Настоящее образование есть только самообразование.

Ураева Альфира Асгатовна

Из выступления на районной конференции "Развитие профессиональной компетентности педагогов как средство управления качеством образования" 30 октября 2012 г.

   Древняя китайская мудрость гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но, перефразируя другие известные строчки, можно ответить: «Времена не выбирают, в них живут и работают».

          Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

          Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа, особенно в условиях сельской малокомплектной школы. В данной статье сделана попытка проанализировать роль школьного методического объединения учителей-предметников как ключевого звена, обеспечивающего развитие школы. Ведь повседневное повышение профессионального мастерства учителя происходит на рабочем месте. В этом плане очень актуальны слова Д. Писарева: «Настоящее образование есть только самообразование».

        Школьное методическое объединение МКОУ «Крайчиковская СОШ» объединяет всех учителей школы, а не только по отдельным циклам. И это, конечно же, усложняет работу. В этих условиях только наличие единой методической темы даёт возможность продуктивной работы в рамках одного объединения.

         На данный момент такой единой темой является «Системно - деятельностный подход в организации обучения как одно из условий реализации новых образовательных стандартов».

          Цель работы ШМО: «Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудированности и компетентности  как условие реализации целей развития личности обучающихся, совершенствования учебно-воспитательного процесса».

      Залог успеха работы ШМО - включение в систему методической работы активных форм и методов. Ведь известно, чем выше активность педагогов, тем успешнее идет формирование знаний. Это приводит нс только к лучшему пониманию, запоминанию и воспроизведению новой информации, но и вырабатывает умение применять полученные знания на практике. При планировании методической работы школы  стремимся отобрать те формы, которые реально позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед школой:

    - теоретический семинар;

    - семинар-практикум;

- круглый стол;

        - микроисследования;

        - творческий отчет;

        - калейдоскоп открытых уроков, их анализ;

        - педагогический консилиум;

        - деловая игра;

        - обобщение передового  педагогического опыта.

           Это традиционные, но надежные формы организации методической работы.

   Теоретический семинар – эта форма наиболее подходит, когда необходимо познакомиться с нормативно-правовыми документами, новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Руководитель ШМО, учителя-предметники заранее готовят доклады, сообщения по обозначенным проблемам, таким как:

- «Изучение нормативного документа «Федеральный государственный образовательный стандарт НОО и ООО»;

- «Новые образовательные технологии: анализ, эффект, полезность»;

- «Компетентностный подход в образовании»;

- «Системно-деятельностный подход в организации обучения» и др.

    Семинар-практикум – педагоги знакомятся не только с теоретическими вопросами, но и изучают реализацию теоретических вопросов на практике (через открытые уроки, занятия элективных курсов, внеклассные мероприятия и т. д.). Актуальными темами школьных семинаров-практикумов стали:

- «Методика определения учебных возможностей школьников»;

- «Современные подходы и требования к организации учебной деятельности с позиции развивающего обучения и здоровьесбережения»;

- «Современные активные методы обучения» и др.;

- «Применение деятельностного подхода в обучении: опыт, проблемы, перспективы».

   Круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвуют все учителя, они делятся своим опытом, высказывают мнения по общей проблеме. Например, предметом обсуждения становятся такие проблемы, как:

- «Индивидуально - дифференцированный подход к учащимся как педагогическая проблема»;

- «Проектирование образовательного процесса на основе современных технологий»;

- «Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки учащихся»;

- «Портфолио как средство отражения индивидуальных достижений учащихся и педагогов».

    Творческие отчеты – организация отчетов учителей по темам самообразования, так как профессиональному росту учителей способствует не только подготовка на курсах повышения квалификации, но и работа над темами самообразования, изучение методической литературы. В рамках творческого отчёта педагогом проводится большая подготовительная работа по систематизации своего опыта по выбранной теме, организуется выставка творческих работ учащихся, т.д. В разное время разными педагогами нашей школы были подготовлены творческие отчёты по следующим темам самообразования:

- «Личностно-ориентированный подход на уроках технологии»;

- «Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»;

- «Проектная деятельность в образовательном процессе» и т.д.

    Педагогический консилиум – организационная форма взаимосвязи психологической и педагогической диагностики, основанная на методе обобщения независимых характеристик по результатам педагогического наблюдения в целях определения единой педагогической стратегии и тактики развития и воспитания как для класса в целом, так и для отдельного учащегося. Итог педконсилиумов - чёткое формулирование задач работы с классом и отдельным учеником. Ежегодно в нашей школе предметом пристального внимания работы педагогического консилиума является 5 класс с целью выявления и преодоления возможных трудностей адаптационного периода.

