Хлеб - чудо земли! (Урок в семье)

Рыбалко Людмила Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Hleb_-_chudo_zemli_Urok_v_seme.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хлеб – чудо земли! 

Цель: показать значимость хлеба в жизни человека; воспитывать уважение к труду, к работникам села, бережное отношение к хлебу.

    Оборудование: магнитофон, музыкальный диск, плакаты, костюмы, венки, снопики зерновых культур.

I. Экскурсия на зерновой ток

Ведущий 1 (Учитель) Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Хлеб – кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба – нет». Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Сегодня мы увидим, где хранят и обрабатывают зерно.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Экскурсовод (мама Кирилла)  рассказывает, как обрабатывают и хранят зерно в специальных помещениях.

День и ночь – и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван – и в союзе, и в противоборстве с природой. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб.

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен!

Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

                                       Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное – работой пахнет хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

                                       Потрудились на земле.

II. Урок  в семье Назаренко Кирилла.

Ведущий 1 (Учитель) Сегодня мы впервые увидели то место, куда с поле привозят зерно, кто же  причастен к созданию хлеба. И прежде чем зерну превратиться в хлеб надо много потрудиться с ним.

Вот такое коротенькое, но емкое слово – «хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Ведущий 2 (бабушка Кирилла)  Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ – белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.

Ведущий 3 (мама Кирилла)  Послушайте загадки.

Одно бросил –

Целую горсть взял. (Зерно.)

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони –

Золотым зерном набит. (Колос.)

         Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено. (Поле.)

В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла. (Пшеница.)

 Давайте поиграем! Предлагаю игру «Мельница».

 (Играющие встают в круг, каждый участник кружится на месте.)

 При этом все поём:

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай!

 (На последнем слове песни все должны остановиться и застыть, не шевелясь. Кто из игроков упадёт или не сумеет вовремя остановиться, из игры выбывает, остальные повторяют песню и опять кружатся.)

Ведущий 2 (бабушка Кирилла). Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941–1944 гг. в стране было заготовлено 4312 млн пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города – 125 г.

Бабушка читает воспоминание медсестры яслей-сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой.

 «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

Ведущий 1 (Учитель) Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнала, что ребята одного  поселка провели подсчет: если каждый человек в их поселке за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т. е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

«Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери».

Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.

Чтец.         Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде, –

К нам полей живая речь:

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, например «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.

Ведущий 3 (мама Кирилла) Кто знает пословицы или поговорки о хлебе, земле, труде хлебороба?

(Дети приводят пословицы.)

 Какова земля, таков и хлеб.

 Ржаной хлебушка калачу дедушка.

 Красна весна цветами, осень – снопами.

 Кто сеет да веет, тот не обеднеет.

 Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.

 Снега надует – хлеба прибудет.

 Посеешь в погоду – больше приплоду.

 Глубоко пашешь – веселей пляшешь.

 Вешний день целый год кормит.

 Посмотрите по сказке «Колосок» инсценировку. Сделайте для себя вывод, кто прав.

 (На сцене Петушок и мышата – Круть и Верть.)

Петушок. Круть! Верть! Глядите, что я нашёл…

Мышата (вместе). Нужно его обмолотить!

Петушок. А кто будет молотить?

Круть. Только не я!

Верть. Только не я!

Петушок. Ладно, я обмолочу.

(На сцене беготня, шум мышат.)

Петушок. Эй, Круть! Эй, Верть! Глядите, сколько я зерна намолотил!

Мышата (дружно). Теперь зерно надо на мельницу нести. Муки намолоть.

Петушок. А кто понесёт?

Круть. Только не я!

Верть. Только не я!

Петушок (огорчённо). Ладно, я снесу зерно на мельницу.

(Взваливает себе на плечи мешок.)

Петушок (после похода на мельницу). Сюда, Круть! Сюда, Верть! Я муку принёс.

Мышата (хвалят Петушка). Ай да Петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги испечь.

Петушок. Кто будет месить?

Мышата.         Только не я!

Только не я!

Петушок (огорчённо). Видно, мне придётся.

(Петушок месит тесто. Мышата поют и пляшут. Пироги готовы. Петушок выкладывает их на стол.)

Круть (принюхиваясь). Ох, и проголодался же я!

Верть (потирая лапки). Ох, и есть мне хочется!

(Мышата дружно садятся за стол.)

Петушок. Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?

