Конспект занятия "Холодный батик"

Короткина Анна Николаевна

Поурочный конспект занятия

Возраст 12-17 лет.  Время занятий : 4 занятия по 2 часа = 8 часов

Тема: Роспись холодный батик.

Цель: Ознакомить учащихся с древней технологией росписи «Холодный батик» и представить современные способы росписи по шелку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочный конспект занятия

Возраст 12-17 лет.  Время занятий : 4 занятия по 2 часа = 8 часов

Тема: Роспись холодный батик.

Цель: Ознакомить учащихся с древней технологией росписи «Холодный батик» и представить современные способы росписи по шелку.

Обучающая: обучить техническим приемам в росписи солевой и акварельной техник, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.

Развивающая: развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.

Воспитательная: воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, живописи; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран

 Задачи:

  1. Провести занятие о  художественной росписи «Холодный батик» и рассказать о ее принципах.
  2. Выполнить картину росписью «Холодный батик»

Личностные:

  • Мотивация (научить презентовать себя, представив работу на выставку)
  • Отношения к результатом труда человека или одноклассника.

Метопредметные:

Познавательные:

  • Уметь анализировать свою работу и одноклассников.
  • Работать с информацией, просмотр презентации и наглядного пособия

          Коммуникативные:

  • Уметь работать в коллективе.

           Регулятивные:

  • Понимать план действий
  • Понимать учебную задачу
  • Планировать

Оборудование и материалы:

Подрамник, рамка, искусственный шелк, кисти мягкие, краска по ткани батик, резерв, контуры, учебная доска, простой карандаш, ластик, цветное фото выбранной картины, черно – белое фото картины для перевода на ткань, губка, мультимедийное  сопровождение, баночка с водой, салфетка.

Конспект занятия по росписи картины техникой «Холодный батик»

№ занятия

Этап занятия

Содержания

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный момент

Приветствие детей; Организация рабочего места; Списочная деятельность; Назначения дежурных;

Приветствовать; Проговорить  о рабочем месте и материалами работы; Назначить дежурного

Приветствуют; Выполняют и приготавливают рабочее место;

2

Актуализация занятий

Задать вопросы

Задать вопросы

Приложения №1;

Слушают; Отвечают;

3

Объяснение нового материала

Анализ образца

Сообщения о традициях; история техники «Холодный батик»; Алгоритм работы

Вопросы

Рассказывать Приложения №2;

3 вопроса Приложения №3

Слушают; Вникают; Анализируют; Выполняют;

3 ответа

4

Практическая деятельность

ТБ (охрана труда)

Физ. минутка

Продолжения практической работы

Алгоритм работы (презентация) Приложения №4

ТБ Приложения №5

Музыкальная физ. Минутка Приложения №6

Рассказывает;

Показывает;

Объясняет;

Рассказывает;

Спрашивает;

Выполнение Физ. минутки

Слушают;

Вникают;

Анализируют;

Отвечают;

Выполнение физ. минутки

5

Итог занятия

Выставка; Похвала; Рефлексия;

Воспитательные Цели; Похвала; Анализ;

Слушаю Получают удовольствия; Комментируют;

6

Уборка рабочего места

Выполняют дежурные;

Приложения №1

Приветствие. Проверка численности учащихся. Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются между партами, раскладывают подрамник, на которых предварительно кнопками натянута ткань формата А3 с нанесенным рисунком при помощи резервирующего состава. Справа около каждого ученика приготовлены краски по батику, кисть беличья №3, №6, вода, палитра, тряпочки.

Приложения №2

Сообщение темы урока. История развития батика

Учитель: «Если вам надоело рисовать на бумаге, что еще можно использовать, на чем рисовать?» (вопрос к учащимся).

«Сегодня я предлагаю Вам заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие. Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем и хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что Вы наверняка найдете себе технику по душе (вопрос к учащимся).

Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».

Слово "батик” в переводе с яванского означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники – «горячий батик».

В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.

Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.

В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.

В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы

В «холодном» батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и – свободная роспись

Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны».

Приложения №3

1. «Что бы вы выбрали сюжетом своей работы?» (вопрос к учащимся)

2. «Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые?» (вопрос к учащимся)

3. Если то и другое, то нам предстоит работа в двух жанрах – как с плоскостной, так и с пространственной композицией, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью.

