Развитие читательской компетенции посредством мероприятий школьной библиотеки

Чупикова Раиса Ивановна

Из опыта работы школьной библиотеки по формированию читательской грамотности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Чупикова Р.И.

Библиотекарь МКОУ «Ржавская ООШ»

Большесолдатского района

Развитие читательской компетенции посредством мероприятий школьной библиотеки

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать

читаемое – вот в чём главное дело».

                                                                                                 К. Д. Ушинский

Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Её необходимо развивать с раннего детства. Книга - это один из источников, развивающий  творческий потенциал ребенка,  поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую  компетентность. 

Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области человек.

 С появлением компьютера в мире  отношение к книге сильно  изменилось. Сейчас можно получить любую  информацию с экрана телевизора или компьютера. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению.                                             

По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время   уменьшилось.   В чтении книг  подрастающее поколение перестало видеть смысл.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер. (американский философ)

Целью образования в современной школе как раз и является развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребёнка. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.

 Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому, очень важно   вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к чтению,  и не только в стенах школы, но и дома. Вести совместную работу с родителями по домашнему чтению со своими детьми.

Школьная библиотека – первый опыт социальной коммуникации ребенка. Приобщение его к книге. Экскурсия в библиотеку. Здесь учащиеся знакомятся с книжными выставками, правилами для читателей. Заповедями читателей. Когда 1-классники заканчивают Азбуку, мы совместно с учителями начальной школы проводим праздник «Посвящение в читатели».

«Прощание с Азбукой» — очень большое событие в жизни детей, ведь они наконец-то одолели один из важнейших рубежей в этой жизни — научились читать. Для каждого ребенка окончание изучения Азбуки — особенный день. Теперь начинается совсем новый этап в жизни юного читателя, ведь последняя страница Азбуки — это дверь в новую жизнь. Подумать только, уже изучены все буквы, освоено чтение. Для каждого ребенка это большое достижение. Дети очень гордятся тем, что смогли освоить это первое серьезное дело в их жизни.

Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются следующие   формы и методы работы нашей библиотеке.

 Метод творческого чтения.  Метод творческого чтения - метод обучения чтению художественных произведений, направленный на активизацию деятельности и использующий творческие приемы работы взрослого и детей (С. И. Абакумов). В основу метода положен принцип связи чтения и понимания прочитанного с жизнью и деятельностью детей. (Формы: выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение, прочтение текста по ролям). Также это громкое чтение и обсуждение прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.

Библиотечно-библиографические уроки. Они учат детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию.

«Книга начинается…» Содержание темы: Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой. 1 класс;

«Из чего состоит книга?» Структура книги. (Зарядка: строение нашего тела, строение «тела» книги: корешок, переплет, обложка, странички. Викторина по пройденному материалу). 2 кл

Книга и ее создатели. Содержание темы: Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Как читать книги. Углубление знаний учащихся о книге, формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги. Роль иллюстраций в книгах. 4 кл;

«Работа с информацией. Содержание темы: Записи прочитанного, их виды и назначение (записи впечатлений, выписки, цитаты)» 7 кл

«Сочинение на «отлично». Содержание темы: Методика написания сочинений различных жанров», 9 кл.

Виртуальная  экскурсия. Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде -видео, -аудио и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Представить информацию можно с помощью мультимедийной технологии. Мультимедиа – это синтез информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видеоизображения, фотографии, картины) и аналоговой информации звука (речь, музыка и другие звуки). проводится с использованием медиа-ресурсов. Виртуальная экскурсия возможна  в музей того или иного писателя, по историческим местам, достопримечательностям и т.д. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждениях этой экскурсии, опираясь на свой читательский опыт.

«Литературные места Курского края». 7-9 кл

 Книжная выставка-кроссворд «Всему начало здесь, в краю моём родном». 5-6 кл.

«Праздничный календарь» -это мероприятия связанные с какими-нибудь календарными праздниками и датами.

«Библиотечный бульвар» – мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы чтения. Проводилось ко Дню семьи, любви и верности.

Мероприятия с использованием ролевых игрИнсценирование отрывков из произведений. 

Такие мероприятия способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

«Литературная визитка»

Подобные праздники проходят ежегодно к юбилеям писателей.

Литературные и интелектуальные игры

Игра интеллектуальная – игра, где успех достигается за счет мыслительных способностей человека, его ума.

Турнир «Веселые книголюбы»., 5-6 кл

«Библиотечная страна» 3,4 кл

Головоломки, викторины и квизы для учащихся начальных классов

Уроки мужества . Они формируют у ребят чувство патриотизма, уважение к старшему поколению. Книги с военной тематикой помогают школьникам быть более компетентными в вопросах истории нашей страны, родного края

«Письмо герою» (с презентацией и музыкальным оформлением) -3/6кл.

«80-летию битвы на Курской дуге посвящается».8-9 кл.

«Азбука славы Курской области» 5-6 кл

«Героями не рождаются 7-8 кл

Участие в конкурсах (конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций). К каждому мероприятию проводятся конкурсы рисунков. Наши дети принимают участие в районных конкурсах, проводимых РМК.

Для развития читательской компетенции у школьника широко используется  изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек – малышек, разноцветных закладок для прочитанных книг.

Для полноценного развития личности и формирования читательской компетенции стремимся объединять усилия педколлектива и школьной библиотеки. Используем педагогический потенциал литературы как предмета в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работаем с учреждениями культуры, с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.

«Книга-это духовное завещание одного   поколения другому. Вся жизнь   человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…»   А.И. Герцен