды и даже в морской воде.

Необычайно привлекательно выглядят природные материалы (шишки, сухие цветы, листья и прочие), залитые прозрачным глянцем. Людям, неравнодушным к красивым украшениям и увлекающимся созданием всевозможных поделок своими руками, очень интересно узнать, что собой представляет эпоксидная смола ювелирная, а также - какие существуют правила и тонкости работы с ней.

Главная трудность, с которой придется столкнуться в процессе работы – воздушные пузырьки. Если дать смеси немного отстояться или слегка ее подогреть, то они всплывут наверх. Чтобы избавиться от пузырей, прилипших к форме, можно воспользоваться обычной зубочисткой.

Твердые и жидкие добавки влияют на то, какими получатся в итоге украшения из эпоксидной смолы. Наиболее часто для этих целей применяют алебастр, цемент, мел, деревянную крошку или глиттер (блестки). Содержание добавки в общем объеме смеси – не более 50%. Сухие наполнители обеспечивают получение твердого, но хрупкого пластика.

Для изделий из эпоксидной смолы я беру, в основном, собственные эскизы, созданные в результате творческой работы на основе личной фантазии и воображения.

Для работы потребуется: эпоксидная смола (комнатной температуры), отвердитель, два шприца, одноразовый стаканчик, палочка для перемешивания.

1.Смешиваем эпоксидную смолу и отвердитель в соотношении 2:1 (для Crystal Resin). Одним шприцом отмеряем смолу, вливаем в стаканчик, то же самое делаем с отвердителем. Рекомендуется вливать отвердитель в смолу, а не наоборот. Осторожно! Отвердитель обычно достаточно жидкий и может брызнуть, если надавить на шприц резко.

Если требуется окрашенная смола, то добавляем несколько капель красителя и перемешиваем.

2. Тщательно перемешиваем две жидкости, пока содержимое стаканчика не станет однородным. Делаем это медленно, чтобы не образовывались пузырьки. Если эпоксидная смола и отвердитель жидкие, то образовавшиеся пузырьки быстро выходят на поверхность и лопаются, а если компоненты достаточно густые, то пузырьки останутся там, где были (степень густоты компонентов зависит от производителя). Если эпоксидка перемешана недостаточно хорошо, она плохо застынет.

3. Полученная смесь имеет жидкую консистенцию, поэтому ее нужно отставить в сторону на 40-60 минут. Надо подождать пока содержимое стаканчика приобретет необходимую для работы консистенцию вязкости густого киселя.

Выполнив творческий проект, я справилась со всеми поставленными задача ми: изучила историю и виды эпоксидной смолы; расширила и углубила знания о происхождении эпоксидной смолы и областях её применения; изготовила украшения и разные изделия из эпоксидной смолы (Приложение 1). Продолжаю совершенствовать и закреплять навыки по работе с эпоксидной смолой. К изготовлению каждого изделия я подхожу с креативом и всегда получаю эмоциональное удовольствие от работы. Все полученные знания и умения передаю студентам по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Вместе мы создаем разные изделия и занимаемся предпринимательской деятельностью, организуем выставки-продажи и мастер-классы для школьников.

Работая над проектом, я получила новый и ценный опыт, научилась изготавливать изделия с использованием эпоксидной смолы, оформлять и декорировать украшения, получила интересную информацию об эпоксидной смоле, её свойствах и областях применения. Впереди у меня ещё много планов, которые мне очень хочется реализовать.

Список литературы

1. Алексеева, О.В. Художественная деятельность как разновидность интеллектуальной деятельности [Текст] / О.В. Алексеева // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. - 2014. - № 79. - С. 8-11.

2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного искусства[Текст] / Б.Г. Ананьев. - Санкт-Петербург; Москва; Харьков; Минск: Питер, 2017. -261 с.

3. Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одаренности [Текст] /Б.Г Ананьев // Проблемы способностей - М., 1962. - С. 15-36.

4. Бархин, М.Б. Методика художественного проектирования в декоративно-прикладном искусстве [Текст] : уч.-метод. пособие для худож. вузов и факультетов. [Текст] / М.Б. Бархин - К.: Строитель, 2018. - 334 с.

5. B.С. Безрукова, Екатеринбург. обл. ин-т развития регионального образования - Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. - 320 с.

6. Божович, Л.И. Проблемы народного и современного искусства [Текст] / Л.И. Божович. - М. : 1997. - 349 с.

7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в любом возрасте. [Текст]: психологический очерк / Л.С. Выготский. - М.: 1991. - 92 с.

8. Выготский, Л.С. Проблема обучения декоративно-прикладному искусству [Текст]: Т.1. / Л.С. Выготский // Избран. исследования. - М.: 1982. - С. 24.

9. Горяева, Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» [Текст]: Метод. пособие к учебнику / Н.А. Горяева. - М.: Просвещение, 2003. - 109 с.

10. Кедров, Б.М. О творчестве в науке и технике [Текст] / Б.М. Кедров. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 192 с.

11. Кравцов, А.Ю. Проектирование как метод деятельностного познания [Текст] / А.Ю. Кравцов // Открытая школа. - 2006. - №3. - С. 63-67.

12. Кудрявцев, В.Т. Психология художественного мышления [Текст] / В.Т. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - С. 33-46.

13. Леонтович, А.В. Развитие творческих способностей личности в проектно-исследовательской деятельности [Текст] / А.В. Леонтович // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 1. Педагогика. 2013/1. - С. 50-57.

14. Ломов, С.П. Дидактика художественного образования [Текст] : монография / С. П. Ломов. - М : ГОУ Пед. акад, 2016. - 104 с.

15. Ломов, С.П., Аманжолов, С.А. Методология художественного образования [Текст]: Учебное пособие. / С. П. Ломов, С.А. Аманжолов - М.: МПГУ, 2018. - 188 с.

16. Лук, А.Н. Юмор, остроумие, творчество [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Искусство, 1977. - 183 с.