Проектная деятельность в образовательном процессе

Мутагарова Люция Рифовна

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [1] выделено в качестве основной задачи современной школы. ФГОС актуализирует необходимость формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах, как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

Учитель физической культуры традиционно привык ориентироваться, в основном, на пассивную деятельность обучающегося, тогда как информационное общество запрашивает человека обучаемого, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, умеющего четко ставить цели и задачи, планировать, работать в команде, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, принимать мнения других.

Наиболее эффективной для решения этих задач считаю проектную технологию. Проектную деятельность организую на уроках и в процессе внеурочной деятельности. Учебные и внеурочные проекты позволяют детям, помимо освоения предметных знаний, умений и навыков решать социально значимые для них проблемы. Современный урок с использованием проектного метода меняет и позицию учителя, который становится фасилитатором, консультируя и способствуя комфортной атмосфере на уроке.

 

 Использование проектной технологии на уроке начинаю с начальной школы. Например, при изучении темы «Ты – чемпион» первоклассники вместе с родителями заполняют семейный журнал «Я и мой папа (мама) - чемпионы!» Особенно актуальным становится данное исследование в настоящее время, когда вновь вводятся нормы ГТО. Таким образом, ребенок и родители имеют возможность следить за динамикой своего физического развития, это становится осознанной ценностью семьи. Вырабатывается системное осознанное отношение к состоянию своего здоровья и образу жизни.

При изучении темы «Подвижные игры» (2 класс) учащиеся разрабатывают и реализуют проект «Во что играли наши бабушки», представляя и проводя с одноклассниками одну из игр своих любимых бабушек и дедушек. К сожалению, в последние годы дети не играют в русские народные игры, не знают, в какие игры играли их родители. В процессе реализации проекта они знакомятся с правилами забытых игр, выясняя как, в какие игры играли родители, бабушки и дедушки раньше, отбирая среди них самые интересные и безопасные. Представляют свой проект ребята на уроках здоровья, организуя и проводя одну игру с одноклассниками. Одноклассники оценивают, по заранее определенным, критериям. В ходе работы над исследовательским проектом создаются условия для проявления лидерских качеств, приобретения опыта взаимодействия с взрослыми на деловом уровне, организаторских способностей.

При изучении темы «Виды спорта. Физические качества» (2, 3 классы) учащиеся начальной школы увлеченно работают над исследовательским проектом «Спортивное генеалогическое древо моей семьи». В процессе работы над проектом школьники узнают, когда, насколько успешно и какими видами спорта занимались их родственники. В третьем классе учащиеся продолжают работать с информацией, полученной в ходе собственного исследования во втором классе. Они не просто описывают вид спорта, которым занимались их родственники, но и выявляют физические качества, развиваемые данным видом спорта, определяют, с какого возраста можно заниматься этим видом. Помимо приобретения предметных знаний учащиеся получают информацию о своих родственниках, изучая генеалогию своего рода. На защите проектов ребята с гордостью рассказывают о спортивных достижениях своих родных.

При изучении темы «Игры народов мира» (4 класс), учащиеся реализуют проект «Безопасные перемены».

В процессе реализации проекта они проводят анкетирование, выявляя самые безопасные игры, наиболее понравившиеся первоклассникам. Продукт реализации проекта каждая проектная группа представляет на теоретическом уроке. Лучшие работы становятся участниками и победителями гимназических, городских, краевых конкурсов. В данном проекте каждый ученик может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.

В основной школе учащиеся уже владеют умением выявлять проблемы, разрабатывать, реализовывать проекты; освоенные проектные умения способны направить на реализацию собственных проблем. С появлением в этом возрасте лишнего веса, курения, лени актуальными становятся такие темы, как «Джинсы - спортивная форма или спортивный стиль одежды?», «Сколиоз – это поправимо!», «Компьютерная зависимость. Как избавиться?», «Зачем стройным девушкам заниматься аэробикой?» и другие.

