Методические рекомендации к проведению дня библиографии «Путешествуй вместе с книгой". Викторина по книге Шустовой Инны "Теперь я знаю..."

Алексеева Елена Владиславовна

Сценарий проведения викторины по книге Инны Шустовой "Теперь я знаю" познакомит школьников с природой Камчатки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

День библиографии «Путешествуй вместе с книгой»

Викторина по книге Инны Шустовой «Теперь я знаю...»,-М.:Дет.лит.,1995

https://www.litmir.me/br/?b=550278&p=14

Эта книга, ставшая победителем конкурса, проходившего в рамках программы «Обновления гуманитарного образования в России», своеобразная энциклопедия по Камчатке.

Вместе с мальчиком Андреем ребята совершат увлекательное путешествие по Камчатскому полуострову. И узнают много интересного и полезного из разных областей наук: географии, астрономии, биологии, геологии, искусства и т.д.

Эту книгу можно читать и как научно-популярную, и как справочную, т.к. занимательный текст сопровождается историческими и справочными материалами. Чтобы ориентироваться в этой книге, необходимо самим подробно с ней познакомиться.

В день библиографии рекомендуем познакомиться со следующими главами книги: «Первый поход», «Стволы, листы и деньги», «Идём разгадывать ботаническую загадку Камчатки», «Папина лекция».

Содержание мероприятия:

Биб-рь: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на полуостров Камчатка вместе с книгой Инны Шустовой «Теперь я знаю...» и поговорим о растениях.

Дети находят отрывок в книге и читают: / «Все цветковые растения делятся на три большие группы: деревья, кустарники, травянистые растения — травы.

У всех деревьев главный стебель твердый — ствол.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Хвоя — это листья хвойных деревьев. Узкие, покрытые плотной кожицей листья хвойных экономно испаряют влагу. Поэтому хвойные деревья легче лиственных переносят засуху. У кустарников главного стебля нет или он развит слабо. Ветви начинают расти у самой поверхности почвы. У травянистых растений сочный зеленый стебель, он никогда не деревенеет полностью.» с.136-137/

Библиотекарь: Ребята, каждый из вас бывал в лесу. А знаете ли вы, как себя вести в нём?

Дети: Нельзя кричать, чтобы не пугать животных и птиц. Ломать и рвать растения.

Биб-рь: А ещё в лесу надо быть внимательным, чтобы увидеть много интересного.

Пойдём-ка. Дружок,

По тропинке вдвоём

Ответы искать

Под зелёным шатром.

Леса бывают разными, потому что растут в их разные деревья, например, березняк, еловый лес, сосновый бор, дубрава, а может быть смешанный лес.

И в каждом лесу растут свои растения. Чтобы хорошо знать и изучать растения. Составляют гербарии. Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги.

Дети находят отрывок в книге и читают: / «Иван Федосеевич почесал в затылке и говорит:

— Нет, не про все, конечно. Да про все и не надо знать. У меня есть такая книга — «Определитель растений». Увижу незнакомый цветок и ищу в книге его название. А в книге, — говорит Майка, — про все-все цветы написано?

— Почти про все, — отвечает Иван Федосеевич. — Кукушкину тамарку видишь? — Он показал на цветок, который как белая бабочка, только крылышка три. — Про нее написано, потому что ее кругом много. А есть растения, которые очень редко встречаются, и вполне возможно, что их никто не описал.

Майка сделала важные глаза:

— Я про вас догадалась. Вы будете знаменитым.

У Ивана Федосеевича опять от глаз побежали веселые морщинки.

— Откуда такой голословный вывод?

— И вовсе не голословный! — Майка затарахтела — теперь ее не остановишь. — Вы гербарий собираете? Собираете. По книжке смотрите? Смотрите. И вам попадается цветок, а в книжке он не описан. И вы его по-своему называете и сообщаете куда надо. И все вам завидуют, потому что вы открыли новое растение. Здорово, да? И вы на весь мир знаменитый! с.99/

Знакомство с Красной книгой

/Растения и животные, которые стали редкими или находятся под угрозой исчезновения, записаны в Красной книге. Во всем мире красный цвет означает запрет.

