Педагогическое эссе

Пикалкина Наталья Борисовна

Педагогическое эссе

«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование

 было доступно каждому ребенку».

(В.В. Путин)

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем. Это выбор был сделан ни сразу, он я о своем выборе ни разу не пожалела, не смотря на все сложности учительской профессии.

Кто же он - учитель?!  Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Можно не сомневаться в том, что само понятие "учитель" уже в недалеком,  в обозримом будущем, выйдет далеко за рамки профессиональной деятельности. 

Учитель — это человек, не только получивший специальное педаго­гическое образование, но и тот, кто всегда ощущает себя на острие общест­венных проблем, осуществляет важнейшую социальную функцию, обеспечивает связь времен и преемственность поколений, без чего вообще немыслимо прогрессивное развитие рода человеческого.

«Учитель — это мыслитель, ощущающий всю полноту возложенной на него священной ответственности за судьбу доверенного и доверив­шегося ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны и всего Мира, всей человеческой цивилизации».

Этими качествами должен обладать учитель настоящего и, несомненно, будет обладать учитель будущего. 

Часто задаю себе вопрос: а ты какой учитель? Интересен ли ты ученикам? Помнят ли тебя твои ученики? Вопросы, на которые не можешь дать ответа сам. Вопросы, ответы на которые даст только жизнь. Каким ты должен быть, какой ты есть учитель?

«Профессия учителя не терпит шаблона. Человек, посвятившей ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет возрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком».

Каждый раз, войдя в класс на урок географии, вижу глаза детей. Они ждут от меня чего-то интересного, необычного. А я в очередной раз приглашаю их в увлекательное путешествие в страну Географию.

География – предмет, по сути, настолько интересен, насколько  и сложен. И как у ученика пойдет знакомство с предметом с первых уроков, возможно, определит его личное, подсознательное отношение к  науке,  его место в нашем  мире. Понадобятся  ли географические знания, и сможет ли будущий человек использовать их в своей жизни. Что для меня важнее: «научить как», или создать такие условия, чтобы ученик самостоятельно, а может быть и с помощью учителя, усвоил материал. Мне ближе второе.  Часто в своей жизни я сталкиваюсь с ситуацией, когда ученики в некоторых вопросах «перерастают» меня по знаниям, когда из учителя по этим вопросам я становлюсь учеником. Я не боюсь этого. Наверное, в этом высший смысл нашей жизни: не создать подобие,  а воспитать ученика, человека, который пойдет дальше тебя, который будет лучше тебя.

Урок и дети на нем – вот  мерило состоятельности учителя. «Горькая минута урока - пустые глаза ученика». Я бы добавила, разочарование для учителя – не думающий на уроке ученик. Все дети разные. Как завоевать их внимание? Над тобой довлеет программа, которую несмотря ни на что, надо выполнить: пропавшие из-за праздников или карантинов часы не восстановишь, содержание материала, если он даже скучен, не отбросишь. А сам ребенок, пришедший на урок. Сегодня у него отличное настроение, у него все спорится и горит в руках. А завтра ты можешь не узнать его: проблемы дома, в отношениях со сверстниками или просто на предыдущем уроке получил «неуд». Я всегда в этой ситуации стараюсь понять ученика. Я вспоминаю себя в детстве, в студенческие годы. Не получилось сегодня – попробуем завтра. Терпение и труд и все перетрут!  Увидеть работающими на уроке всех: и «сильных», и «слабых»- это главное достижение учителя на уроке. Услышать верный ответ из уст «слабого» ученика, увидеть верно выполненное им задание – это высшая награда за труд. В последнее время довольно часто на уроках после изучения нового материала и первичного его закрепления предлагаю ребятам задание исследовательского характера на самостоятельную коллективную работу. Обязательное условие - попытаться найти решение без моей помощи. Меня в этот момент как бы не существует на уроке. Интересно наблюдать, как в непосредственном общении личностей рождаются новые идеи, новые знания. Не боюсь дать ученикам проявить самостоятельность, сделать ошибку. Напряженный совместный поиск решения, горящие глаза ученика – это главное. А ошибки можно исправить или подкорректировать.

Конец учебного года, конец последнего урока. Последний звонок. И мне всегда немного грустно снова идти на это мероприятие. И не столько по причине помпезности этого мероприятия в нашей школе. Каждый год, видя выпускников, теперь уже бывших учеников, понимаешь, что с их уходом из школы уходит что-то из твоего сердца, души. Ощущение того, что что-то не рассказал, не объяснил, может быть, сделал не так. Понимаешь, что с новыми учениками будешь работать по-новому. И так каждый год.

Учитель - счастливейший на Земле человек: у него всегда есть «билет в детство». Кто ещё может похвастаться «постоянной пропиской» в этой волшебной стране, где деревья большие, небо безоблачное, а горизонт необозрим? Значит, учитель обречён быть молодым и активным. А это здорово!