Эссе

Беззубова Ирина Раисовна

Когда увлечение становится профессией?.. У каждого человека в жизни свой путь. Одни руководствуются разумом, ставят определённые цели и упорно их достигают. Для других в приоритете чувства, потому что они доверяют, прежде всего, своей интуиции и сердцу и стараются не потерять веры, добиваясь желаемого… Замечательно, что в том и ином случае люди находят себя и получают настоящее моральное удовлетворение от  грамотного профессионального выбора.

Моё будущее было изначально предопределено, так как я родилась в семье педагогов: моя мама Абайдулина Антонина Николаевна преподавала русский язык и литературу, отец Абайдулин Раис Альмухаметович - физику и математику. Поэтому домашняя атмосфера была настолько пропитана любовью к детям, что казалось, что нет лучшего счастья, чем давать прочные знания, наблюдать, как из маленьких несмышлёных малышей взрастают ответственные и серьёзные люди.

Среднее образование я получила в Октябрьской школе, которую всегда вспоминаю с любовью и теплотой: ведь там я приобрела не только крепкие знания, но и научилась дружить, любить и уважать свою Родину, понимать окружающий  мир и ценить его неповторимую красоту.

Сколько себя помню, мне всегда нравилась математика, потому что каждый раз, погружаясь в мир цифр, я отправлялась в увлекательное путешествие знакомства со сложными, но в то же время такими интересными лабиринтами научных постижений. Со временем к любви к истине и ярким впечатлениям своих возможностей  прибавилось понимание «что и как».  Это произошло значительно позднее, когда у меня в седьмом классе появился первый наставник. Тогда решение сложных логических задач и преодоление различных преград дали возможность почувствовать свою силу и наполнили уверенностью, что нет ничего невозможного. Главное – захотеть и приложить максимум усилий. В то время заметила, что не все одноклассники так же, как я, понимают учителя. Почему, непонятно… Возможно, поэтому педагог использовал всё, чтобы получить качественный результат. Предлагалась работа в группах: нам, детям, было интересно находить и объяснять своим одноклассникам пути к решению задач. Так я поняла, что мне по душе профессия «учитель»: доносить до ребят, что математика – это только, на первый взгляд, что-то сложное и непонятное, а на самом деле увлекательное занятие, позволяющее дойти до истины. Но путь к желаемому не был простым…

После школы я поступила на факультет информатики и прикладной математики в Югорский государственный университет в городе Ханты-Мансийск. Помню, что и там я часто помогала своим одногруппникам понять пропущенные или сложные темы. На вручении дипломов ректор нам сказал, что самое главное в современном мире - работа с информацией, что мы молодцы, поскольку этому научились, так как данное умение нам обязательно пригодится и в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности. Я полностью с этим согласна, ведь различные сведения находятся вокруг нас: стоит только разобраться, как их можно получить. Очень важно уметь выбирать именно то, что действительно необходимо в настоящее время и понадобится для будущего.

2008 год оказался знаменательным: после окончания университета я приехала в посёлок Комсомольский, где вышла замуж; по счастливой случайности мне предложили работу в школе. Я даже не стала раздумывать ни секунды, осознав, что от судьбы не уйдёшь. И вот, наконец-то, окунулась в своё, до боли родное и понятное, в педагогическую деятельность! И вновь встретила близкого по духу человека, своего второго наставника, который научил правильно планировать и организовывать учебные занятия, находить подход к каждому ребёнку.

Через год я со своей семьей переехала в село Малый Атлым, где в настоящее время работаю учителем и педагогом дополнительного образования, занимаюсь любимым делом: преподаю математику и прививаю любовь к шахматам. Школа стала для меня вторым домом, потому что здесь опытный, самый дружный и надежный коллектив под руководством мудрого директора. Я рада, что благодаря своему окружению, коллегам и учащимся,  испытываю моральное удовлетворение, потому что могу вносить вклад в воспитание и образование подрастающего поколения.

