Опыт работы инфоормационно-библиотечного центра МОАУ «Полилингвальная многопрофильная школа-интернат»

Хафизова Римма Дамировна

Опыт работы инфоормационно-библиотечного центра

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_infoormatsionno.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы инфоормационно-библиотечного центра

МОАУ «Полилингвальная многопрофильная школа-интернат»

Информационно-библиотечные центры (ИБЦ) в современных школах играют ключевую роль в обеспечении доступа к образовательным ресурсам и развитии информационной грамотности среди учащихся. Опыт работы ИБЦ в школах включает в себя множество аспектов, начиная от технологических инноваций до интеграции с учебными программами и поддержки индивидуализированного обучения.

Современные ИБЦ активно адаптируются к динамике информационной эры, внедряя современные технологии и цифровые ресурсы. Электронные книги, базы данных, онлайн-журналы и другие цифровые форматы становятся неотъемлемой частью ресурсов, предоставляемых в ИБЦ, обеспечивая учащимся множество вариантов для самостоятельного обучения и исследований.

Одним из ключевых направлений работы ИБЦ является развитие информационной грамотности.

В 2021 году библиотека МОАУ «Полилингвальная многопрофильная школа-интернат» была преобразована в информационно-библиотечный центр, задача которого заключается в формировании информационной культуры учащихся, учителей, родителей. И самое главное – способствовать социализации подрастающего поколения. Согласно Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (ИБЦ), функции школьной библиотеки (ШБ) существенно расширяются и включают в себя образовательную,воспитательную, информационно-методическую, культурно-просветительскую,профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции.

Опыт работы ИБЦ также связан с созданием мультимедийных ресурсов. Звуковые и видеоматериалы, интерактивные образовательные приложения и виртуальные туры могут быть включены в ресурсы ИБЦ, чтобы сделать процесс обучения более интересным и доступным.

Мероприятия, организуемые ИБЦ, также играют важную роль в формировании образовательного опыта. Литературные вечера, книжные выставки, конкурсы и образовательные мероприятия не только содействуют популяризации чтения, но и создают платформу для обмена знаний и идей.

Опыт работы ИБЦ в школах не только отражает изменения в технологическом ландшафте и образовательных трендах, но и подчеркивает важность роли библиотекарей в обеспечении качественного образования, развития навыков информационной грамотности и поддержки учебного процесса. Информационно-библиотечные центры продолжают быть неотъемлемой частью образовательной инфраструктуры, играя роль катализатора для развития знаний и творческого мышления среди будущих поколений.

В современном мире библиотека должна быть социальным пространством, открытым для культурной, профессиональной и образовательной деятельности, местом коллективного мышления и творчества, ключевым элементом инфраструктуры чтения и центром формирования информационной и читательской грамотности. Поэтому возникла необходимость реорганизации школьной библиотеки в школьный информационно-библиотечный центр, который отвечал бы всем требованиям к условиям организации образовательного процесса, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами.Таким образом, ИБЦ МОАУ «Полилингвальная многопрофильная школа-интернат» превратился в средоточие творческого процесса педагогов и обучающихся: здесь функционируют мини-типография, школьное телевидение, редакция школьной газеты, звукозаписывающая студия «Поэтариум».

В рамках образовательного пространства решаются социальнокультурные и социально-психологические задачи. Социально-культурные – это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи. Они специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме. Эти задачи определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека и предполагают стремление принадлежать к определенному уровню культуры, владение некоторой суммой знаний, умений, навыков, а также определенный уровень сформированного мировоззрения. Исходя из этого, в своей работе ИБЦ реализует несколько важных функций:

- культурно-просветительская функция: направлена наповышениеуровня культуры, образования пользователя, его интеллектуальное и духовное развитие, социализацию;

- профориентационная функция:личностное самоопределение и построение индивидуальной образовательной траектории является одной из важнейших компетенций, формируемых при реализации ФГОС. Библиотекарь и педагоги оказывают обучающимся профориентационную поддержку, содействует им в построении индивидуальных образовательных траекторий, способствует развитию навыков самопроектирования и способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни;

- досуговая функция: информационно-библиотечный центр становится общественным пространством для встреч и неформального времяпрепровождения. Посетителям обеспечиваются комфортные условия для отдыха, свободный выход в Интернет через Wi-Fi. Досуговая деятельность, организуемая на базе информационно-библиотечного центра, несет развивающую и расслабляющую функции, что позволяет стимулировать когнитивную деятельность и способствует всестороннему развитию обучающихся.

Одно из основных направлений работы – «Поэтариум». Это объединение талантливых чтецов, которые учатся искусству живого слова, развивают художественный вкус, дикцию, правильное дыхание, выразительность речи. В специально оборудованной звукозаписывающей студии обучающиеся под руководством педагогов создают свой аудиоконтент, обрабатывают запись, создают музыкальное оформление и публикуют, в том числе на официальном сайте школы: http://belem-school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=338&Itemid=151