Приложения №4

Презентация на тему «Холодный батик».

Алгоритм работы.

Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники «Холодный батик»

Учитель: «Сегодня на уроке нам понадобятся: палитра, краски по батику, резервирующий состав, ткань (шёлк),подрамник и кнопки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента (ее приклеивают на подрамник, чтобы не испачкать ее краской), натуральные кисти разных размеров, соль, карандаш ТМ (для прорисовки контура), фен, (для сушки ткани)

Шелк надо обязательно выстирать – это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на шелке при попадании на него капелек воды во время работы. Кроме того, если необходимо изделие определенного размера, важно знать, что после стирки шелк дает усадку – примерно 2–3 см на 1 погонный метр. После стирки шелк надо отутюжить и натянуть.

Вам необходимо закрепить ткань. Делается это очень легко: начинается натягивание ткани с левой кромочной стороны кнопками с расстоянием в 10-12 см. Затем натягиваем противоположную сторону. Заканчиваем процесс натягиванием двух других сторон тем же способом.

Во избежание окраски самой деревянной рамы, лучше на поверхность дерева наклеить скотч.

После того, как вы выполнили подготовительную работу, можно приступать к процессу создания вашей картины»

Вводный инструктаж по выполнению практической работы

Учитель: «Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет, с двух сторон.

Если вести тюбик с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур

Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.

Если капля резерва упала на ткань, ее можно растворить бензином.

Если вы затеяли большую роспись, терпеливо проработали все контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски, и, о ужас, тут протекло, и там протекло, и здесь…Не теряйтесь. Скорее берите вновь в руки резерв и исправляйте все огрехи.

Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщенной

Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.

Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна.

После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.

Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.

Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской. Темный цвет осветлить уже никак не удастся».

Самостоятельная работа учащихся. Создание общего композиционного строя, с учётом символики цвета. Колористическое решение

Учитель: «Итак, с чего мы начинаем свою работу над композицией? Сначала это выбор темы. Затем Мы сделали зарисовки мотивов в карандаше, а затем акварелью.

- «Что дальше делаем с полученными работами»?

- «Используя, законы построения композиции, работаем над эскизами - основой для создания росписи».

- «После завершения работы над композицией, что нужно сделать»?

- «Нужно подготовить для росписи ткань. Для этого её необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить фабричную обработку ткани, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной».

- «А как натягивать ткань для росписи?»

- «Мы закрепляем ткань кнопками сначала по кромочной стороне, а затем по противоположной. Потом натягиваем две оставшиеся стороны по очереди. Натягивать ткань нужно как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.»

- «А как вы переносили рисунок на ткань?

1. Вначале нанесли рисунок на плотную бумагу простым карандашом, затем маркером чтобы их было хорошо видно через ткань.

2. Закрепили от рисованный рисунок под тканью, с помощью одно стержневых булавок.

3. Обвели рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом

Для нанесения на ткань контура рисунка применили специальные резервирующие составы разных цветов».

- «На какие группы цветов подразделяются известные вам цвета На ахроматические: чёрный, серые и белый, и хроматические - все цвета спектра.»

- «После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть.

Для использования солевой техники подходят и акварельные художественные краски.

- «Как вы считаете – чем отличаются акварельные краски от специальных красок для б Ответ – краски для батика в жидком концентрированном состоянии и закрепляются паром)

Затем увлажняется ткань, сверху вниз, постепенно. Следим за тем, чтобы ткань была увлажнена равномерно. Начинаем накладывать краску сверху вниз с более светлых тонов. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом.

При нанесении краски нужно поддерживать постоянное увлажнение ткани.

- «Что будет с цветами? Смешаются ли они в оттенки?»

- «Один цвет перемещается в другой, создавая новую цветовую гамму».

- «На более влажные участки ткани наносим соль. Впитывая влагу, соль осветляет участок ткани.

Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов. Мелкая соль на влажном шелке создает изящную структуру рисунка, для нее типичны относительно темные участки пигментных скоплений. Крупная соль создает четкие световые смещения батика?»