Работа в школе позволила понять, что профессия педагога - одна из самых не только важных и трудных, но и востребованных в наше сложное время, когда ребятам необходимо разобраться в большом потоке информации, не потерять себя, определить и реализовать свои возможности. Считаю, чтобы научить учащегося тому, что необходимо, надо отдать частичку себя, посмотреть на мир его глазами, стать для него одновременно и наставником, и близким человеком, которому всегда можно довериться. Думаю, что мне это удалось, потому что общение с детьми не оканчивается после уроков, ведь ребята заинтересованы в получении прочных знаний, им интересно знать моё мнение, поэтому они с желанием спешат на внеурочные занятия. Замечательно, что наши школьники – замечательные ребята с добрыми сердцами и чёткими жизненными позициями. И это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, ведь сегодняшние школьники – это завтрашние взрослые, граждане нашей страны. Поэтому сейчас очень важно уметь понять каждого, оценить его состояние, быть с ним искренним, не забывать, что у него так же, как и у нас, взрослых, свои проблемы, переживания и надежды. Только тогда они научатся быть благодарными, ценить окружающее и отличать правду от лжи в этом мире.

На своих уроках стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников, и я, как учитель, не имею на это право, поскольку не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как считаю, что должна быть образцом для своих учеников. Радуюсь, когда ребята с интересом спешат ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на каждое занятие с удовольствием и с нетерпением жду встречи со своими учениками.

На моих уроках никогда нет баррикад, отделяющих учителя от детей. И поэтому всегда ощущается радость общения друг с другом, но только по делу! И дело это очень интересное – познание законов математики!

Считаю, что способность чётко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. Математика, в том числе и школьная, имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчётливому мышлению и четкой, логически совершенной речи. 

Когда подбираю материал к уроку, ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ученика, четко представляю, кому какой задам вопрос, кого похвалю, а кому, может быть, и улыбнусь вместо замечания. Каждого ребенка на уроке стараюсь выслушать, не обрывать на полуслове, корректно поправить и своевременно направить в его размышлениях в необходимое русло.

Считаю, что важно основную часть работы выполнять на уроке и обязательно минимизировать объём домашнего задания, чтобы ребенка не надо было заставлять делать заданное, чтобы он сам спешил его выполнить, понимая его посильность. На занятии проверяю домашнее задание, разбирая наиболее интересные решения. Поэтому даже ученики, имеющие слабую мотивацию к обучению, тянутся за сильными, стараются выполнить работу хорошо. Таким образом, происходит ненавязчивая активизация познавательной деятельности учащихся и вырабатывается здоровый соревновательный дух.

Еще в дошкольном возрасте мой дядя научил меня играть в шахматы. Он не просто рассказал о правилах игры, он показал мне дорогу в удивительный мир логических выводов. Это игра не раз стала поворотным моментом в моей жизни. Сейчас же во внеурочной деятельности у меня есть замечательная возможность способствовать не только интеллектуальному, но и всестороннему развитию воспитанников, так как известно, что занятия шахматами вырабатывают у детей способность своевременно и правильно реагировать на любой поток информации.  

В университете нам не раз говорили, что преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами, которые можно всегда решить при большом желании. Там же я поняла, что математика – это прикладная наука. Это инструмент для дальнейшего развития. Для того чтобы избежать сложностей в своей работе, решила, что для меня всегда будет в приоритете выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей через учёт индивидуальных особенностей мышления в процессе обучения математике. Считаю, что для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Уверена, что важнейшей составной частью в  моей деятельности является работа над содержанием, которая включает глубокое продумывание учебного материала и выявление существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу школьного математического образования.  

Мир меняется, но неизменными остаются мои представления о том, что нужно идти в ногу со временем, поэтому необходимо постоянно переосмысливать, чему и как надо учить школьников. Мне постоянно приходится развиться, повышать квалификацию по разным направлениям, чтобы каждый урок или занятие прошли продуктивно, оставили живой след в душах воспитанников и принесли им практическую пользу в жизни.

Свои размышления хочется закончить такими словами: учительство – это вечное ученичество. Поэтому  хочу быть вечным учеником, чтобы вместе с моими детьми идти вперёд: заниматься ещё лучше, результативнее, открывать новое, творить и каждый раз радоваться с детьми нашим общим открытиям!..