Многоаспектный анализ текста

Передериева Галина Анатольевна

         Разработала курс по русскому языку для обучающихся 9 класса:

  «Многоаспектный анализ текста» по УМК М.М. Разумовской , П.А. Леканта

Данный курс внесен в учебный план школы МБОУ Щедровская ООШ  в 2012-2013 учебном году

      Настоящий элективный курс  по русскому языку разработан на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы. Авторы  программы  М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов – М.: Дрофа,2009; Русский язык.9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. М.М .Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009;  Настоящий элективный курс составлен в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по русскому языку.

     При составлении программы руководствовалась приказом Минобразования Ростовской области № 610 от 14.07.2011 «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», приказом ОО Чертковского района № 218 от 27.06.2011 «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году»,  «Положением об учебной рабочей программе», утвержденным приказом № 56 от 19.08.2011 по МОУ Щедровской ООШ

     Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, в ходе которой учащиеся демонстрируют результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Задача курса – формирование компетенций лингвистического образования в процессе закрепления знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

     Цель курса — научить обучающихся интерпретировать художественный текст на основе его основных единиц и категорий, продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Элективный курс «Многоаспектный  анализ  текста» опирается на уже имеющиеся  знания по теории литературы, теории текста,  стилистике. Занятия по многоаспектному анализу текста призваны синтезировать эти знания. Ученик должен научиться рассматривать  произведение как единый, динамически развивающийся и вместе с тем «внутренне завершенный мир» и последовательно использовать при его интерпретации как собственно литературоведческие, так и лингвистические приемы и методы исследования текста. Лингвистический анализ помогает выявить дополнительные «приращения смысла», которые развиваются у слов и грамматических форм в тексте, показать развертывание и соотношение концептуально значимых семантических полей, определить семантику ключевых текстовых единиц и «игру» значений.

   Цели курса многоаспектного анализа  текста предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью.

Анализ художественного произведения сопровождается вопросами и заданиями, обращенными к ученикам. На основе уже имеющихся у них знаний они должны проанализировать предлагаемые им на конкретном материале тексты или приемы построения художественного произведения, а на завершающем этапе обучения сделать комплексный анализ текста небольшого объема

Многоаспектный анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

   Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей  функциональной роли.

Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только  теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Многоаспектный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной  форме, но следует  учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований по русскому языку согласно учебного плана школы  программа устанавливает примерное распределение учебного времени 34 часа в год, 1 час в неделю.

Из них 3 часа запланировано на проведение административных контрольных работ: на начало года 1 час, по итогам 1 полугодия 1 час и на конец учебного года 1 час;  работы по развитию речи – 3 ч., контрольная работа – 1 ч.

Распределение часов по разделу:

1.      Повторение изученного о тексте в 5-8 классах – 4 ч.

2.      Компрессия текста – 5 ч.

3.      Особенности сочинение на лингвистическую тему – 3 ч.

4.      Особенности сочинения – рассуждения -3 ч.

5.      Комплексный анализ текста – 6 ч.

6.      Лингвистический анализ текста – 13 ч.

Для составления курса использовала следующие материалы:

1.      ГИА 2012. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.- 110, (2)с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»)

2.      Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

3.      ГИА -2012. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2011. – 112с. – (ГИА – 2012. ФИПИ – школе).

4.      Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2012: учебно – методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

5.      Русский язык: 9 кл.: Материалы для подгот. К итоговой аттестации: пособие для учащихся/ Т.Ю. Угроватова. – М.: Просвещение, 2005.

6.      Русский язык. Практикум для подготовки к ГИА за курс основной школы: 9-й кл./ А.А. Позднякова, Ю.Б. Мартыненко, И.В. Федорова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.-126 - (Государственная итоговая аттестация - экзамен в новой форме).

Считаю этот курс актуальным для современных выпускников, так как изучение курса русского языка заканчивается, именно, в 9 классе.

                                                                    

 

Комментарии

Деточка Елена Анатольевна

Видно, что Вы опытный учитель. Подготовить учеников к экзаменам по русскому языку - важная задача. Вы предлагаете разнообразные формы анализа текста. Я воспользуюсь Вашими советами. Спасибо