Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития.

Воронович Ольга Васильевна

Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.
              Понятие возраста включает ряд аспектов: 
1) Хронологический возраст - это время жизни человека в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения; определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 
3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики. 

            В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.  Психологический возраст может не совпадать с хроно­логическим возрастом отдельного человека, записанным в его сви­детельстве о рождении. Хронологические грани­цы могут сдвигаться, и один человек вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно «плавают» границы под­росткового возраста, связанного с половым созреванием.

            При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения.
Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. Отдельно выделяют критические периоды взрослости.

                  Для чего же нужны эти кризисы? Главный и основной смысл критического периода состоит в формировании в конце каждого переходного периода новых свойств и качеств, которых не было в предыдущем периоде, - новообразований, которые содержат побудительную силу для дальнейшего развития и становятся базой для формирования личности в следующем возрастном периоде.

Я работаю на социально-трудовом отделении для людей с нарушением интеллекта. Наше отделение обслуживает инвалидов трудоспособного возраста старше 18 лет, имеющие различную степень нарушения интеллекта в сочетании с другими множественными нарушениями здоровья и развития.

В силу своих индивидуальных особенностей у людей с данными заболеваниями биологический возраст гораздо опережает психологический. Зачастую взрослые люди имеют интеллект детей. Еще одна особенность людей с нарушением интеллекта заключается в особенностях развития памяти. Чтобы запомнить какое-либо действие необходимо многократное повторение одних и тех же движений, доведение простейшего навыка до автоматизма. Так же необходимо постоянное повторение уже усвоенных операций. Поэтому, составляя свои педагогические программы по трудовому обучению, я учитываю эти особенности. Программы составлены таким образом, что, изготавливая разные изделия мы повторяем одни и те же действия.