Пробуждение интереса к чтению классики, воспитание эстетического вкуса к произведениям художественной литературы, их непосредственное участие в формировании личности человека – все это возможно благодаря выразительному чтению художественных произведений.Такие занятия продиктованы тем, что, к сожалению, современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр фильмов. Увлечение гаджетами приводит к тому, что радиус активности детей (пространство вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона.Детям необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. Дети не привыкли запоминать информацию – им проще найти ее в поисковых системах. Отсюда – проблемы с памятью. Гаджеты, как отмечают многие учёные, могут погрузить молодое поколение в изолированность от социальной среды. Подростку, мир которого ограничен гаджетами, очень трудно стать полноценным и востребованным членом общества и невозможно быть счастливым. А быть счастливым – это конечная цель социализации. Занятия в объединении «Поэтариум» кроме социализации  направлены также и на изучение разных языков, дети читают произведения великих поэтов на разных языках: русском, татарском, башкирском, английском, а также переводят некоторые произведения самостоятельно. Доказано, что язык влияет на мышление и процесс познания. По большей части именно знание иностранного языка определяет то, как человек смотрит на окружающий мир и воспринимает его. Объем мозга увеличивается с изучением каждого нового иностранного слова. Некоторые научные исследования показали, что у переводчиков, которые в течение трех месяцев занимались углубленным изучением языка, увеличился объем серого вещества. И объем этот пропорционально рос в зависимости от того, насколько усердно старался переводчик. Резюмируя, можно отметить, что «Поэтариум» - это не только выразительное чтение произведений литературы и создание аудиоконтента, это возможность всестороннего развития подростка – интеллектуального, социального, эстетического.

Школьный пресс-центр: школьное телевидение «Белем» и школьная газета «Белем». Как соединить интересы детей и подготовку к будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Как воспитать у учащихся уважение к народным традициям, культуре, развить навыки инициативы, самостоятельности, принятия коллективных решений, сформировать активную жизненную позицию? Один из вариантов решения этой проблемы – школьный пресс-центр в системе ученического самоуправления.

Мы живем в мире медиа-расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования - формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа.Школьное телевидение – детское объединение информационного характера, функционирование которого направлено на формирование творческой личности, ориентированной на созидательную деятельность.Метод проектов - один из активных методов обучения, в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.Школьное телевидение «Белем» - это команда корреспондентов, которые всегда находятся в гуще событий: снимают сюжеты, монтируют ролик, озвучивают его и отправляют в эфир. Вся работа школьного телевидения направлена также на всестороннее развитие обучающихся, а также на раннюю профориентацию, ведь перед школьниками-корреспондентами стоит всегда важная задача – осветить мероприятие так, чтобы получился полноценный сюжет. Проект «Школьное телевидение «Белем» направлен на профессиональное ориентирование обучающихся в сфере телевизионного производства, развитие информационной культуры и формирование способности презентовать собственные достижения. Проект способствует развитию творческих и эстетических качеств, информационной культуры, развитию коммуникативных качеств обучающихся.Школьное телевидение — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала подростков. Работа над созданием телевизионных сюжетов позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического, показать публично результаты своей работы. Каждый участник может стать автором и главным режиссером своей передачи, социального ролика, информационного сюжета. Тематика сюжетов выбирается самими учащимися и зависит от их склонностей и интересов. Также сформировать положительную мотивацию к профессиям, особенно востребованным на сегодня в связи с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий: телеоператоры, тележурналисты, операторы видеомонтажа, художники-мультипликаторы и прочее.

Школьная газета «Белем». Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного Пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Еще одним важным качеством, которое «взращивает» деятельность пресс-центра, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.Вовлечение  учащихся в создание школьной газеты поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания.Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании, которая определяет уровень владения учащимися современными технологиями управления информацией.

«Мини типография» в информационно-библиотечном центрешколы представляется не только актуальным, но и инновационным шагом. Этот проект направлен на развитие технических и профессиональных навыков учащихся, а также на создание уникальных материалов, обогащающих образовательную среду школы.

Работа любой школы требует использования большого количества печатной продукции – документов, бланков, буклетов, методических материалов. Выход из ситуации – собственная мини-типография.

Современная школа должна предоставлять учащимся возможность не только усваивать знания, но и развивать творческие и предпринимательские навыки. «Мини типография» в ИБЦ является ответом на запросы времени, предоставляя обучающимся уникальную возможность самостоятельного создания печатной продукции. Оборудование не занимает много места, под него не нужно выделять отдельный кабинет. Важное преимущество мини-типографии – низкая цена печати. Кроме этого, можно печатать необходимые документы, не подстраиваясь под сроки изготовления в крупных типографиях.

Также помимо предоставления книжных фондов, информационно-библиотечный центр обеспечивает поддержку образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, учащиеся имеют возможность воспользоваться справочной литературой и интернет-ресурсами. При необходимости используются мобильные классы и кабинеты информатики. Информационно-библиотечный центр принимает активное участие во внеучебной деятельности. Помещение и оборудование информационно-библиотечного центра используется для организации различных мероприятий.

Но главный результат – информационно-библиотечный центр стал местом коллективного мышления и творчества, центром формирования информационной и читательской грамотности, творческой лабораторией с мощным когнитивным ресурсом развития и обеспечения качества и глубины мышления личности ребенка.

Одним из критериев готовности школы к внедрению обновленных ФГОС является укомплектованность ШБ (ИБЦ) учебной и учебно-методической литературой и обеспечена доступность использования информационно-методических ресурсов для участников образовательных отношений. Для этого должны быть решены следующие задачи:

  • организации информационной поддержки образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг;
  • укомплектованности печатными и электронными информационнообразовательными ресурсами по всем предметам учебного плана;
  • укомплектованности или безопасный доступ к электронному контенту, включающему фонд дополнительной литературы;
  • предоставления возможности образовательной организации иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам;
  • формирования целостного мировоззрения, ответственного отношения к обучению, самообразованию и развитию; воспитания гражданской идентичности.

Создание единого информационного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотечно-информационный центр должен принимать активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы. Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование БИЦ новых технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников раннего возраста, обеспечить инновационное развитие библиотечно-информационного центра, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение ИБЦ.