Контролируем получившийся результат от воздействия соли на краски и влагу. На переходных участках хорошо прослеживаются основные цвета и основные краски. Очертания узоров можно корректировать с помощью соли «абсолютно целенаправленно», если разместить ее на шелке в определенном порядке и затем осторожно нанести краску между кристаллами. Типичными для такого метода являются цветовые смещения, вызванные различной степенью растекаемости         отдельных красок, в сочетании с четкими контурами. Сушим работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана именно с применением соли или мочевины».

- «Что вы узнали о свойствах соли?»

- «Можно ли смешивать на картинной плоскости холодные и теплые оттенки?»

- «Нужно ли вторичное нанесение краски при высыхании работы?»

- «Чем понравилась вам солевая техника?»

(Ответы учащихся)

- «Акварельная техника основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих цветовые сочетания.

Для окрашивания ткани мы используем высококонцентрированную краску для росписи. Она применима в любой технике, имеет 30 великолепных, легко смешивающихся друг с другом и не меняющихся после закрепления цветовых оттенков.»

- «Как пишут в акварельной технике?»

- «В акварельной технике пишут «сырым по сырому».

предлагаю вам увлажнить кистью натянутую поверхность ткани.

Это не значит, что поверхность шелка должна быть покрыта лужами воды. Просто он должен быть хорошо пропитан влагой и оставаться таковым все время пока Вы на нем работаете, - в противном случае краска ляжет неровно.

На влажном шелке краска растекается равномерно. Получается плавный переход от одного цветового тона к другому.

Если какой либо участок на ткани, необходимо высветлить, берем маленький фрагмент губки и высветляем  нужный участок круговыми движениями. Предлагаем классу выполнить эту часть работы.

Процесс высыхания образует изумительные цветовые переходы, не знающие границ. При полном высыхании шелка делаем различные акценты».

Чем понравилась вам акварельная техника?

Выводы по теме холодный батик (солевая и акварельная техника)

Учитель: «Солевая техника настолько доступна, что позволяет работать в любом формате на любой плоскости. Эту технику отличает особое колористическое благородство. Прежде всего поражает сколь бесчисленное множество сочетании оттеночных смешении красок можно использовать. И все же при таком обилии сочетаний цвета рисунков, можно классифицировать в три основные группы. Это – геометрические, растительные, фигуративные и иные изобразительные мотивы.

Поведение итогов

По окончанию урока проводится выставка и анализ детских работ по 3-м направлениям:

  1. Уровень овладения приемами декоративной росписи;
  2. Выразительность придуманной композиции;
  3. Аккуратность в выполнении работы.

11. Уборка рабочего места.

Приложения  № 5

Техника безопасности.

по охране труда при работе с красками и акриловым лаком

1. Общие требования безопасности

1.1. Избегать попадания краски на одежду и открытые участки тела.

1.2. Рабочее место должно быть хорошо освещено.  

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду.

2.2. Подготовить рабочее место к работе: убрать все лишнее и

покрыть стол целлофановой пленкой или клеенкой;

2.3. Взболтать баночки с красками и лаком перед использованием с закрытыми крышками.

 3. Требования безопасности во время работы

3.1. Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы.

3.2. Хранить кисти в специальных пеналах.

3.3. Баночки с красками и лаками хранить в коробках, во избежание опрокидывания.

3.4. Не размахивать рукой с кистью, во избежание нанесения колющих травм соседям.

 4.Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае попадании краски или лака на одежду или открытые участки тела, необходимо промыть проточной водой.

4.3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите педагогу.

 5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Хорошо вымыть кисти теплой водой с мылом.

5.2. Герметично закрыть флакон с краской и лаком.

5.3. Кисти убрать в чехол, а краски и лаки в коробку.

5.4. Приведите свое рабочее место в порядок.

5.5. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

5.6. Уходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

Приложения №6

Музыкальное сопровождения физ. минутки. Презентация

Пояснительная записка

Это пособие предназначено для проведения игрового общего массажа с детьми под музыку.

На 2 слайде  автоматически воспроизводится музыкальное сопровождение к тексту.

При проведении массажа дети выполняют  рекомендованные движения.

Данную  физ. минутку рекомендую включать в  любой урок.