О педагогах и учениках

Тишакова Елена Александровна

Окола года назад на одном из сайтов (сейчас он не работает) нашла статью. К сожалению, скопировала только текст, без автора и указания первоисточника:

 

 

Школьный эксперимент.

Исследователи обратились за помощью к группе школьных учителей. Учителям сказали, что выбор пал на них благодаря их исключительным преподавательским способностям. Кроме того, им сказали, что в их классы наберут только одаренных детей, но ни дети, ни их родители не будут ничего знать об эксперименте, потому что его цель в том, чтобы посмотреть, как будут вести себя одаренные дети, если не будут знать о своих способностях.

Как и ожидалось, в отчетах учителя написали, что дети успевают исключительно хорошо. Кроме того, они написали, что работать с этими детьми - одно удовольствие и что они хотели бы работать с ними постоянно.

В этом проекте было одно секретное приложение. Учителя не знали, что их выбирали вовсе не за исключительные способности. Выбор осуществлялся произвольно. кроме того, и детей выбирали отнюдь не по принципу одаренности. Их тоже выбирали наугад. Но так как ожидания были высоки, то и результаты оказались высокими. Так как учителя считали и себя, и детей исключительными, то они смогли добиться исключительных успехов.

 

 

Есть о чем задуматься, не правда ли?

 

Комментарии

Шустова Наталья Владимировна

Бред какой-то. Все ученики одаренные (в спорте, в учебе, в труде). Можно в любом ученике найти эту одаренность, стоит только захотеть.

Полностью согласна с вашим мнением.

Тимофеева Елена Григорьевна

Абсолюстно с вами согласна. Главное - это найти правильный подход, для раскрытия самых лучших талантов.

Тишакова Елена Александровна

А Вам никогда общепринятые штампы и ярлыки не мешали адекватно воспринимать детей?
Может быть, я бы не обратила внимания на эту статью, если бы примерно в то же время, как я ее прочитала не произошел такой случай.
В нашем детском доме есть девочка, которая не вписывается в общепринятые рамки. В школе - миллион проблем и еще больше жалоб. А я пытаюсь всем доказать, что она - нормальный ребенок, просто требует немного другого подхода.
Вот прихожу я как-то в школу, подхожу к учителю русского языка и начинается старая "песня": она такая, она растакая, ничего не знает, не умеет, не понимает, не хочет... Я все это выслушиваю, а потом говорю: "Знаете, а она тут недавно во Всероссийской олимпиаде по русскому языку третье место заняла" и показываю диплом. Сдавленное "Как?" и выражение лица учителя описанию не поддаются. Но после этого у ребенка стали и четверки появляться, и не только по русскому языку. Эх, знали бы в нашей школе, что у девочки целая стопка дипломов за победы в разных конкурсах (не только по русскому) - наверное, отличницей она бы стала!
Так что, что бы Вы не говорили, ярлыки и установки играют не последнюю роль.

Трушкова Людмила Павловна

Согласна с Вами, Елена Александровна!

Носова Марина Владимировна

Полностью согласна с Вами, Елена Александровна! Мне кажется, что автор статьи хотел показать не только возможности так называемых ярлыков, но и глубоко психологические моменты ситуации.Дети "заявлены" как одаренные, поэтому даже если и были проблемы в обучении, то их списывали на магнитные бури или еще на что-нибудь.А ведь ребята все разные, как и в любой другой школе. Поэтому правильная психологическая установка учителя может творить чудеса.

Статья, конечно, странная, но затрагивает острую проблему, которая всегда существовала в школе, да и не только в школе... "Ярлыки" прилипают быстро, а избавиться от них ох как не легко! Есть эти ярлыки и у детей и у учителей: многие, наверное, знакомы с ситуацией, когда кто нибудь из коллег отличился единожды, а "лавры" ещё много лет их сопровождают. Да и какой нибудь ребёнок сделает глупость (возможно и не специально), а ему ярлык "хулиган" и т.п.Да на все годы до окончания школы, а ребёнок из кожи лезет старается исправиться, но его стараний как бы и не видят.

Панюкова Светлана Валерьевна

К сожалению есть учителя, которые не могут справиться со своими эмоциями, кога оценивают учеников.
Я много лет преподаю в вузе и даже здесь такое пред взятое отношение не редкость. У обучаемых два пути: либо прогибаться, либо идти своим путем. Каждый подход имеет свои плюсы и негативные последствия. И проблема отношения тоже существует.
С коллегами на днях подали на минобровский Грант по дистанционной поддержке одаренных детей. Если выиграем, есть очень интересные мысли на этот счет.

