Словообразовательная зарядка

Иванова Татьяна Владимировна

Формат экзамена ОГЭ/ЕГЭ предполагает достаточно уверенное владение учащимся навыками словообразования и словоизменения. Задания в экзамене, проверяющие эти умения (лексика и грамматика), весят 15 баллов, что немало.

Безусловно, грамматические упражнения занимают важное место в подготовке к экзамену. Тем не менее, хорошим подспорьем для освоения навыка, например, словообразования может стать словообразовательная зарядка. Она производится следующим образом.

В начале урока на доску выносятся слова, от которых учащимся предложено образовать дериваты. В течение определенного времени (как правило, 3-4 минут вполне достаточно) ребята строят новые слова при помощи аффиксов. При необходимости можно использовать словарь, чтобы проверить правомерность использования того или иного аффикса.

Wonder

wonderful

 

 

 

Create

creative

creation

creativity

 

Nature

natural

unnatural

naturally

 

Use

useful

useless

usage

 

Produce

producer

product

productive

productivity

 

Замечу в скобках, что словообразовательная зарядка эффективна и помогает достичь поставленных целей тогда, когда учащиеся уже достаточно четко понимают разницу между словообразованием и словоизменением. Словоизменение – навык грамматического характера, который можно тренировать на обычных грамматических упражнениях, тогда как словообразование более ориентировано на расширение словарного запаса.

Слова для зарядки можно выбирать как произвольно, так и заимствовать из тренировочных упражнений в формате экзамена. В последнем случае можно предложить ребятам выполнить упражнение, обсудив, какие из составленных новых слов подойдут данному тексту.

Такие зарядки в начале урока помогают не только отработать необходимые навыки, но и мягко настроить учащихся на рабочий лад – например, в начале рабочей недели.