ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Мы живем в чрезвычайно изменчивое, динамичное время. Особенно быстрые и частые перемены происходят в школьном образовании. И речь здесь не только о введении новых стандартов образования или новых технологий обучения, но и об изменениях в аттестации педагогов, в усложнении ВПР и ЕГЭ для школьников. Учителей русского языка и литературы эти изменения, как правило, касаются в первую очередь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabbarova-statya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Заббарова А.Г.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ

В КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан,

н.п. жд. ст. Каратун

Мы живем в чрезвычайно изменчивое, динамичное время. Особенно быстрые и частые перемены происходят в школьном образовании. И речь здесь не только о введении новых стандартов образования или новых технологий обучения, но и об изменениях в аттестации педагогов, в усложнении ВПР и ЕГЭ для школьников. Учителей русского языка и литературы эти изменения, как правило, касаются в первую очередь. Не так давно наряду с ЕГЭ по русскому языку 11-классники начали писать итоговое сочинение по литературе. В прошлом учебном году уже выпускники 9-х классов должны были получить допуск к экзаменам, пройдя устное тестирование по русскому языку. И хотя привыкли говорить, что к этим экзаменам должны готовить не столько учителя русского языка и литературы, сколько весь педагогический коллектив, но основной груз подготовки – ни для кого не секрет – лежит именно на нас. Нынешний учебный год принес новые изменения – значительно усложнились задания КИМов для выпускников 11 класса, добавилось новое задание на пунктуацию, изменились критерии написания сочинения (задание 27). При этом времени на выполнение этих заданий не прибавилось ни на минуту. Поэтому перед учителями возникла еще одна задача: в первую очередь, успокоить выпускников и вселить в них уверенность, что эти изменения в КИМах никоим образом не навредят их результатам ЕГЭ, ведь им необходимо лишь усилить внимание при выполнении этих заданий и иметь в виду, что ответов может быть сколько угодно, кроме одного. Согласитесь, человек привыкает ко всему, так что сумеем преодолеть и это.

Хотя часто приходится слышать, что задача учителя – не натаскивать на экзамен, а только давать необходимые знания, мы стараемся сделать всё от нас зависящее, чтобы выпускники морально и интеллектуально были готовы к этим испытаниям. Лично я тоже на стороне тех, кто считает, что форма ЕГЭ очень удачна и выгодна для тех, кто собирается поступать в вуз, продолжать образование после 11 класса.  Ведь сдав экзамены один раз, выпускник получает возможность пройти в любой вуз без переэкзаменовки, лишь бы набрал необходимое количество баллов.

Поэтому и подготовку к ГИА мы начинаем не в 11, а уже в 10 классе, благо в старшие классы приходят в основном дети, мотивированные на продолжение учебы. Нюансы лишь в том, на какое направление они собираются поступать после окончания школы. Потому что ученик, влюбленный в математику и точные науки, необязательно так же силен в гуманитарных науках. А баллы по русскому языку нужны всем, ведь, как правило, реальнее набрать высокие баллы именно по русскому языку, чем по остальным предметам.

Своеобразными контрольными точками в подготовке являются пробные ЕГЭ по предмету. В 10 классе они проводятся лишь в конце полугодий и могут содержать не все задания, например, могут состоять только из тестовой части. А самый первый пробный ЕГЭ в 11 классе проводится уже в конце октября, чтобы выявить проблемные зоны в знаниях учеников. Это своеобразная точка отсчета для самих выпускников, которые во время осенних каникул уже будут прорабатывать именно те задания, в которых они допустили ошибки.

Из чего же состоит подготовка к ЕГЭ по русскому языку? Прежде всего, это работа с тестовыми заданиями, причем особый упор делается на внимательность учеников. При выполнении однотипных заданий дети теряют бдительность и допускают ошибки. Например, задание 9 на правописание безударных гласных в корне подразумевает 3 вида орфограмм – гласные, проверяемые ударением, непроверяемые (словарные слова) и чередующиеся гласные. Чаще всего ошибки допускаются детьми именно из-за невнимательного прочтения самого задания – вместо слов с чередованием в корне, например, они начинают искать проверяемые гласные… Нельзя упускать и человеческий фактор, ведь экзамен, даже если он пока и не настоящий, – это все же  волнительное событие.

Пока наиболее сложными для них являются и задание 23 – на определение функционально-смысловых типов речи, и слитное, дефисное и раздельное написание слов различных частей речи (задание 14). А вот задание 6 на выявление лексической ошибки, хотя и было введено лишь в прошлом учебном году, уже не вызывает затруднений у обучающихся, с ним легко справляются все выпускники. Наиболее полезным и удобным для подготовки к ГИА по русскому языку мне кажется сайт «Решу ЕГЭ» Дмитрия Гущина, где очень оперативно реагируют на все изменения тестовых заданий экзамена. Проведя пробный ЕГЭ, мы выявляем наиболее трудные для выпускников вопросы и начинаем прорабатывать их решение в разделе тематического классификатора задачной базы данного сайта. Этот сайт очень хорош и для самостоятельной работы учащихся, так как позволяет им самостоятельно проследить за уровнем своей подготовки.

Хорошим подспорьем при подготовке к заданию 27 – написанию сочинения по исходному тексту – являются многочисленные творческие работы, основанные на анализе художественных и публицистических текстов. Умения определять тему, основную мысль, микротемы текста, составлять вопросы по содержанию и находить на них ответы формируются уже в основной школе. Именно они помогают в 9 классе написать изложение и сочинение на ОГЭ. В 10-11 классах эта работа продолжается на занятиях элективного курса, на индивидуальных и групповых консультациях. Хотя программа литературы не позволяет останавливаться подробно на отдельных небольших текстах из-за большого объема изучаемых произведений, на уроках стараемся обращать внимание на наиболее яркие эпизоды, выявлять авторскую оценку персонажей, явлений и событий. В 10 классе на занятиях элективного курса «Анализ прозаических произведений малой формы» учу детей более вдумчиво читать тексты, наряду с изучением основ литературоведческого анализа, формирую навыки выявления проблемы, поднимаемой автором текста, находить способы выражения его позиции. Вслед за этим вызываю детей на беседу по данной проблеме, чтобы каждый мог выказать собственное отношение к позиции автора и обосновать его.

Изменения в критериях оценивания сочинения текущего года первоначально поставили в тупик и самих учителей. Каким должно быть сочинение по новым критериям, о какой связи между примерами-иллюстрациями по прокомментированной проблеме идет речь? Эти вопросы тревожили и нас. Но не зря говорят: «ищущий да обрящет». Первыми на эти изменения отреагировали многочисленные сайты подготовки к ГИА, такие как РУСТЬЮТОРС, 4ЕГЭ, «Репетиторская империя: битва за сотку» Ю.Генераловой и другие. Они предложили свои варианты написания сочинения по демоверсии 2019 года с подробным пояснением алгоритма работы, с образцами готовых сочинений. А приняв участие в вебинаре И.П. Цыбулько «Актуальные вопросы содержания КИМ ЕГЭ 2019 года по русскому языку» и вебинаре «ЕГЭ 2019. Русский язык. Готовимся к сочинению в новом формате» А.Г. Нарушевича, мы получили ответы уже на все свои вопросы.  

Сейчас конец октября, и первый пробный у одиннадцатиклассников уже прошел. Результаты, может быть, пока не очень высокие – средний балл 61,2. Но это еще только начало, впереди 7 месяцев кропотливого труда. И мы с учениками искренне верим, что к концу учебного года каждый из них сможет улучшить свой результат. Главное – старание, трудолюбие и вера в свои силы.