Миляева Виктория Владимировна

Мне, как и Наталье Владимировне, не совсем понятно, какую именно одаренность автор имеет в виду:существует такое множество разных видов, что каждый ребенок под какое-то определение подпадает. Другое дело,что ярлыки - страшная вещь.Вспомните замечательный фильм "Каникулы Петрова и Васечкина", эпизод "к нам едет хулиган". Приехал нормальный домашний мальчик, но ждали-то хулигана, вот он и вжился в роль.
Наверное, в нашей профессии самое трудное - непредвзятое, объективное отношение к ученикам.

Терехова Елена Анатольевна

Странная какая-то статья, глупая и неинформативная.

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Елена Александровна! Полностью с Вами согласна. Тоже работала социальным педагогом в приюте для несовершеннолетних детей. И знаю отношение педагогов к детям оттуда. А ведь эти дети такие же талантливые каждый в своей области. Ярлыки - это страшная вещь.

Мамасуева Нина Ивановна

Да,странный какой-то эксперимент был.Конечно,дети у нас разные, и учителя попадаются со своими особенностями.Выход один: лучше знать своих учеников,быть внимательным,наблюдательным и помнить о соблюдении такта в поведении(я не говорю о педагогическом такте,это безусловно;но мы часто забываем об общечеловеческой культуре общения).А когда тебя оценивают объективно,по достоинству и поддерживают,появляется второе дыхание - отсюда и результат может быть лучше.

Шнейвас Эльвира Юрьевна

Ай, как же я согласна с Вами, уважаемая Нина Ивановна. Да, все мы и они - ученики наши, каждый со своими особенностями, способностями и возможностями, талантами и бездарностями, требованиями и желаниями, работоспособностью и несостоятельностью...
А доброе слово и поддержка, и справедливое отношение приятно каждому из нас!!!! Ярлыков, конечно, нужно избегать и самим не ставить……ведь ситуации бывают разными, в которых и мы - педагоги, и они – ученики можем выглядеть по-разному….
Важно, чтобы МЫ смогли поменять мир к лучшему, ведь МЫ выполняем важную миссию…….мы растим поколение, в котором жить нашим детям, внукам, правнукам……
Верю, что каждый хочет быть счастливым!!! Ведь именно среди людей СЕРДЕЧНЫХ, ДОБРЫХ, БЛАГОРОДНЫХ, пусть они сверх одарённые или менее одарённые, было комфортно. (имею ввиду не прежде всего материальный комфорт…)

Чиканчи Оксана Николаевна

Согласна с вами, коллеги,дети все одарённые, нужно только умело направлять их.

Захарова Галина Юрьевна

Вот, что значит установка на жизнь, работу, отношения... Хочешь видеть плохое, оно и будет плохим, хочешь видеть хорошее - можно отыскать его и в плохом.
Приведу в подтверждение образное сравнение старца Паисия: "В жизни ... людей можно разделить на две категории. Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет следующую особенность: она всегда садится на грязное, пролетая мимо благоухающих цветов. Так вот, категория людей, похожих на мух, научилась думать и искать только злое, не зная и не ища никогда добра. Другая категория людей похожа на пчелу. Особенность пчелы - находить красивое и сладкое, минуя нечистое. Такие люди имеют добрые помыслы, видят хорошее и думают только о хорошем. Я всем, кто привык обвинять других... предлагаю выбрать, в какой категории они хотят находиться..."
Давайте будем медоносными пчелками на пасеке образования!

Миляева Виктория Владимировна

Люди-мухи и люди-пчелы - как образно и как мудро, Спасибо за цитату, Галина Юрьевна!

Шестакова Анна Анатольевна

"Думать только о хорошем"...
Это либо ОЧЕНЬ лёгкий характер, либо ОЧЕНЬ тяжёлый аутотренинг. :-)

Чернышев Александр Юрьевич

Если не нравятся обстоятельства, измени свое отношение к ним - так, вроде, советуют психологи. Скажи, что черное - это белое, и жизнь будет хороша. Рабыня Изаура, помните, была очень милой девушкой, несмотря на то, что была рабыней. Главное, расставить акценты...

Есть и такие учителя, которые не хотят упасть в грязь лицом. Им сказали, что они лучшие и дети одарённые, вот они такой и отчёт написали, что всё у них отлично. Конечно, грех так думать, но на практике это бывает.

Ведерникова Наталья Ивановна

Доля истины в этом есть. У многих действительно развито такое чувство - хорошо выглядеть в глазах начальства. К тому же учителям сказали - какие они лучшие, просто супер. Сказать плохое о своей работе после этого для не самого сильного педагога - значит опровергнуть это утверждение. А сильные учителя и на самом деле могут найти индивидуальный подход к любому ребенку

Как бы хотелось поработать с умными детьми. У меня всю жизнь дети из класса коррекции.

