Карьера учителя или кара учителя

Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

Как ни обидно, время, когда «учитель» – это звучало гордо, прошло. Сегодня представители одной из вечных профессий скорее не выбирают, а соглашаются на свою работу – они, молодые специалисты, не нашедшие себя в других областях. А может, это – одно из заблуждений, витающих около воспетой в искусстве и столь неоднозначной профессии?

Учительница первая моя

Согласно статистике, 16% российских женщин в детстве мечтали стать учителями. Однако соотношение полов в педагогических вузах показывает, что с течением времени многое меняется. Если по составу учеников школа в России – смешанная, то по составу учителей – фактически женская (86% к 14%), и дети, как утверждают социологи, получают женское образование. Любопытно другое: сочетания «женщина-учитель» и «мужчина-учитель» практически не встречаются в психолого-педагогической литературе, а ведь слово, обозначающее профессиональную принадлежность – «учитель», мужского рода. И немудрено – мужчины чаще выбирают активные профессии, где можно проявить себя и сделать карьеру. Какова же карьера у учителя?

Так называемая карьера

Карьера учителя предполагает два вектора: либо вырасти по административной линии, либо совершенствоваться в преподавательской работе. Выбор небогат, да и коридор узок: лишь один из 24-25 учителей когда-нибудь может стать директором школы. Безуспешно поискав себя на педагогическом поприще, многие через 2-5 лет уходят в другие сферы. Обидно, если учесть, что период наибольшей эффективности начинается у учителей после 8-10 лет преподавания.

Зарплата или нечто вроде

Основное определяющее уровень зарплаты учителя — это объем преподавательской нагрузки. Поэтому единcтвенный способ влиять на свой уровень благосостояния для педагога — это набирать максимально возможное число часов плюс искать дополнительный заработок (совместительство, репетиторство). На вопрос, почему учителям исторически так не повезло с зарплатой, ответить просто: оплата труда сотрудников – главная статья расходов в сфере образования. В экономических категориях этот уровень вполне приемлем: если люди готовы работать за такие деньги, то зачем платить больше? Но в категориях развития государства он недопустимо низок.
65% россиян считают профессию учителя непрестижной.

36% учителей считают свою работу стрессовой.

41 год — средний возраст российских педагогов.

1,5 млн учителей работают в сфере образования в России.

За последние 10 лет их число сократилось на 100000 человек.


Денег мало, нервов много

Одна из трудностей профессии учителя состоит в ее контактности. Пара сотен учеников или студентов, «пропущенные» за смену грозит нервными (а неровен час – и психическими) расстройствами от переизбытка общения. Вот почему педагоги бывают такие «звери», а среди преподавателей так много шизофреников.

Еще один отрицительный показатель — число выполняемых функций за смену. У большинства работающих россиян, помимо прямых служебных обязанностей, есть дополнительные нагрузки, отнимающие столько же времени, сколько основная работа. Согласитесь, задача учителя — учить детей, а не проводить родительские собрания, писать отчеты в департамент образования, планы и докладные записки (в вузах и школах США и Европы эти обязанности выполняют другие специалисты).

«Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом», — считал Сенека. Иногда кажется, что образовательная система будто специально устроена так, чтобы не дать учителям возможности получать удовольствия от работы и допустить появления выдающихся учителей.

Полуторная нагрузка, будучи нормой для учителя, предполагает 4-6 уроков в день плюс ежедневную подготовку к занятиям, внеурочную работу, совещания, «бумажную работу», дополнительную работу на стороне, коей занимаются не меньше трети всех педагогов. Не удивительно, что сегодняшний учитель часто напоминает промрабочего, замученного необходимостью изготавливать максимальное число деталей на станке. У него почти нет времени и финансовой возможности читать книги, ходить в театры, фитнес-клубы, хорошие парикмахерские (унылые прически учителей – первое, что бросается в глаза на педсобраниях), путешествовать, модно одеваться и иметь хобби.

Но настоящей «изюминкой» педагогических сложностей можно считать состав коллектива и его особенности: в однородном (как правило женском) коллективе процветают интриганство, зависть, злоба, подсиживание, которые нередко вынуждают талантливого человека искать новую работу. Возможно, Сенека был прав…

По остаточному принципу

Другой известный афорист Жак Барвэн сказал: «Учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция».

Конечно, подобная ситуация встречается не везде. В Британии, например, профессию педагога считают престижной и желанной, а 16% британских выпускников назвали преподавательскую деятельность областью, в которой они хотят делать карьеру. В России же распределение учителей происходит по остаточному принципу, а работа выпускников педагогических вузов не по специальности имеет массовый характер. При этом первыми в очереди на выход из сектора и получение альтернативной работы стоят те, чьи зарплатные претензии максимальны, а профессиональные позиции на региональном рынке труда наиболее конкурентоспособны. Как говорится, без комментариев.
Ежегодно в школах ждут 30000-32000 молодых специалистов. Нормальная возрастная сменяемость требует 45000-47000 молодых учителей, но это при условии, что пожилые учителя вовремя уходят на пенсию, чего не происходит.