На красных листках книги сказано о растениях и животных, которые могут исчезнуть.

На желтых листках — о растениях и животных, которые стали очень редкими.

На белых листках записаны названия растений и животных, состояние которых внушает ученым опасения.

На зеленых листках рассказано о таких растениях и животных, которые чуть не исчезли, но восстановлены человеком.

Есть еще серые листки, куда записывают малоизученные виды растений и животных. Редкими растениями считаются пихта Камчатская, Крымский эдельвейс, лотос и другие.с102-103/

Биб-рь: Растения Камчатки приспособились к непростым климатическим условиям .

Дети находят отрывок в книге и читают: / «Есть деревья с высокий дом, а есть как сарай. И все раскоряки.Иван Федосеевич сказал, это каменная береза — одно из самых древних на Земле деревьев. Самым высоким деревьям лет по двести, а может, и больше.Я спросил, почему береза каменная. Оказывается, потому, что она, как камень, тонет в воде. Не как другие деревья, которые плавают. У нее очень плотная древесина — гвоздя не вобьешь.

— А почему она кривая? — спрашиваю. — Вся в загогулинах.

— По-научному — искривленная, — говорит Иван Федосеевич. — Она не может все время расти вверх.

— Вот барыня, — говорю. — Другие могут, а она нет.

— Другие здесь не растут, — говорит Иван Федосеевич. — Не выдерживают долгих ветров.

— Значит, — говорю, — она от ветра искривленная?

— Ветер ее формирует. Как бы тебе объяснить? — Иван Федосеевич почесал в затылке. — Представь себе: на конце веточки проклюнулась почка роста и совсем было собралась распускать листики. По вдруг с севера прямо на почку задул холодный ветер. Береза не стала разворачивать листики из этой почки. Она развернула листики из другой почки, защищенной от ветра. А эта первая почка замерла, затаилась до времени.

— Хитрая какая! — удивился я. — Затаилась и ждет, когда кончится ветер?

— Правильно! — говорит Иван Федосеевич. — А защищенная от ветра веточка растет, пока ветер ей не мешает. Переменится ветер, веточке станет холодно — и она замрет. А та, которая затаилась, снова начнет расти. Поэтому и получается у каменной березы ствол раскорякой и широкая, разбросанная крона. /с.131-132

Биб-рь: Вы знаете какой уникальной способностью обладают растения?

Дети находят отрывок в книге и читают: / «Солнце светит, — стал он рассказывать, — и отдает листьям свою энергию. А в листьях есть особое вещество — хлорофилл. Замечательное вещество! Оно эту энергию поглощает. Понятно?

Мне было не очень понятно, но я кивнул, чтобы скорей слушать дальше.

А Майка отвернулась и делает вид, что разглядывает каменную березу.

— Дальше так, — сказал Иван Федосеевич. — Хлорофилл получает от солнечного луча энергию. В нем, в хлорофилле, образуются питательные вещества. Они кормят дерево, и оно растет, цветет, дает плоды. А мы эти плоды едим. И животные едят, и птицы. А у многих растений мы едим корни и листья.

— Картошку и морковку! — догадался я. — И салат! И еще лук!

— И свеклу, — подхватил Иван Федосеевич. — И петрушку. И укроп...

Я почесал в затылке, как Иван Федосеевич.

— Получается, — говорю, — что зеленый лист всех кормит?

— Именно это и получается, — согласился Иван Федосеевич. — Корова, например, поест траву и даст нам молоко. И мясо мы едим...» с. 133-134/

Биб-рь: Как зелёный лист помогает дышать?

Дети находят отрывок в книге и читают: / «Да еще он всем нам помогает дышать!

— А это не враки? — на всякий случай не поверил я.

— Какие враки! — завелась, как будильник, Майка. — Не знаешь — быстро объясню. Мы дышим чем? Воздухом. Воздух — что? Смесь газов. Самый главный газ в воздухе какой? Кислород. Его много. А не главный — углекислый газ. Его мало. ... Объяснил, что углекислый газ нужен растениям для питания. Именно из него хлорофилл создает питательные вещества.

Вернее, не из всего углекислого газа, а из содержащегося в нем углерода.

