толерантность в образовательной деятельности


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

          Толерантность – основа общения                          участников  дидактического процесса

Из сегодняшнего педсовета мы еще раз, каждый для себя, отметили, что залогом успешного взаимодействия участников дидактического процесса является умение терпимо и вежливо относиться друг к другу.

Но это не означает, что учитель становится на одну ступень со своим подопечным; однако он признает учащегося индивидуальностью, способной выражать свои чувства и мысли, не боясь, что они могут отличаться от мировоззрения взрослого поколения.


К сожалению, в настоящее время мы ощущаем весьма существенный дефицит уважения и терпимости -толерантности. В повседневной педагогической практике мы нередко сталкиваемся с проявлениями педагогической интолерантности разной степени, которая проявляется в безразличии к «собственному мнению» ученика, а порой и в откровенном и жестком обесценивании его мнения, унижении его «неправильных взглядов», в результате чего общение между учителем и учеником сводится к элементарному вопросу-ответу.

Это можно расценивать как непрофессионализм учителя, низкий уровень культурной осведомленности о практике воспитания подрастающего поколения. Не стоит забывать, что в современном образовательном пространстве роли учителя и ученика в плане межличностного общения равнозначны, поэтому воспитывать в себе культуру общения, постоянно обогащая свое культурно-информационное пространство, – это дело всех участников дидактического процесса.

Поведение, интонация, взгляд, мимика, жесты, реплики и многое другое отражают систему отношений «учитель-ученик».

 Однако одной из основополагающей составляющей межличностных отношений является общение, в процессе которого формируется коммуникативная культура, являющаяся важнейшей составляющей общей культуры личности. Педагогическое общение – это целая система взаимодействия педагога и воспитуемого, которая должна быть эмоционально комфортной для обоих участников дидактического процесса. Владение технологией общения помогает педагогу сформировать правильную модель поведения в конкретной ситуации. Неверная форма педагогического общения может привести к конфликту, поэтому важно правильно избирать систему приемов коммуникации (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.).



Потребность стать значительным, о которой не раз в своих работ работах упоминает Д. Карнеги, присуща всем людям.
Поэтому устоявшийся стереотип в сознании учителей, согласно которому они выше и умнее учеников, необходимо искоренять. Педагогика сотрудничества призывает учителя быть не только высококвалифицированным специалистом в области научного знания, но и быть помощником, соратником, старшим другом в поисках жизненной истины. Тогда учащимся захочется не только приобретать знания, умения, навыки, но и творить, овладевать в совершенстве профессиональным мастерством.

Снятию коммуникативных барьеров помогает, прежде всего, нахождение правильных форм общения, среди которых наиболее распространенными является
общение на основе увлеченности совместной деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение-диалог, общение-дистанция. Правильно выбранный стиль педагогического общения является залогом результативной учебно-воспитательной работы.

Не стоит забывать, что все учителя, по мнению Я.А. Коменского, в какой-то степени «садовники …,  архитекторы …., скульпторы ….  полководцы …..  Поэтому вырастить благоухающие цветы (учеников), построить прочное архитектурное сооружение, наполненное жизнью, красотой бытия, совершить поход во имя толерантной личности, признающей других равноправными участниками окружающего мира, под силу только настоящему учителю, «идущему в уровень с современным ходом воспитания» (К.Д. Ушинский).