Мой подход к урокам искусства.

Однажды я задала себе вопрос: «Можно ли воспитать у ребенка способность творчески мыслить, важнейшую способность, позволяющую человеку безболезненно войти в новый век? Или она – счастливый лотерейный билет, который природа вручает избранным?»

 «Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для меня эта истина является и девизом и руководством к действию.

Развитие и формирование  творческих способностей, а в конечном итоге творчества детей - актуально. Эту способность призвано формировать искусство, которое является одним из важнейших инструментов в руках учителя – мастера.

Моя миссия учителя-художника в современной школе особая. Я должна быть не просто грамотным специалистом,  а человеком, несущим детям красоту, возбуждающим желание быть красивым и менять, украшать мир вокруг нас.  

Как хорошо учить? Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

Ситуация нового времени  (а мы оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий),  стремительно меняющегося мира  требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в разных обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией – творчески. Поэтому развитие и формирование  творческих способностей  (а в конечном итоге творчества детей) сегодня приобретает  особенную актуальность. Эту способность призвано формировать искусство, а оно как мы знаем, является одним из важнейших инструментов в руках учителя – мастера.

В детстве рисуют все, и если именно в этот момент не будут разбужены творческие задатки, то позже, когда человек сложится, искусство и гармония окажутся ему чужды. Про такого человека можно сказать, что он смотрит и не видит, слушает и не слышит. Каждый год в лучшую для приобщения к искусству пору вступают миллионы наших детей. Как поддержать, развить художественное чувство? Что сделать для того, чтобы не угасли искры творчества?

Основа творческой деятельности – развитие  воображения. Умение ставить цель, овладение умениями и навыками, необычными для достижения цели также способствует развитию творческого потенциала учащихся.

Но мне, учителю изобразительного искусства, всё равно нужна продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса. И я решила, что должна из обилия концепций, теорий, технологий и  методик отобрать лучшие, чтобы создать свою практическую, гибкую,  авторскую интегрированную систему работы, учитывая свои индивидуальные качества, сообразуясь с особенностями доверенных мне детей, коллектива школы,  реалиями современного общества. Тем более, что по проведению уроков ИЗО нигде не найдёшь готовых рецептов, да и учебников нет в школах.  

В своей работе стараюсь использовать новое, интересное, нестандартное,  это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает меня искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями. В   работе я всегда предлагала только те свои находки, в каких бываю совершенно уверенной, только то, что может быть интересно и полезно детям. Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый мог выявить и развить свои способности, мы работаем в технике «акватипия», «граттаж», «набрызги», «эстамп», «кляксография», «монотипия», работаем по манке и т.д. В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером;  использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Чтобы заинтересовать детей,  чтобы каждый ученик мог выявить и развивать свои способности, мы расписываем доски, принимаем участие в наглядном оформлении школы.

Для успешного решения задач творческая деятельность организуется по правилам.  

  • диалог в сотворчестве;
  • свобода выбора, действий;
  • равенство всех участников;
  • «благоустройство» пространства;
  • отсутствие оценки;
  • право на ошибку.

 Все занятия построены по схеме «от простого к сложному». Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности.  В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства обучения.

Уроки не должны проходить скучно и однообразно. В начале каждого урока настраиваем учащихся на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Используем и нетрадиционные уроки, такие как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки,  уроки-викторины,  уроки-праздники.

Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке.   Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и черчения  использую следующие методы обучения: метод «открытий, метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод свободы в системе ограничений, метод диалогичности, метод сравнений.

Вместе учиться легче, интереснее, и значительно эффективнее. Дети получают не только интеллектуальное развитие, учатся творчеству, в том числе и друг у друга, но и получают нравственное развитие.

 Много существует вариантов в методе обучения в сотрудничестве, я выбираю те, которые наиболее мне подходят. Чаще всего я использую метод обучения в сотрудничестве  «Учимся вместе».  

На каждом уроке сначала обучаю всех (объясняю новый материал, демонстрирую модели и чертежи и т.д.), а затем работаю индивидуально. При этом учащиеся могут работать в двух режимах: вместе с учителем и самостоятельно, в режиме “консультант”.

 Метод проектов. Участвуя в проектах, дети приобретают художественные умения и навыки, а главное – они вовлечены в творческий процесс, где каждый, имеет возможность проявить свою индивидуальность.  

Мне интересна эта технология, потому что она включает в себя совокупность  исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения: ученик – равноправный участник совместной деятельности с учителем.