Углерод соединяется с водой и дает углеводы — сахар, крахмал.

А кислород, который тоже был в углекислом газе, остается, и растения его выдыхают. Поэтому там, где есть растения, в воздухе всегда больше кислорода, чем, например, в городе. А где больше кислорода, там людям легче дышится.» / с.134-135

Биб-рь: В природе много чудес и загадок, и в каждом лесу они свои. На Камчатке есть тоже ботаническая загадка. В этих краях растут кедровый стланик и пихта грациозная, а другие хвойные растения не приживаются.

Пихта грациозная и есть ботаническая загадка Камчатки. Её шишки имеют сою особенность.

Дети находят отрывок в книге и читают: / «Обычная еловая шишка растет вниз, как сережка. Приходит время, чешуйки раскрываются, и семена высыпаются вниз. На ветках остаются пустые шишки.

Шишка пихты всегда растет вверх. Когда чешуйки раскрываются, семена не высыпаются, а вместе с чешуйками одна за другой отваливаются от стерженька шишки. На ветвях остаются голые, острые, как гвозди, стерженьки.» с.148-149/

Биб-ль: Впервые о камчатской пихте написал русский исследователь Камчатки Степан Крашенинников. Он путешествовал по этим местам более 200 лет назад. Камчадалы-жители Камчатки охраняют пихтовую рощу, как заповедную. Пихты нельзя не только рубить, но и прикасаться к ним.

Дети находят отрывок в книге и читают: / «Старики передают из уст в уста легенду, что всякий, кто дерзнет прикоснуться к пихте, непременно умрет.

А еще легенда гласит, что пихтовая роща выросла над телами погибших камчадалов. Они воевали с неприятелем, попали в эти места и «так оголодали, что несколько времени принуждены были питаться лиственничной корою, а напоследок померли». с 151/

Биб-рь: Камчатская пихта довольно необычна. Каждая хвоинка сверху зеленовато-лиловая, а снизу-голубая. Когда дуют холодные океанские ветры, пихта поднимает нижние ветки. Они загораживают собой ствол. А хвоинки, когда непогода, она поворачивает так, что что видна их нижняя сторона –голубая. И вся пихта меняет свет- становится голубой. А зачем она поворачивает хвоинки, наука пока не выяснила. Может быть, кто-то из вас, ребята, когда вырастет и разгадает эту тайну.

Биб-рь: Откуда появилась пихта на Камчатке

Дети находят отрывок в книге и читают: / «В начале нашего века замечательный ученый Владимир Комаров первым описал пихту по-научному. У него была своя гипотеза, то есть предположение, о происхождении рощи. Комаров считал, что пихтовая роща — остаток древних пихтарников и что она пережила древнее оледенение Земли.

— Здесь вулканы, — сказала Майка. — Земля теплая. Вот пихта и спаслась от оледенения.

— Не исключено,— сказал папа. — Молодец, хорошо мыслишь. — И ласково поглядел на Майку. — Многие ученые тоже так думают. Но есть и другие гипотезы. Одна из них мне нравится, и я склоняюсь к ней. ...

— Мы предполагаем, — продолжал папа, — что пихта появилась на Камчатке недавно, всего лет девятьсот назад.

— Ничего себе недавно! — не выдержал я. — Это же было, когда жили наши... — я стал считать, — пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-дедушки!

— Сколько получилось «пра»? — Иван Федосеевич почему-то развеселился.

— Девять! Потому что человек живет по сто лет! — сказал я.

— Пусть по сто, — сказала Майка. — Пожалуйста, рассказывайте скорей. Как вы думаете, кто ее тут посадил?

— Давайте думать вместе, — сказал папа.

— Может, виной всему птицы? — сказал Иван Федосеевич. — Они склевывают семена растений — это их пища. В птичьем желудке некоторые семена не перевариваются, остаются невредимыми. Птицы улетают далеко от тех мест, где склевывали семена, и там их выбрасывают с испражнениями. Я как фыркну, а папа рассердился:

— Прекрати глупые смешки! Разговор серьезный. Понимаешь, Иван, похожая пихта растет на острове Сахалин. За полторы тысячи километров отсюда. Даже если птица склюнет семечко пихты, оно у нее в желудке пробудет не больше полутора часов. А за полтора часа птица далеко не улетит. К тому же семена пихты нежные и повреждаются при склевывании.

