Монотипия. Пятно - образ.

Логинова Ольга Васильевна

Методические рекомендации на тему:

«Пятно, как образ».

 

 

 

 

                   Как заинтересовать ребёнка искусством? Как настроить ребёнка на творческий лад? Как заинтересовать современных учащихся изобразительной деятельностью так, чтобы они творили, фантазировали, чувствовали себя успешными в этой области, не боялись чистого листа, были более активными, не зависали в электронных сетях? Ж..-Б.С.Шарден сказал: «Чтобы начать творить, ребёнку нужно прочувствовать, прожить эмоциональный всплеск. Без эмоций, нет творчества. Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами». Сам ребёнок настроить себя на творческий лад не может, ему надо помочь. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ. Творческая работа – это возможность выразить языком различных художественных средств и материалов свой восторг перед окружающим миром. Творчество — это наше оружие против бессмысленности существования, невыносимой прозы бытия. Творчество - высшая форма активности разумного человека, стремиться отразить окружающий мир и себя. Ребёнок должен понять, что без творчества не интересно жить. Творчество в изобразительном искусстве помогает в дальнейшем реализовать себя в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.. Необходимо развивать в учащихся ассоциативно-образное мышление нестандартно и творчески мыслить в современном обществе. Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора учащихся, помогают ориентироваться в современном быстроменяющемся мире, находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур, быть интуитивно чуткими к жизненным ситуациям. «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок″, - В. А. Сухомлинский.

                   Любимый вид творчества учащихся на уроках изобразительного искусства – это создание неповторимых пятен в технике монотипия. Эта техника захватывает сразу всех моих учеников, а освоив, они используют её во многих видах своего тематического творчества. Слово монотипия греческого происхождения: monos –один, tipos –отпечаток, – вид печатной графики, выполненный в нетиражной технике эстампа, сочетает в себе черты графики и живописи. Ещё в Древнем Китае в начале VII века н.э., применялся метод отпечатывания на бумагу резьбы, бронзовых сосудов, статуэток. Используя бумагу и чернила, китайцы делали точные копии старых письмен. Отпечатки гравировки на бумаге найдены в сирийских рукописях XI века. Император в Древней Японии, чтобы вести точный учёт, велел делать отпечатки выловленной рыбы. Такой метод назвали гётаку. Японские рыбаки не только вели учёт рыбы, но и фиксировали её размер. Для отпечатка применяли нетоксичную тушь суми, состоящую из сажи и животного клея. После того как отпечаток был сделан, рыбу мыли, готовили и съедали. Со временем Гётаку использовали не как средство учёта, а как вид искусства. Гётаку в современном искусстве широко применяется.

                   Её применяли многие известные художники: живописец и график Джованни Бенедетто Кастильоне (1610 -1663/65), Уильям Блейк (1757 - 1827), Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Анри Матисс, Поль Гоген, Френк Дувенек. В Японии художник О. Касиро. В России Е.С. Кругликова и её ученики. Огромное число современных художников работают в этой технике: Александр Марченко, Александр Дёмышев, Константин Кузема, Арина Даур и мн. др. Ещё Леонардо да Винчи писал: «Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти смехотворным, тем не менее, он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной хорошей форме…».