Творческие мастерские – это совершено иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Здесь нет готовых знаний, ученик их добывает сам.

Педагогические мастерские – инновационная технология Жизни, технология, которая готовит личность к сознательному построению своей собственной жизни, к активному участию в жизни общества. В мастерской нет готовых рецептов поведения, в мастерской есть свобода, выбор, деятельность и неповторимое торжество творчества каждого участника.

Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основании ведущих принципов: свободы выбора, индивидуального и коллективного взаимодействия, нравственной ответственности за свой выбор.

Ценность новой технологии состоит в наличии разных точек зрения, в разрыве, в подъеме на вершину открытия, создании собственного продукта творчества.

Хватает ли у учителя  времени, чтобы заглянуть в свой собственный Дом Души, увидеть и почувствовать Дом Души ребенка, своего ученика? Увы! На это времени просто нет! Тогда наступает самое страшное – кризис детской души, безверие, бездушие. Выход из кризиса есть: глубинное проникновение во внутренний мир ребенка – это и есть приближение к его душе.

С. Соловейчик писал, что однажды он понял: у каждого есть внутренний мир. Воспитание личности – помощь ребенку в созидании им своего внутреннего мира, своей личности.

Вся моя система работы по изучению детьми изобразительного искусства направлена на понимание ими роли искусства, как источника творчества любого художника, как живительного источника, от которого светлеют глаза, добреет сердце и поселяется в человеке радость и на формирование творческой личности.

Следует сказать о том, какие средства и приемы помогают мне осуществлять творческое развитие детей на уроках изобразительного искусства – духовное общение,  атмосферы увлеченности,  игра.

Поэтому использую на уроке живые диалоги с учениками, музыку, зрительные образы, поэтический текст, игровые ситуации – это то, что создает увлеченность на уроке. Весь арсенал средств включаю на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят. Только тогда можно говорить о результатах художественно – творческой деятельности. 

Когда я сумею зажечь ученика, мне не надо держать его в своей власти, он переходит во власть искусства. 

Только в системе: урок -  внеклассные мероприятия  - кружок - выставка работ, можно проследить целостную картину вхождения школьника в храм искусства.   На уроках, внеурочных занятиях, присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка и играет роль в самовыражении учащихся.

Для того чтобы отследить результативность работы, направленной на установление демократических отношений, я использую различные формы диагностики: наблюдение, анкетирование, исследование, рефлексию.

Я анализирую полученные данные с точки зрения вскрытия причин, обусловленных те или иные результаты учебной деятельности.

Становясь субъектом, ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства, т.е. оказывается способным к творчеству.

 Одним из действенных средств поддер­жания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи.

Таким образом, развитие творческого потенциала– важный компонент в моей системе работы. Создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Становясь сбъектом, ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией; активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства, т.е. оказывается способным к творчеству.

Создавая на уроке ситуацию общения, позволяющую каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, поощряя стремление ученика находить свой способ работы и анализировать способы работы одноклассников в ходе урока, развиваю мотивацию и познавательный интерес учеников, побуждая их к учебному творчеству. Это приносит результаты: 

Кажется, проходят времена, когда считали, что в школе учится и развивается только ученик. Учитель тоже может учиться, развиваться и расти. И не только может, но, пожалуй, и должен. Во всяком случае, творчески развить детей может только такой взрослый человек, который и сам находится в процессе творческого развития. Уже замечено: если учебная деятельность развивает ребенка – она развивает и педагога. Видимо, в душе я все та же школьница, ищущая открытий, увлекательных идей и их воплощения в творческих  работах.

Каждый человек

Ищет свой путь.

Но все равно

Попадает на дорогу,

По краям которой

Стоят жизнь и смерть.

Я бы дольше

Хотела идти

По той стороне,

Где не заходит солнце.

Но за днем

Всегда наступает ночь,

Поэтому

Я ищу тропинки.

Так писала восьмилетняя Ника Турбина, стихотворения которой удивляли меня в школьном возрасте. «Каждый человек ищет свой путь,… а я ищу тропинки» – в этих словах отражается и моя жизненная, а значит, педагогическая философия. Ведь вся моя жизнь подчинена профессии. Это делает меня поистине счастливой. И, несмотря на все трудности, меня совсем не  пугает то, что приходится все время «искать тропинки».

И я убеждена, что умение творить,  не лотерейный билет, который даётся только избранным, а это, то великое благо, которого достоин каждый человек и каждый может стать творческой личностью.