В старшей школе проекты направлены на решение проблем спортивно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной направленности. Такие проекты помогают регулировать физические и физиологические характеристики: частоту сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление, сон, аппетит, настроение, дозировку упражнений, самочувствие («Влияние средств рекреационно-оздоровительной направленности на функциональное состояние организма», «Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями», «Адреналин – польза или…?» и т.д.).

Уроки физкультуры превращаются в радость от двигательных действий, у детей появляется желание не только развивать физические способности, но и получить новые знания, самому исследовать, добиться результатов. Получив навыки проектной деятельности в учебном процессе, учащиеся желают проявить себя, попробовать свои организаторские способности в разных видах полезной деятельности.

Такой опыт наши ребята приобретают через социальное проектирование во внеурочной деятельности. В последние годы было разработано и реализовано более 25 социальных проектов и событий. Цель таких проектов - создание метапредметной среды для учащихся (привлечение к участию и организации спортивных праздников и соревнований), мотивация к ведению здорового образа жизни, к изучению предмета, развития у учащихся компетенций успешного лидерства и личностных результатов («Сочи 2014», «Шорт-трек в спортзале?», «Фестиваль спортивных игр», «Зов джунглей», «Осенний сбор «Пространство выбора - 33» и другие.). Остановлюсь лишь на некоторых проектах:

 

Проект «Зов джунглей» для первоклашек был реализован учащимися 5а класса в рамках краткосрочных курсов. Получив необходимые знания по разработке социального проекта на теоретических занятиях, ребята написали сценарий, подобрали и изготовили необходимый инвентарь, подобрали соответствующую музыку для каждой эстафеты, оформили зал. Спортивный праздник прошел на высоком эмоциональном уровне, получил высокую оценку родителей и детей. Ценностью данного проекта стала совместная деятельность учащихся, сплоченность, умение работать в команде, умение слышать других, отстаивать свою точку зрения.

Таким образом, системное использование проектной технологии в учебной и внеурочной деятельности по физической культуре дает возможность

организовать современный образовательный процесс, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, стимулировать познавательную активность самих учащихся, обеспечивать не только успешное освоение предметного содержания, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей.

Учебные и социальные проекты позволяют: взаимодействовать учащимся с взрослыми в сотрудничестве, приобретать социальный опыт; учат решать жизненные проблемы; способствуют созданию ситуации успеха.

В дополнительных материалах дан перечень проектов по внеурочной деятельности с результатом проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_sotsialnost.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Руководство проектной деятельностью, разработка и реализация собственных проектов; участие в проектах, социально образовательных инициативах

Название проекта (учебный год)

Результат реализации проекта

Подтверждающий документ

Фестиваль социально-значимых проектов "Добровольцы -беспокойные сердца!" Проект "Подарим детям радость!" в рамках сетевого проекта школ Университетского округа НИУ ВШЭ, 2018-2019, руководитель проектной команды.

Проект реализуется. В рамках проекта проектная команда прошла обучение социальному проектированию на мастер-классах у лучших спикеров Перми. В результате реализации проекта участники проектной команды пройдут профессиональные пробы в детском саду, познакомятся с профессиями организатора, спортивного инструктора, воспитателя детского сада.

Скачать

Краевой проект "Пермский край-территория Добра", 2018-2019, куратор проекта

Проект способствует формированию у молодых людей гражданского сознания, навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем, популяризацию добровольчества в молодежной среде.

Скачать

Городская экологическая акция"Чистая среда", 2018

Лесной массив микрорайона Юбилейный очищен от мусора командой 8в класса на 70 кг.

Скачать

Пермский благотворительный сезон. IX Краевой фестиваль благотворительности, 2017-2018

Реализован проект"Друзья наши меньшие". Проведены классные часы, мастер-классы про птиц для младших школьников по изготовлению кормушек. Очищен участок берега малой реки "Егошиха".

Скачать

Пермский международный марафон- 2017, 2018, руководитель волонтёрской команды.

