Коучинговый подход в процессе обучения решению задач

Боклагова Елена Евгеньевна

                    Коучинговый подход в  процессе  обучения  решению  задач.

                                                         Образование не дает ростков в душе,

                                                        если оно не проникает до значительной глубины.

                                                         Пифагор

 Химия стала самостоятельной наукой только после того, как учёные стали учитывать количественную сторону химических явлений. Энгельс писал: «Химию можно назвать наукой о количественных изменениях  тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава». Попытки изучать химические явления без учёта количества вещества приводили, как правило, к ошибкам.

 Умение решать расчётные задачи является одним из основных показателей уровня химического развития, глубины и полноты усвоения учащимися теоретического материала, наличия у них навыков приобретения  знаний с достаточной самостоятельностью. Отсутствие умения решать расчётные задачи обнаруживается на химических олимпиадах школьников и ЕГЭ. Обычно школьники овладевают методами решения задач по образцу. Однако, встретившись с задачей незнакомого или малознакомого типа, они теряются и не знают, как её решить.

 Можно ли научить решать задачи  предусмотренные  школьной программой и предлагаемые на экзаменах ?Совершенно очевидно, что используя только традиционные формы и методы обучения,   добиться результата невозможно.

 Для себя я нашла выход ,попробовав в своей практике коучинговые техники .

Именно коучинговый подход позволил мне   создать такое  образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для нестандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с разнообразными задатками «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного  проявления способностей.

 Данная форма работы позволила мне дифференцировать работу не только со слабоуспевающими учащимися, но способствовала  мотивации «сильных», позволила  выстроить индивидуальную траекторию образовательного процесса.

В основе коучинговых техник  лежит рефлексивно- деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию , самоформированию личности каждого ребёнка, что в полной мере соответствует требованиям современного образования , стандартам второго поколения и инициативе «Наша новая школа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kouching-_statya_boklagova_zadachi.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                    Коучинговый подход в  процессе  обучения  решению  задач.

Автор :учитель химии и биологии Боклагова Елена Евгеньевна

                                                         Образование не дает ростков в душе,

                                                        если оно не проникает до значительной глубины.

                                                         Пифагор

 Химия стала самостоятельной наукой только после того, как учёные стали учитывать количественную сторону химических явлений. Энгельс писал: «Химию можно назвать наукой о количественных изменениях  тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава». Попытки изучать химические явления без учёта количества вещества приводили, как правило, к ошибкам.

 Умение решать расчётные задачи является одним из основных показателей уровня химического развития, глубины и полноты усвоения учащимися теоретического материала, наличия у них навыков приобретения  знаний с достаточной самостоятельностью. Отсутствие умения решать расчётные задачи обнаруживается на химических олимпиадах школьников и ЕГЭ. Обычно школьники овладевают методами решения задач по образцу. Однако, встретившись с задачей незнакомого или малознакомого типа, они теряются и не знают, как её решить.

 Можно ли научить решать задачи  предусмотренные  школьной программой и предлагаемые на экзаменах ?Совершенно очевидно, что используя только традиционные формы и методы обучения,   добиться результата невозможно.

 Для себя я нашла выход ,попробовав в своей практике коучинговые техники .

Именно коучинговый подход позволил мне   создать такое  образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для нестандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с разнообразными задатками «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного  проявления способностей.

   Пример формы работы над решением задач с применением коучингового подхода.

1.Я предлагаю,  применяя технику  «Шкала 1-10», определить  степень усвоения знаний .

В беседе с учащимися происходит  заполнение шкалы.

Формулировка по формату

10

Способен  легко решить любую задачу, не зависимо от степени сложности

9

Могу решить задачу нестандартным способом. Могу объяснить другу. Нахожу способ применения решения задачи в повседневной жизни.

8

Нахожу и решаю  задачу с несколькими неизвестными. Не допускаю математических ошибок.

7

Самостоятельно могу составить план решения задачи с несколькими неизвестными .

6

Нахожу и решаю простую задачу. С лёгкостью выполняю самостоятельную работу.

5

Самостоятельно могу составить план решения задачи с одним неизвестным. Знаю формулы ,единицы измерения и  обозначения единиц наизусть.

4

Могу по образцу составить план решения и  решение  задачи.

3

Могу  правильно составить краткую запись.

2

Соотношу единицы измерения и  величины, при этом пользуюсь таблицей-шпаргалкой.

1

Понимаю смысл задачи, вижу вопрос.

Техника«Шкала»позволит  оценить степень  сформированность УУД по теме «Решение расчётных задач»

Учащиеся определяют своё местоположения на шкале  «Достижения конечного результата» с опорой на критерии  формулировки по формату.

