Приёмы формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности

Шимановская Любовь Михайловна

Приёмы формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

Задание. Выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект школьник должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

Рассматривая проект «День рождения», дается задание.

У тебя скоро день рождения. Ты пригласишь друзей. Как лучше организовать праздник?

- составь меню сладкого стола, который ты       приготовишь;

-что лучше: приготовить торт самой или купить в магазине?       Обоснуй (затраты, состав и т.д.);

- придумай оформление комнаты и сервировку стола;

- опиши сценарий твоего праздника;

- подсчитай затраты праздника.

Какие приёмы для организации поисковой деятельности     обучающихся и поддержки их мотивации использует учитель технологии?

1 Для определения проблемы и цели -  приёмы «Мозговой штурм», «Синектика», «Морфологическая решетка», «Софт-анализ», «Дерево целей», «Визуальное ранжирование», «Метаплан». «Дерево проблем».

2 Для поиска вариантов решения - «Цветок лотоса», «Анализ альтернатив».

3 Для защиты проекта - «Шесть шляп мышления», «Круглый стол».  

4Для рефлексии – «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Заверши фразу», «Мини –сочинение».

 Эти приёмы обеспечивают   взаимодействие педагога и учащихся (интерактивность) в ходе проектно – исследовательской деятельности.                 

Умение применять естественно-научные знания в ситуациях, близких к реальным