Школьники прошли учебу спортивного Волонтера. Получили опыт и навыки спортивных волонтеров

Скачать

Краевой сетевой проект интернет-игры "Читаем парк" для обучающихся 2-8 классов в рамках деятельности Университетского округа НИУ ВШЭ по разработке и реализации сетевых образовательных проектов, 2017-2018, организатор.

Проект способствует интеллектуальному и гражданскому развитию школьников Пермского края, повышение уровня информационной компетентности обучающихся, использование формы детско-взрослого сотрудничества

Скачать

Проект "Спортивный Калейдоскоп" в рамках благотворительного мероприятия гимназии "День семьи" , 2017-2018, куратор проекта.

Проектной группой организованы в течение дня более 15  мини-турниров с определением победителей. Проектная группа приобрела навыки составления бизнес плана и его реализации от постановки цели до конечного результата.

Скачать

Школьники приобрели опыт работы с детьми, организации мастер-классов, навыки волонтёрской деятельности.

Скачать

Проект " Широкая Масленица" для детей детского сада, 2017-2018, куратор проекта

Проект способствует приобретению детьми опыта социального признания, навыков проектной деятельности. Предложенный проект представляет собой организацию спортивного праздника для дошкольников.

Скачать

"День борьбы со стрессом", 2016, 2017, организатор

В результате реализации проекта гимназисты получили знания о преодолении стрессовых ситуаций, научились техникам и методикам снятия напряжения, на практике проверили влияние двигательной активности на настроение и организм.

Скачать

Городской проект "Ледниковый период", посвященный году экологии в рамках Федерального проекта "Крепкая семья", организатор

Организован и реализован городской проект "Ледниковый период" для школ города и Гимназии. В проекте приняли участие более 500 школьников

Скачать

В результате реализации проекта команда научилась составлять бизнес-план в, познакомилась с понятием смета, проекта, благотворитель, благополучатель, партнёры. Данный проект способствовал развитию организаторских, коммуникативных, предпринимательских навыков. Ребята организовали на территории Гимназии квест по теме "Кино"с элементами спортивного ориентирования.

Скачать

Творческие сборы школьного самоуправления "Моя бесценная Вселенная", 2016-2017, руководитель команды, организатор

В результате участия в проекте команда волонтеров-управленцев в игровой форме получила знания деятельности самоуправления в школе, бесценный опыт общения, взаимодействия в команде, выступления перед публикой.

Скачать

Сетевой проект. Интеллектуальная интернет-игра "С чего начинается Родина" в рамках деятельности Университетского округа НИУ ВШЭ по разработке и и реализации сетевых проектов, организатор, 2016-2017

Спосбствует интеллектуальному, гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников и подростков образовательных организаций Пермского края.

Скачать

Экологическая акция "Съедобная кормушка", 2016-2017

Учащиеся приняли участие в мастер-классе по созданию творческих с,едобных кормушек для птиц, создали и развесили во дворе школы, в парке более 40 кормушек.

Скачать

Проект "Помогая другим мы помогаем себе", проект направленный на взаимодействие и помощь детям с ОВЗ, 20016-2017

В результате проекта волонтеры вместе с родителями поздравили 13семей с детьми с ОВЗ, которые не выходят из дома, с Новым годом. Ребята приобрели опыт общения с такой категорией детей, опыт организаторов, создали своими руками подарки-игрушки. И самое главное, смогли ощутить радость детей, которых они поздравляли. К окончанию учебного года провели праздничное представление в школе и помогли с подарками для выпускников, привлекли спонсоров-родителей.

Скачать

Краевой проект по сбору макулатуры "Подари жизнь дереву", 2016-2017

Учащимися 6в класса собрано более 800кг макулатуры.

