Региональная олимпиада по биологии и экологическое образование

Алексанов Виктор Валентинович

21-22 января 2014 г. в Калужской области, как и по всей России, прошел региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Олимпиада по биологии традиционно является одной из самых массовых. Не стал исключением и 2014 год: в олимпиаде приняли участие 115 школьников из 23 районов Калужской области, особенно многочисленно был представлен 11 класс. По итогам олимпиады были выбраны 5 победителей и 26 призеров.

Однако в среднем уровень знаний участников олимпиады по единодушному мнению жюри оказался низким. Как и следовало ожидать, труднее всего оказались кабинеты практического тура – гистология в 9 классе, биохимия в 11 классе. Оказывается, световой микроскоп для многих участников олимпиады представляет собой диковинный прибор.

Конечно, необходимость «лабораторных» умений и навыков – спорный вопрос. Вряд ли все участники олимпиады станут биологами или медиками. А кто захочет работать в этой области, получит необходимые навыки в вузе. Но без представления о растительном и животном мире своего региона невозможно говорить о высокой экологической культуре. А экологическая культура необходима каждому, об этом никто не спорит.

А многие участники олимпиады не имеют представления о систематических группах растений и животных даже в рамках школьной программы. Большинство участников не могут распознать даже самых известных представителей фауны Калужской области, в т.ч. занесенных в Красную книгу Калужской области. Фоновые виды растений Калужской области многие участники оказались неспособны определить даже с помощью определителя. Еще менее ясными оказались представления участников олимпиады о биологии растений и животных – местах обитания, питании, значении в экосистемах. А без этого сложно не только принимать адекватные природоохранные решения, но и бережно относиться к окружающему миру.

Считается, что участники олимпиады – это лучшие школьники региона, интересующиеся предметом. Впрочем, быть может, мы преувеличиваем мотивацию участников? Участие в олимпиаде нужно не детям, а школам и муниципальным органам управления образованием? Ведь всем хочется набрать рейтинговые показатели…

Может, нам пора все-таки определиться, что важнее: массовость мероприятий и рейтинги или все-таки реальная работа с детьми, нормальное количество часов на биологию и возможность учителя проводить походы в природу, не засоряя свою голову  бесконечными отчетами и самоанализами?