   Деловая игра – форма заседания, в которой учителя овладевают реальным опытом, учатся активно решать проблемы. Игровая ситуация должна быть максимально приближена к реальной ситуации и актуальной для большинства членов ШМО. В конце игры подводятся итоги. Необходима самооценка действий играющих, соотнесение игровой ситуации с реальностью, определение значимости полученных результатов. Например, во время проведения деловой игры по теме «Успех в учении – один из источников сил школьника» учителя выступали в роли:

- «теоретиков» - изложили теоретические подходы к проблеме создания ситуации успеха на уроке;

-  «практиков» - рассмотрели способы использования приёмов и методов организации ситуации успеха на различных этапах урока;

-  «пессимистов» - выявили неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьников;

-  «оптимистов» - доказали необходимость создания ситуации успеха на уроке;

- «экспертов» - подвели итоги деловой игры, сформулировали выводы по работе каждой группы.

     Большой интерес в работе ШМО вызывает проведение различных диагностик, как среди педагогов, так и учащихся. Среди учащихся они проводятся в виде микроисследований. Например, «Определение учебной нагрузки учащихся 7 класса», «Анализ уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся 6, 7, 8 классов (по результатам анкетирования)».

      В работе с  педагогами, среди прочих, используются следующие диагностики: «Диагностика профессиональной подготовки учителя (по А.С. Галанову)», «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (по Л.Н. Бережновой)», результаты которых помогают выявить затруднения педагогов, уровень их стремления к саморазвитию, дать самооценку своих качеств и планировать дальнейшую работу школьного методического объединения.

    Стало доброй традицией в конце каждого тематического заседания ШМО проводить рефлексию. Надо отметить, что большинство педагогов охотно отвечают на предложенные вопросы, делятся своими впечатлениями о полезности, актуальности обсуждаемой проблемы, о перспективах дальнейшей работы.

   Считаю, что главное в методической работе школы - оказание действенной помощи учителям при подготовке конкурсных материалов к различным конкурсам профессионального мастерства, таких как «Учитель года», «Мой открытый урок» и др., участниками которых являются наши педагоги.  Особенно значимой такая помощь становится  при подготовке аттестационных материалов на первую и высшую квалификационные категории. С этой же целью уже второй год организовано участие учителей нашей школы в Общероссийском проекте «Школа цифрового века». С помощью данного проекта учителя имеют возможность эффективно использовать цифровые предметно-методические материалы во время подготовки уроков или внеклассных мероприятий по предмету.

    Таким образом, задачи, поставленные перед школьным методическим объединением, реализованы:

 - методическая работа представляет собой непрерывный  процесс, носящий повседневный характер, сочетается с  работой семинаров.

 - повышение квалификации и мастерства учителей  непосредственно в школе позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса.

 - позволяет глубоко изучить личностные качества учителя, выявлять затруднения  в их деятельности, распространять элементы передового опыта.

    Конечно же, на этом деятельность ШМО не заканчивается, намечены дальнейшие планы на перспективу, среди которых изучение образовательных технологий новых стандартов, технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде и др.

        Как сказал Аристотель: «Деяние есть живое единство теории и практики». Думаю, что эти слова в полной мере отражают характер деятельности школьного методического объединения учителей-предметников МКОУ «Крайчиковская СОШ».

А.А. Ураева, руководитель ШМО

                       учителей - предметников

МКОУ «Крайчиковская СОШ»

 Колосовского муниципального района

Омской области

 

Литература

1.  Дереклеева Н.И. Справочник завуча. -  Издательство ВАКО, 2006. - с.78.

     2.  Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

     3.  Организация методической работы в образовательном учреждении (методические рекомендации). - Омск, 2005. – с. 60.

4.   Татаринова Л.П., Аюпова С.Д. Справочник руководителя методического объединения. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2012. – с.86.

5.    http://do.gendocs.ru/docs/index-195897.html

 

 

Комментарии

Фадеева Юлия Александровна

Какие вы молодцы - успеваете всё! И учить, и делиться опытом. А это ведь так проблематично, у всех семьи... А Альфира Асгатовна, видно сразу, прекрасный организатор!

Ураева Альфира Асгатовна

Юлия Александровна! Спасибо, что уделили внимание моей работе и за Ваш отзыв.