Очень интересно было почитать мнения...В любом случае - дети все разные и учить их надо уметь...

Абанина Диана Петровна

Согласна. Любой ребёнок в чём-то талантлив. С детьми нужно работать. Терпение и труд помогут в работе.

Трефилова Елена Валерьевна

Ярлыки в школе "приклеют" и так и пойдёт, очень трудно от них избавиться (на примере своих дочек знаю). В моей практике, чем больше мне ребёнка нахваливают из дошкольников, тем труднее с ним работать. Больше амбиций у родителей, чем у самого ребёнка. Мне интереснее работать с "не таким" учеником, чем с тем кого на дошкольном этапе захвалили педагоги. Они интереснее! (но я не говорю про коррекцию, там трудно! Я преклоняюсь перед трудом учителей из коррекционных школ.) А талантливых деток мало, но очень много способных!

Ведерникова Наталья Ивановна

Елена Валерьевна, Вы отметили чуть ли не главную проблему сегодняшней школы - мы работаем с детьми, родители которых весьма амбициозны. Они почему-то уверовали, что их детки самые умные, талантливые и т.д. и т.п. Родители не желают адекватно оценить возможности детей.Если раньше очень часто вст речались дети с заниженной самооценко, то сейчас - резко наоборот - переоценивают себя с помощью своих родителей. Это вот беда. А "сюсюкание" в садике и в начальной школы таких детей еще более портит. Кстати, есть и проблема при переходе в основную школу - захваленные в начальной школе дети, получив первые тройки в 5 классе и адекватную очень часто оценку своего истинного уровня вступают в конфликт с учителей вместе с родителями... И это проблема. Продолжать хвалить не и за что? Гнуть свою линию и вызвать у родителей ненависть к учителям старшей школы, которые "не любят детей"? В этой ситуации часто спасает только правильная позиция учительницы начальных классов, которая догадается объяснить родителям, что ситуация изменилась естественным образом, а не из-за личной антипатии педагогов. А это случается редко, чаще - поддержка притязаний родителей. Вот где важно, чтобы педагоги были едины в своих требованиях и поддерживали друг друга. Одно дело делаем

Ульянова Наталья Олеговна

Я думаю ,что снижение успеваемости в среднем звене происходит не из-за того ,что учителя начальной школы сюсюкаются. Просто у детей происходит адаптация.

Ведерникова Наталья Ивановна

Поверьте, знаю, что говорю, Наталья Олеговна. Несколько лет пришлось поработать завучем начальных классов в качестве "дополнительной" нагрузки. Имея привычку анализировать и систематизировать данные вела некую "выборку" информации в своей тогдашней школе. Так вот, в классах, в которых учитель в 4 классе менял систему взаимотношений с детьми на более строгую, регламентированную, с учетом требований учителуй основной школы - снижения успеваемости практически не было, даже с учетом адаптации. А началось все с вопроса пдегога, которая попросила у меня литерату по психологии младшего подростка. После перехода на 4-летку, сказала она, в 4 классе мы учим уже не тех детей, к которым привыки. Они другие! А потому - хочу понять, как поменять свои поведение. Эксперимент удался. Класс на удивление хорошо адаптировался в 5 классе. Хорошо адаптировались и те, у кого математику и русских язык уже в 4 классе начинали вести учителя основной школы. Конечно, после переживаний и нервов родителей, что учителя их деток "не любят" - не ласковые они, к другим отнощениям привыкти. Потом-то они все понимали и были даже рады.

Так что комментарий на основе опыта - не более того :)))

Лаский Анна Владимировна

Коллеги, вы как-то однобоко оцениваете этот эксперимент: "учителям сказали, что дети - одаренные", вот и пошли результаты. Обратите внимание на другую сторону - "учителей ВЫБРАЛИ" за их "исключительные преподавательские способности". Все мы люди, а ласковое слово и кошке приятно!

Ефимова Вера Яковлевна

Ты педагогика- великое искусство
Растить людей, как дивные цветы...
В твоем саду благие чувства
И все расцвечено палитрой красоты...( Марианна Озолиня)

Антропова Эльза Валерьевна

Очень важна психологическая установка. Здесь есть и мотивация- похвала заслугам учителя, и стимул- интерес в работе!А дети одарённые, значит, к урокам подход учителя продумывали тщательней!Верю, что результат оказался хорошим!

Артёмова Екатерина Викторовна

Вот и опять мы вернулись к принципам гуманной педагогики. И эксперимент доказывает, что работает она родная. Только верить надо в исключительность каждого как ученика, так и учителя!

Николаенкова Ульяна Николаевна

Очень спорная статья.