Но разве с этим мастером поспоришь? Кто не видел в пятне воображаемые образы? А как они притягивают и восхищают! Иногда даже жаль, что рядом не оказывается фотоаппарата. Любое пятно – это тайна, которая притягивает и волнует. Конечно, существуют различные варианты этой техники, но самый доступный способ выполнения монотипии в школе – это работа акварелью (можно тушью, темперой или гуашью). Монотипией все учащиеся, без исключения, занимаются достаточно увлечённо. Вначале урока, я провожу с ребятами игру на ассоциации сочетания цветов, на их влияние друг на друга, показываю близкие по гамме цвета, затем контрастные, мы обсуждаем различные варианты ассоциативных образов, сочетаний:– радость, ожидание, тревога, грусть, нежность т.д. Ребята должны понять и увидеть, что цвет будет выразительней, когда он вступает в содружество с другими цветами. Я показываю слайды с фотографиями и картинами художников, близкие к обсуждаемым образам, обращаю внимание на гармоничные сочетания и согласованность всех цветов, на определённую пропорциональность соотношений. Эжен Делакруа писал: «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаз». Ну а праздник для глаз, это, прежде всего цветовая гармония и выразительность пятна. Далее, я предлагаю ребятам, по желанию показать свои наборы цветов и предъявить их к обсуждению, тут разворачиваются целые фантазийные образы, картины впечатлений и воспоминаний. Очень помогает музыка на таких уроках, прослушав Клода Дебюсси, Модеста Петровича Мусоргского, Петра Ильича Чайковского, Микалоюса Чюрлёниса, Сергея Васильевича Рахманинова, ученики подбирают, как они чувствуют, нужные сочетания цветов к прослушанным произведениям композиторов. Затем наступает практическая, техническая часть урока, где я показываю несколько способов получения пятен с палитры на лист бумаги. Обращаю внимание на свойство и возможности бумаги, консистенцию и количество краски, фактурность палитры и разнообразие её форм. Если цвет чаще всего ассоциируется с чувствами, то сам силуэт пятна на палитре и бумаге - с объектом или предметом, на это тоже надо особо обратить внимание учеников. Ребятам даю два варианта работы монотипией - с мыльным раствором и чистой водой. Учащиеся, выслушав мои предварительные объяснения, пробуют сами выполнить загадочное пятно различными приёмами, вначале на палитре, выразив красками ей свои определённые чувства, потом накладывают бумагу на палитру, их пятна соприкасаются между собой, сливаются, соприкасаясь с листом бумаги, создают образный строй композиции из пятен. Цвет, тон и сочетание полученных пятен уже диктует нам, как дальше работать с полученным единым пятном-образом. И вот, наконец, когда эта работа проделана – всегда восторг и удивление – ведь всегда что-то получится. Это «что-то» всегда сюрприз и открытие особого мира для себя. Каждый на полученное пятно посмотрит по-своему и увидит свой особенный образ, он ему дорог, ведь это дело его рук. Процесс создания оттиска так увлекает учащихся, что они забывают обо всём, пока в кюветке не заканчивается «очень нужная» и любимая краска или бумага в папке. Сколько оттисков - столько эмоций, и главное – все пятна-образы неповторимы. Одним хочется просто любоваться своей импровизацией, их завораживают цвета и их оттенки, мелкие прожилки, цветовые переходы, для них образ уже создан, рождён сам по себе. Другим – наоборот, долго не раздумывая, хочется сразу вносить свои уточнения на импровизированный оттиск. Несмотря на то, что композиция в монотипии строится самопроизвольными пятнами обычно в трех тональностях - темная, средняя, светлая, и всё же будущий образ создаётся под влиянием пятна, а не цвета. Для доработки композиции, чаще всего мы используем цветные гелевые ручки, включая к ним чёрный и белый цвет, - они не глушат нежное акварельное пятно, как фломастеры. Гелевыми ручками хорошо имитировать фактуру оттиска, они хорошо дополняют, подчёркивают пятно-образ. Но бывает и такое - висит на магнитиках лист бумаги с оттиском для всеобщего обозрения с пятном небывалой красоты, все восторгаются им, рассматривают его, а доработать его не решаются – лист сам по себе красив, он путеводный образец, вот, к чему надо стремиться. Я рада – мои ученики видят красоту в созданном пятне, видят в пятне образ. Любое пятно чему-то научит, всегда идут какие-то разъяснения, обсуждения, открытия, наступает творческий процесс, и никто не стоит в стороне, скучая. Многие, получив удачные оттиски, дают советы товарищам. Монотипия подкупает своей простотой, учит увидеть цельно образ, но и требует внимательности, терпения, созерцания, усидчивости  и соучастия. Она является одной из ступенек к творчеству, помогает ребятам лучше понять и увидеть, то особенное в пятне-образе, к чему ученик будет в последующих своих работах стремиться достичь обычной традиционной техникой акварелью, тушью, темперой или гуашью. Эта техника особенно организует ученика в соблюдении последовательности выполнения работы, в логическом мышлении, ассоциативном и пространственном видении, эмоциональном чувстве цвета, тональности и композиции, ведь главная задача современной школы – это раскрытие творческих способностей каждого ученика.

                 Огромное количество ранее полученных эстампов не пропадают даром, они отлично служат ещё и как заготовка для других творческих работ, на других уроках, - это мною тоже предусмотрено. Любое монотипное пятно может служить и фоном неба, города, моря или ещё что в голову придёт. Пейзаж с деревьями всегда получится. Техника выдувания из трубочки кляксы-лужицы по красивому оттиску - беспроигрышный вариант. К такому уроку даю задание понаблюдать за нашими петербургскими пейзажами, реками, каналами  и их берегами. Продумать композиционное расположение линии берегов, зарисовать или сфотографировать понравившейся пейзаж, а затем линией проложить по монотипии. Наша школа находится между живописными изгибами рек: Невы, Охты и Оккервиль, можно выбрать любой мотив.. Обсудив предварительно сделанные на этюдах эскизы, учащиеся, создают почти нерукотворные композиции из клякс. Деревья, кусты и берега появляются путём выдувания. В намеченные места монотипии, накладывается ложечкой тёмная акварельная краска и трубочкой из-под сока пятно выдувается в нужном направлении, образуя стволы и ветви. Извилистые ветви и стволы деревьев вырастают из пятна на бумаге быстро и непринуждённо, а главное - радуют глаз.