1__2__3__4__5__6__7__8__9__10

-Что вам нужно для того ,чтобы шагнуть хотя бы на один шаг вперёд?

Каждый ученик определяет  шаг для себя самостоятельно. Данный шаг записывается на нижней строчке.

Шаги_________________________________________

Формулировка по формату

Примерные  варианты шагов

10

Способен  легко решить любую задачу, не зависимо от степени сложности

С лёгкость выполняю контрольную работу. Решаю задачи разных типов. Могу составить и решить  задачи, опираясь на жизненные знания.

9

Могу решить задачу нестандартным способом. Могу объяснить другу. Нахожу способ применения решения задачи в повседневной жизни.

Потренируюсь решать он-лайн  задачи.

8

Нахожу и решаю  задачи с несколькими неизвестными. Не допускаю математических ошибок.

Постараюсь закрепить приобретённые ЗУН

7

Самостоятельно могу составить план решения задачи с несколькими неизвестными .

Попытаюсь объяснить правила решения задач слабоуспевающим ученикам.

6

Нахожу и решаю простую задачу. С лёгкостью выполняю самостоятельную работу.

Попробую решать задачу с несколькими способами решения, найду наиболее рациональный .

5

Самостоятельно могу составить план решения задачи с одним неизвестным. Знаю формулы ,единицы измерения и  обозначения единиц наизусть.

Найду разные задачи, найду сходство в принципах решения.

4

Могу по образцу составить план решения и  решение  задачи.

Выучу формулы и величины. Потренируюсь решать простые задачи, изменяя условия, оформлю подсказки-шпаргалки с разными типами решения задач.

3

Могу  правильно составить краткую запись.

Выпишу  и попытаюсь выучить все формулы и величины ,имеющие отношение к данному типу задач. Найду между ними связь.

2

Соотношу единицы измерения и  величины, при этом пользуюсь таблицей-шпаргалкой.

Потренируюсь составлять краткую запись с разными типами задач.

1

Понимаю смысл задачи, вижу вопрос.

Сделаю таблицу-шпаргалку и научусь ей пользоваться

2.Техника «Поддерживающая среда»

-Кто может вам помочь сделать данный шаг?

________________(учитель, друг, родители, справлюсь сам).

-А где вы хотели бы оказаться? Отметьте на числовом луче.

 В  чём сложность лично для вас , дойти до 10?

____________________________________________

3.Самостоятельное решение задач.

Цель: определить достоверность  личностного  местонахождения на числовом луче ,для выстраивания правильной траектории индивидуальной работы.

Учащимся предлагается 15  разноуровневых задач. Необходимо решить от 1до 5.Для получения статуса «Эксперт»обязательно  решить 5задач,2  из них  повышенной сложности.Справившийся с заданием, получает статус «эксперта» (по желанию). Эксперт  приобретает право объяснять и проверять правильность решения.

В ходе работы заполняется  графа самооценка. Шкала сокращена до 4- балльной от 0 до 3. 

    0-ничего не могу

   1-пытаюсь ,ничего не получается

   2-выполняю,но допускаю  ошибки

   3-всё верно, без ошибок.

Ф.И.

Краткая запись

Составление плана  решения

задачи

Решение

задачи

Математические

вычисления

Единицы измерения

Общее кол-во

1

самооценка

2

3

3

2

2

2

Что нужно для того, чтобы  было 3балла

Повторю зависимость величин от единиц измерения

Повторю таблицу умножения

Выпишу и выучу

единицы измерения и величины.

Объяснение  эксперта

 Решение задачи вместе с экспертом

3

Оценка эксперта

 

4

Учитель-ученик

4.Рефлесия.

Заполнение графы « Что нужно для того, чтобы  было 3балла»

5.Работа в минигруппах «Эксперт-ученик»

Каждый ученик выбирает себе «эксперта».

Задача эксперта: ответить на  вопросы учащегося, при необходимости, объяснить решение задачи .

После объяснения учащемуся предлагается решить любую задачу с подробным  объяснением.

Эксперт  наблюдает за решением и  заполняет графу «Оценка эксперта»

Учащийся может выбирать неограниченное количество экспертов.

6.Коуч-сессия.

Цель: определение проблемных областей, прорабатывание  этапов действий.

На данном этапе наибольшую результативность имеют техники  «Тоны голоса» и «Формат конечного результата».

Данная форма работы позволила мне дифференцировать работу не только со слабоуспевающими учащимися, но способствовала  мотивации «сильных», позволила  выстроить индивидуальную траекторию образовательного процесса.

В основе коучинговых техник  лежит рефлексивно- деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию , самоформированию личности каждого ребёнка, что в полной мере соответствует требованиям современного образования , стандартам второго поколения и инициативе «Наша новая школа».