Как помочь ребёнку полюбить математику

Математика — непростой, но очень важный предмет школьной программы. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. А.В. Сухомлинский Часто спрашивают, а как заниматься математикой с детьми, чтобы привить любовь к предмету и не испугать, не отбить желание заниматься этой прекрасной наукой. Особенно в наше время это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, стремлением родителей раньше научить ребенка узнавать цифры, решать задачи, считать. Важно воспитать и привить интерес к математике. Очень важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным явлением окружающего мира. Весь процесс должен быть настроен на более раннее возникновение "почему? ", желание узнать что-то новое, формируется познавательный интерес. Уже с младенческого возраста начинается у ребенка знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения "Поиграем? ". Играйте вместе в конструктор, считайте кубики, делите вместе торт на равные кусочки для кукол, старайтесь использовать математику в играх как можно чаще и ваш ребенок будет опережать своих сверстников в начальной школе. Выучите несколько фокусов вместе с ребенком, это не так сложно, и ваш ребенок поймет, что математика — это круто! По дороге рассматривайте деревья, спросите, какое дерево выше, а какое ниже, какое толще, а какое тоньше. А когда рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтобы ребенок в жизни употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий. Ребенок должен пользоваться правильными словами для сравнения по величине. Сравнивайте все вокруг по величине. Обращайте внимание детей на характерные особенности животных. Обращайте внимание на цифры, которые окружают вокруг нас в повседневной жизни, например в календаре, на телефонном аппарате, номер вашего дома, квартиры, страница в книге. Предложите ребенку рассмотреть цифры в телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона, спросить, есть ли в номере одинаковые цифры. Поиграйте в игру "Кто больше найдет цифр в окружении? ", "Какое число пропущено? ".Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, что было сегодня, что было вчера, что буде завтра. Называйте дни недели, спрашивайте его, а какой был день вчера, а какой будет день завтра. Называйте месяцы: зимние, весенние, летние и осенние. Поиграйте в игру "Найди игрушку". Ребенок найдя игрушку говорит где она находилась, используя слова "за", "на", "между", "в".Обратите внимание детей на часы в вашем доме, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните для чего они. Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей. Так вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая их интерес к математике, жертвуя небольшим количеством времени. Занимательный материал не только развлекает детей, но и побуждает их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления. Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они с удовольствием решают логические задачи: например, Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (девочки) Выстраивают логические концовки: Если сестра старше брата, то брат … (старше сестры). Отвечают на занимательные вопросы: На столе лежало 4 яблока. Одно разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4) В ходе игр-занятий со счетными палочками с целью развития воображения, пространственного мышления предлагаю детям задачи на смекалку с использованием счетных палочек. Например, из 7 палочек сделать настольную лампу, затем переложить 2 палочки, чтобы получить 3 равных треугольника. Палочки Дж. Кюизенера дают возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений от сенсорных к мыслительным, обеспечивают возможность получать знания в результате исследований. Дети усваивают взаимосвязь между цветом палочки и числом ей соответствующим: белые – 1, розовые – 2 и т.д. сортируют палочки по цвету, размеру, сооружают из них постройки, различные изображения на плоскости. В игровом упражнении «Подбери цифру» дети учатся соотносить количество предметов с цифрой. Развивая умение изображать цифры разными способами, предлагаю игровое упражнение «Конструирование цифр». Вместе с детьми можно изготовить силуэты игры «Танграм»: лису, елку. Совместно придумать сказку – и получился театр. Позже детям можно предложить игры: «Пентамино», «Гексамино», в которых сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой. Развивающие игры Б.П.Никитина помогают создать атмосферу свободного и радостного творчества. Набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков (квадратов и т.д.) позволяет использовать дифференцированный подход, двигаться от простого к сложному, познакомить детей с его разными формами передачи информации (задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа). А главное, увлекательные игры Никитина активизируют самостоятельность мышления, развивают комбинаторские способности, формируют контроль и произвольность. Игра дает возможность оценить свою работу и работу товарища, выбрать лучшее. А совместная выставка продуктов мыслительной деятельности повышает самооценку, инициативность и творческую активность. Игра «Сложи узор» начинается с выкладывания разноцветных дорожек, складывания по картинке, но другого цвета. Составляя свои узоры, дети срисовывают их в тетрадь. Интересна и популярна среди детей игра «Кубики для всех». Предлагая ее , я использую следующую последовательность: Рассматривание элементов игры (всего 7), освоение способов соединения. Освоив способы соединения, дети складывали фигуры из всех частей по образцам с указанием, затем по образцам без указания и по собственному замыслу. Игра «Кубики для всех». В основу игр В.В. Воскобовича заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Складывая «Квадрат», дети в игровой форме знакомятся с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником), их свойствами и размерами, собирают по схеме и рисунку плоские фигуры и объемные. С целью усложнения предлагают детям четырехцветный квадрат, в котором дети собирают фигуру только по рисунку. Из игры «Змейка» (модификация четырехцветного квадрата) кроме объемных и плоских фигур можно собирать цветные дорожки. Самое главное, на мой взгляд – дети стараются, т.е. добиваются успеха, достичь конечного положительного результата. Я считаю, что необходимо поддерживать интерес родителей к развитию собственных детей, включая их игровое общение с ребенком.