— Значит, семена перенес человек! — сказал я.

— Археологи с тобой согласны, — сказал папа. — Они считают, что семена пихты сюда занесли племена тончей. Тончи в древности жили на Сахалине. На них с юга нападали айны, выходцы из Японии. И тончи от них уплывали на своих быстроходных байдарах, сделанных из кожи тюленей, искали новые места для житья. Они могли с одеждой, утварью, в щелях байдар занести в эти края семена пихты. Кстати, воины, о которых говорит Крашенинников, возможно, были именно тончи. ... — Надо выкопать маленькие пихточки и посадить у дома. Вырастет роща, и можно будет из пихты строить дома!

— Кабы так, — сказал Иван Федосеевич, — все было бы проще простого... Мы пытались и пересадить ее, и из семечка вырастить — нигде она не приживается! Засыхает, и все.

— Да-а, загадка! — сказал папа. — Выбрала себе двадцать два гектара — и никуда больше не желает переселяться.» с. 151-152/

Биб-рь: А теперь, давайте попробуем вспомнить о чём мы с вами говорили и постараемся ответить на вопросы:

  1. Где записаны растения и животные. Которые стали редкими или находятся под угрозой исчезновения? / в Красной книге/
  2. Что означает цвет этой книги? /красный цвет-означает запрет/
  3. Какие цветные страницы есть в книге? / На красных листках книги сказано о растениях и животных, которые могут исчезнуть; на жёлтых листках — о растениях и животных, которые стали очень редкими; на белых листках записаны названия растений и животных, состояние которых внушает ученым опасения; на зеленых листках рассказано о таких растениях и животных, которые чуть не исчезли, но восстановлены человеком;

серые листки, куда записывают малоизученные виды растений и животных. /

  1. Назовите три большие группы цветковых растений /деревья, кустарники, травы/
  2. Какие бывают деревья? /лиственные и хвойные/
  3. Как растут шишки у пихты? /вверх/

Беседу можно дополнить материалом из энциклопедии «Почемучка» и вопросами по ней Р.5 «По зелёные леса и лесные чудеса»

  1. Какое самое высокое дерево в Австралии? /австралийский эвкалипт/
  2. Вспомните самые аппетитные деревья /хлебное, колбасное, молочное, конфетное деревья/
  3. Почему листья деревьев зелёные?

Растения имеют зелёный цвет благодаря хлорофиллу.

  1. А что такое хлорофилл? /Хлорофилл (от греческого chloros — зеленый и phyllon — лист) –  зеленый пигмент растений, с помощью которого они улавливают энергию солнечного света и осуществляют фотосинтез. В высших растениях и водорослях хлорофилл локализован в особых клеточных структурах — хлоропластaх и связан с белками и липидами этих структур/
  2. Почему листья опадают? /Вместе с водой дерево поглощает различные соли из почвы, которые к концу сезона откладываются в листьях в большом количестве, а это мешает нормальной жизнедеятельности листа, следовательно, дерево его сбрасывает. /
  3. Какая трава вырастает за один день на полметра?/бамбук/
  4. Какое растение называют деревом-рощей и почему? /баньян раскидывает свои молодые ветви, а вместо с ними и корни. Эти корни, достигая земли, превращаются в ствол другого дерева/
  5. Почему цветы красивые и душистые? /чтобы привлекать насекомых/
  6. Самое высокое хвойное дерево Америки? /секвойя/

Можно использовать и книги серии «Почемучкины книжки»:

  1. Онегов А. С. Почему кукушка слёзы льёт?-М: Изд-во АСТ,2015-46с.
  2. Онегов А.С. Что растёт на лесной поляне?-М: Изд-во АСТ, 2015-46с.
  3. Граубин Г. Р. Почему осенью листопад?-М: Изд-во АСТ, 2015-44с.
  4. Смирнов А.В. Зачем ёлке иголки?-М: Изд-во АСТ,2015-33 с.
  5. Смирнов А.В. Кто на яблоко похож?-М: Изд-во АСТ,2015-45с.