Скачать

Городская экологическая акция "ЭкоЕлка в подарок", 2016-2017

В результате участия в в данной акции учащиеся 6 в класса посетили 2 мастер-класса по созданию креативных экологических ёлок, организованные родителями, получили опыт творческой работы с использованием различных материалов. ЭкоЕлки были подарены в библиотеку на улице. Чернышевского, в детскую поликлинику Пичугина, в офтальмологическое отделение краевой поликлиники и учителям гимназии на Новый год. Всего было создано более 30 ёлок.

Скачать

Реализация проекта "Новое поколение за ЗОЖ", 2015-2016

В рамках проекта 20 учащихся 7-9 классов приобрели навыки волонтерской деятельности, социальный опыт, более 650 школьников приняли участие в акции, 2

Скачать

Исследовательский проект " Спорт и мы", участник , 2015-2016

На сайте сетевого сообщества "ГлобалЛаб" совместно с участниками сообщества реализован, размещен исследовательский проект "Спорт и мы"

Скачать

Межшкольный проект "Зоопарк в Черняевском лесу", 2015-2016

В результате участия в проекте приобрели опыт работы над решением общей проблемы совместно с командами других школ. Закрепили знания создания проектов.

Скачать

Социально-значимых общегимназический стартап-проект "День семьи" , 2016-2017

В результате участия в проекте учащиеся прошли обучение по созданию проектов, способах их реализации. Научились воплощать в жизнь и успешно реализовывать свои бизнес идеи. Приобрели опыт рекламирования своего проекта и привлечения покупателей. Создали видеоролик-рекламу своего бизнеса.

Скачать

Городская акция "Уроки -в подарок", 2015-2016

В результате этой акции был представлен опыт инновационной работы на уроках ФК для учителей города, родителей

Скачать

Фестиваль детских проектов "VIP- выдумываем, изобретаем, проектируем", 2015-2016

В результате реализации проекта школьники познакомились с правилами ЗОЖ, организовали флеш-моб "Мы за ЗОЖ", провели классные часы для первых классов. Получили навыки проектной деятельности, выступления перед аудиторией.

Скачать

Краевая интернет-игра "Умники" в рамках деятельности Университетского округа НИУ ВШЭ по разработке и реализации сетевых образовательных проектов, организатор, 2015-2019

Способствует Интеллектуальному, гражданскому, краеведческому воспитаниею школьников Пермского края

Скачать

Сетевой образовательный проект в рамках деятельности НИУ ВШЭ Фестиваль-конкурс творческих работ "Говорит и показывает компьютер", 2015-2019, участие

В сетевом проекте приняли участие и получили навыки создания фильмов, презентаций, социальных роликов 10 учащихся. 3 победителя.

Скачать

Краевой благотворительный проект "Все дети хотят дружить"Всероссийской программы Тетрадка Дружбы

В проекте приняли участие более 70 учащихся гимназии. Из них в финал вышли 5 учащихся , рисунки которых были напечатаны на обложках благотворительных Тетрадок Дружбы.

Скачать

Городской проект "Лига школьных спортивных клубов" 2015-2019

Создан ШСК "Сириус". Клуб имеет свой флаг, эмблему, девиз, форму. В состав входят все учащиеся гимназии и активные родители, принимающие участие в спортивной и оздоровительной жизни Гимназии. Руководитель-Мутагарова Л.Р., на 2018 год -президент клуба Сорокина Ирина, ученица 10 класса

Скачать

Эстафета Олимпийского огня в Пермском крае в рамках проведения XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи, волонтёр, руководитель волонтёрской группы школьников

В результате участия в Эстафете Олимпийского огня 10 гимназистов прошли школу спортивного Волонтера, получили первый опыт работы на крупных соревнованиях.

Скачать

Творческие и социально-значимых инициативы школьников в рамках программы Тетрадка Дружбы. Проекты "День библиотекаря"," Помощь приютам животных", "Организация праздником для детей с ОВЗ"и др. , 2013-2018

Участие в проекте способствует социализации школьников, воспитанию толерантности, развитию душевных качеств, сопереживанию. Проявление лидерских и организаторских качеств.

Скачать