Мышата (дружно). Ты нашёл!

Петушок. А кто колосок обмолотил?

Мышата (потише). Ты обмолотил!

Петушок (строго). А кто зерно на мельницу носил?

Мышата (тихо). Тоже ты.

Петушок (ещё строже). А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги пёк?

Мышата (чуть слышно). Всё ты. Всё ты.

Петушок. Вы что делали?

Мышата (плачут, выходят из-за стола). Ой-ёй-ёй-ёй!

Петушок. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

Ведущий.

Эта сказка мала,

да ей хвала,

что лодырей назвала.

А вам, детки, всем намёк –

добрым молодцам урок.

 (Выходит бабушка, на белом рушнике держит каравай с солонкой.)

Хлеб – всей жизни голова.

Хлеб – кормилец, наша пища.

Хлеб насущный – сила наша, молодецкая еда.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

 Просим пройти в кафе «Колосок» дорогих гостей!

 Отведать хлебушка белого, чёрного, сдобного, трудового.

                   Хлебушек душистый

С коркой золотистой.

        С аппетитом уплетай,

Молочком запивай!

(Все приглашаются к столу – отведать хлебушка с молоком.)

Ведущий 2 (бабушка Кирилла). Из муки можно сделать различного вида мучные изделия. Ими любят лакомиться не только дети, но и взрослые.

Виды хлеба

        Батон нарезной

 

 

       Хлеб пшеничный

 

 

    Хлеб бородинский

 

 

        Батон к чаю

 

 

       Хлеб украинский

 

 

Белый хлеб формовой

Из черствого хлеба можно приготовить сухарики.

     1.  Сухарики

Хлеб нарезать мелкими кубиками. Насыпать тонким слоем на противень и поставить в нежаркую духовку. Ржаные можно перед этим посолить. Белые перед тем как вынимать из духовки, минуты за три, посыпать сахарным песком. Сушить сухарики 20–30 минут, потом выключить духовку, дать постоять сухарикам ещё полчаса. Вот тогда сухарики будут лёгкими и хрустящими.

2. Хлебный  суп ( черный  хлеб, сахар, мед, сухофрукты, варенье, корица, гвоздика)

    3. Куриные  бургеры  из  хлеба ( куриное филе, чеснок, свежий хлеб, петрушка, зеленый  салат,

 кетчуп).

4. Хлебные  бочоночки ( рогалики, паштет, яйцо, грецкие  орехи, цедра)

5. Панцанелла ( черствый  пшеничный  хлеб, помидоры, красный  лук, сельдерей, базилик, белое  вино, оливковое  масло)

6. Бутерброд  в  хлебе  с соусом  тахин (огурец, помидор, хлеб, йогурт, соус  тахин).

Ведущий.         Наше кафе «Колосок»

Дружбой славится,

Приходите, гости, чаще,

Если нравится!

Время весело идёт,

Время весело течёт.

Делу время отдаём,

А потехе час даём!

Ведущий 3 (мама Кирилла). Поиграем! Игра называется «Приз… в муке».

Конфеты в фантиках или пакетиках, яблоки, печенье в целлофановых обёртках-конвертиках, шоколадки в обёртках закладываются в муку, насыпанную в большие тарелки. Призы не следует зарывать в муку глубоко.

Посуда с призами устанавливается на табуретки. Участник аттракциона должен достать приз губами, не прикасаясь к нему руками.

(Царит оживление. Дети  радуются.)

Ведущий. Подведём итоги!

(Дети рассказывают, что делали, что больше всего запомнилось.)

Трудовое задание: Сделать по рецепту сухарики к чаю.

(Дети благодарят маму и бабушку за участие в занятии, за советы.)

История

 

Потребление дикорастущих хлебных злаков в питании человека в виде целых сырых зёрен, размягченных замачиванием в воде, возникло, вероятно, ещё в древности.

В дальнейшем началось дробление зерна, а ещё позже - поджаривание его с последующим дроблением; в этот период хлебная пища состояла главным образом из кашиц и похлёбок.

С изобретением каменной зернотёрки  в пище человека появляется печёный хлеб в виде пресных лепёшек, которые пекли различными способами: на раскалённых камнях, между двумя плоскими раскалёнными камнями, между глиняными дисками и т. д.

Предполагается, что способ изготовления хлеба из кислого теста был открыт в Древнем Египте, откуда он и распространился в другие страны.