Духовно-нравственное воспитане средствами географии

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.  

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия ими базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Нравственные знания являются  основой жизни человека в обществе.  Еще К.Д. Ушинский называл нравственность «золотой оправой образования». Именно   нравственные знания определяют мировоззрение, деятельность, поведение и поступки людей. Усвоение нравственных знаний происходит на протяжении всего периода обучения ученика в школе.  Современная школа имеет богатый опыт  проведения урочных, внеурочных и внешкольных занятий в данном направлении.

Школьная география относится именно к такой учебной дисциплине, содержание которой позволяет проводить духовно-нравственное воспитание.

 Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Как повысить эффективность обучения? На мой взгляд, через использование  современных педагогических технологий. Одной из  популярных педагогических технологий в современном преподавании стал метод проектов с использованием ИКТ.  В чем преимущества метода проектов?  Работая над проектом, учащиеся приобретают опыт самостоятельных действий в самых разных жизненных ситуациях, учатся ставить пред собой цель, определять способы ее достижения, прогнозировать результат и  действовать по самостоятельно намеченной программе.

В своей деятельности я, как учитель географии и краеведения,  отдаю предпочтение проектам практического типа – исследовательским.  Причем, стараюсь, чтобы выполненные проекты использовались не только в урочной, но и во внеурочной,  внешкольной деятельности. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является  форма  защиты исследовательского проекта. Так, например, при изучении тем «Как изучали и исследовали территорию России» 8 класс,  «Национальный и религиозный состав России, мира» 9-10 классы, «Экологическая ситуация России, мира» 9-10 классы, «Глобальные проблемы человечества» 10-11 классы, «Демографическая ситуация в России, в мире» 9-11 классы и т. д., я даю школьникам перспективное задание. Вместе с учениками определяем рабочие группы ( из 2-х, 3-х, 4-х человек), конкретизируем темы, формулируем проблемные вопросы, форму зашиты проекта.

К публичному выступлению учащиеся готовят презентации, буклеты, формулируют советы к действию других. Во время составления проблемных вопросов я стараюсь создать благодатную среду для духовно-нравственного воспитания и развития личности учащихся: любви к Родине, понимания неразрывное связи человека с природой, гордости за выдающихся соотечественников, толерантности.

При подготовке проекта, я рекомендую учащимся работать с краеведческим материалом, определять место Рязанской области, Сасовского района, Города Сасово в масштабах России, поданной теме. Например, «Известные путешественники и исследователи Рязанской области», « Национальный и религиозный состав области, Сасовского района», «Загрязнение почвы, воздуха, водоемов Рязанской области», «Динамика численности, естественное и механическое движение население нашего города», «Национальный состав и его динамика», «Культурное и природное наследие Рязанской области», «Виртуальный туристический маршрут по области, своему городу», «Красная книга Рязанской области», «Жалобная книга моего микрорайона», «Юбилей моего города!», сочинение «Работа Окского заповедника». Так же организуются фотовыставки по родной природе,  достопримечательностям родного города. С лучшими результатами исследовательской работы учащиеся участвуют в конференциях по экологии и краеведению в городе, области, занимая и призовые места.

Такая деятельность, на мой взгляд, обеспечивает единство элементов школьного географического пространства: урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.     В основе общего дела учителя географии и  обучающихся  лежит метод проектов, который позволяет более эффективно создавать  условия для передачи духовно-нравственных норм жизни,  усвоения и принятия школьниками таких  базовых  национальных ценностей как долг, ответственность, патриотизм, любовь к России и своей малой родине, рациональное отношение к природе, толерантное отношение к людям.

 

Использованная литература:

  1. Васильев В. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000. - № 9.
  2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М,   Тишков В.А. -  М.:  «Просвещение», 2009
 

Комментарии

Развитие нравственности в современной школе необходимо, я как учитель географии могу это делать средствами своего предмета.