Организация подвижных игр в рамках проектной деятельности.

Мутагарова Люция Рифовна

 

Мутагарова Л.Р., МАОУ «Гимназия 33» г. Перми

 

Учитель физической культуры традиционно привык ориентироваться, в основном, на пассивную деятельность обучающегося, тогда как информационное общество запрашивает человека обучаемого, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, умеющего четко ставить цели и задачи, планировать, работать в команде, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, принимать мнения других.

Наиболее эффективной для решения этих задач считаю проектную технологию. Проектную деятельность организую на уроках и в процессе внеурочной деятельности. Учебные и внеурочные проекты позволяют детям, помимо освоения предметных знаний, умений и навыков решать социально значимые для них проблемы. Современный урок с использованием проектного метода меняет и позицию учителя, который становится фасилитатором, консультируя и способствуя комфортной атмосфере на уроке.

 

 Сегодня хочу поделиться опытом организации 2х взаимосвязанных проектов, которые возможно организовать во всех школах.

При изучении темы «Подвижные игры» (2 класс) учащиеся разрабатывают и реализуют проект «Во что играли наши бабушки», представляя и проводя с одноклассниками одну из игр своих любимых бабушек и дедушек. К сожалению, в последние годы дети не играют в русские народные игры, не знают, в какие игры играли их родители. В процессе реализации проекта они знакомятся с правилами забытых игр, выясняя как, в какие игры играли родители, бабушки и дедушки раньше, отбирая среди них самые интересные и безопасные. Представляют свой проект ребята на уроках здоровья, организуя и проводя одну игру с одноклассниками. Одноклассники оценивают степень и уровень организации игры, по заранее определенным, критериям. В ходе работы над исследовательским проектом создаются условия для проявления лидерских качеств, приобретения опыта взаимодействия с взрослыми на деловом уровне, организаторских способностей.

Далее эта тема продолжается при изучении темы «Игры народов мира», «Игры Прикамья», «Подвижные игры на переменах» (3-4 класс). Учащиеся реализуют проект «Безопасные перемены». В процессе реализации проекта они проводят анкетирование, выявляя самые безопасные игры, наиболее понравившиеся первоклассникам. Продукт реализации проекта каждая проектная группа представляет на теоретическом уроке. В данном проекте каждый ученик может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.

Таким образом, системное использование проектной технологии в учебной и внеурочной деятельности по физической культуре дает возможность

организовать современный образовательный процесс, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, стимулировать познавательную активность самих учащихся, обеспечивать не только успешное освоение предметного содержания, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей.

Учебные и социальные проекты позволяют: взаимодействовать учащимся с взрослыми в сотрудничестве, приобретать социальный опыт; учат решать жизненные проблемы; способствуют созданию ситуации успеха.

 

 

Цель проектной деятельности в начальной школе:

- познакомить ребят с понятием «Проект» - работа, направленная на решение конкретной проблемы.

- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс и учить представлять свой проект, отстаивать свои взгляды.

 

Этапы работы над проектом (2 класс):

 

  1. Выявление проблемы – в процессе беседы с ребятами выявляем проблему, что дети очень мало знают игры, в которые играли родители, бабушки, дедушки.
  2. Планирование – составляем план действий, ставим цель, пути решения (задачи)
  3. Поиск информации –  школьники составляют «Банк подвижных  игр»,  в которые играли родители (бабушки, дедушки) детей. « Банк подвижных игр» составляется каждым ребенком в творческой форме. Ребята узнают у родителей правила игры, какие нарушения могут быть, какое наказание могут получить играющие за невыполнение правил игры. Банк игр представляется  на промежуточном этапе.
  4. Представление игры  (продукт).  С школьниками разрабатываем критерии представления игры. Школьники представляют свою игру одноклассникам, объясняют правила и условия игры, становятся ведущими.  После игры одноклассники оценивают( в корректной форме) по критериям : безопасность игры для окружающих и играющих; интересна игра или не очень; умение донести , объяснить правила игры, умение владеть ходом игры.

 

Этапы работы над проектом (3-4 класс):

  1. Проблема – очень шумные перемены, первоклашки не знают чем и как занять себя в перемены.
  2. Планирование -  Класс делится на группы по 4-5 человек по интересам, дружбе. Постановка цель проекта, прорабатывание шагов проекта(задачи), выбор руководителя проектной группы.
  3. Поиск информации. Создание «Банка подвижных игр на переменах, безопасных для здоровья». Каждая группа внеурочное время работает над проектом. Связь учителя идет через руководителя проектной группы.  В группе каждый участник представляет не менее 4-5 подвижных игр. Игры, оформленные по критериям (Название игры, Цель игры, оборудование или игровой материал, описание  хода игры, Правила и условия, графическое изображение). 
  4.  Выбор «безопасных игр» для организации подвижной перемены(4-5 игр) с первоклашками. Представление игры на уроке, объяснение и организация игры с одноклассниками, выявление ошибок при организации игры, методические указания.
  5. Организация подвижной перемены с первоклашками.   Видео или фотосъемка организации подвижных перемен. Умение найти класс, договориться с классным руководителем об организации подвижных перемен в классе.  Вводное анкетирование. Проведение подвижных игр, знакомство с новыми играми. Повторное анкетирование с целью выявления наиболее интересных игр.
  6. Презентация результатов проекта.  Представление результатов анкетирования. Достигли ли цели? Как организована перемена после реализации проекта у данного класса. Играют ли дети (проектная группа) сами? Какие навыки и умения приобрели ребята в ходе реализации проекта?

 

Задание для фокус группы (

 

  1. Выбрать руководителя проектной команды.
  2.  Создать «Банк подвижных (безопасных) игр». Каждому  участнику проектной команды придумать 1-2  подвижные игры, в которые они играли на переменах в школе, записать на листочке по схеме и сдать руководителю команды.
  3. Выбрать одну или 2 подвижные игры и поиграть с  другими  участниками 

 

 

 

 

Название игры

 

 

Возраст

 

 

Цель игры

 

 

 

Оборудование для организации игр

 

 

Описание игры

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила игры (условия)

 

 

 

 

 

 

Примечание

 

 

ФИ