                  Всевозможные варианты пятен существуют повсюду в природе, нужно только уметь видеть необычное в обычном. Мы часто любуемся пятном на стене, облаками на небе, кляксами от красок, оставленных кистью, видя в них знакомые, и фантазийные образы – это начало всякому творчеству. Своим ученикам я рассказываю, как школьники прошлых поколений - ученики чернил и ручек, не совсем огорчались кляксам в тетрадях, они даже любили удачные кляксы, потому, что можно было оригинально дорисовать образ, показать другу и удивить его. Мои ученики любят работать перьевыми ручками и тушью. Часто ученики смешивают краски на бумажной палитре, поработав, выбрасывают её, не замечая, что на ней уже рождается что-то интересное, а тренированный глаз всегда заметит пятно-образ и не пройдёт мимо. Удачные (но отслужившие своё и выброшенные) бумажные палитры висят на стене вместе с другими серьёзными работами учеников, пока образ не найдёт своего создателя. Похожим приёмом пользовался Клод Моне при написании пейзажа. Ги де Мопассан писал: «Я часто следовал за Клодом Моне, когда тот бродил в поисках впечатлений. В те минуты он казался не художником, а настоящим охотником. У него всегда было с собой по 5-6 полотен, которые с удовольствием носили местные дети... Он по очереди брал то одно, то иное полотно в зависимости от меняющихся условий. Иногда художник подолгу ждал подходящих погодных условий. Я видел, как он поймал своим взором переливающийся поток света на белой скале, а затем запечатлел его гаммой желтых тонов в своем пейзаже. Другой раз он взял ливень над морем в свои руки и швырнул его на холст - и в самом деле, это был настоящий дождь, перенесенный на полотно». Брызги, брошенные на холст, Клодом Моне, помогли ему завершить полотно, дождь внёс свою лепту в создании картины. И мои ученики любят брызгать водой на свой пейзаж, если хотят изобразить его дождливым. Брызгают и красками, когда создают цветы или космос в монотипии. Брызги всегда организованны и гармоничны, они передают ритм, характер, эмоции. Многие пробуют создать пятно-образ из брызг, традиционным способом выдувания трубочкой или специальным фломастером. Молодой китайский художник Хуа Тунань тоже создаёт неповторимые пятна-образы брызгами и его произведения вдохновляет моих учеников. Брызгать можно разными кисточками – круглыми и флейцевыми. В такой технике нужно хорошо владеть кистью, контролировать силу набрызга, менять длину и направление кисти. Есть самый простой, но предсказуемый способ брызг – брызги зубной щёткой. Зубная щётка брызгает равномерно, пятна-образы создаются с помощью вырезанного нами трафарета или нужного силуэта. Монотипный пейзаж  можно дорабатывать гуашевыми красками зубной щёткой, если нужно добавить нужную фактуру. Интересное пятно-образ или брызги создаётся солью на невысохшей акварельной краске. Мятой скомканной бумагой, тканью, мотком ниток и другими материалами тоже можно создавать различные цветовые пятна-образы, добиваться нужной текстуры и фактуры. Фантастические и ещё более непредсказуемые пятна-образы достигаются мокрой скомканной калькой-копиркой на бумаге. Для этой работы нужен горячий утюг, воображение и определённый цвет гелевой ручки для доработки родившегося образа. Я сама люблю работать вместе с учениками. Надо отдать должное нас вдохновляют известные мастера монотипий, мои ученики восхищаются их работами. Новое слово в этой технике сказал Михаил Шемякин. Он ищет образы, казалось бы, созданные случайно природой. Выходит с фотоаппаратом чаще вечером, фотографирует обыденные предметы, снимки печатает на принтере, затем дорисовывает, досоздаёт образ карандашами, пастелью, гелиевыми ручками.

                  Нетрадиционные способы создания пятна в рисовании, помогают ученикам образно и ассоциативно мыслить, фантазировать, чувствовать контраст, цветовой колорит, композиционный центр, самостоятельно принимать решения, импровизировать, приобщают к искусству и наконец, повышают самооценку, уверенность в своих силах и помогают добиться успешных результатов в творчестве.