Семь чудес света

 

         Семь чудес света —  знаменитый списоксамых прославленных достопримечательностей культуры Древнего Мира. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства  — традиционный  жанр древнегреческой  поэзии и упражнений в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, т.к. число  7 считалось священным числом бога Аполлона. Отбор  чудес происходил  постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Нынешний  классический  список семи древних чудес света связывают с именем Филона византийского, жившего в 17 веке.  Он включает  Пирамиду Хеопса в Египте, Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Статую Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Колос Родосский, Мавзолей в Галикарнасе, Александрийский маяк. Очевидно, что сам Филон не мог видеть античные достопримечательности. Видимо  по этому,  в его списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах,  статуи Афины Парфенон и Афродиты Книдской и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem_chudes_sveta.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

         Семь чудес света —  знаменитый список самых прославленных достопримечательностей культуры Древнего Мира. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства  — традиционный  жанр древнегреческой  поэзии и упражнений в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, т.к. число  7 считалось священным числом бога Аполлона. Отбор  чудес происходил  постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Нынешний  классический  список семи древних чудес света связывают с именем Филона византийского, жившего в 17 веке.  Он включает  Пирамиду Хеопса в Египте, Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Статую Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Колос Родосский, Мавзолей в Галикарнасе, Александрийский маяк. Очевидно, что сам Филон не мог видеть античные достопримечательности. Видимо  по этому,  в его списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах,  статуи Афины Парфенон и Афродиты Книдской и др.

Чудо первое: Форосский маяк

В 332 - 331 г.г. до н.э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон - один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нем не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось, чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. Александрия был самым богатым городом своего времени. Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи дельты Нила.
Использование маяков началось в глубокой древности и связанно с развитием мореплавания. Вначале это были костры, расположенные на высоких берегах, а затем искусственные сооружения. Одно из семи чудес древнего мира - Александрийский, или Форосский, светящийся маяк был сооружен в 283 году до н.э. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего 5 лет, что само по себе примечательно.
Основным строительным материалом для него послужил известняк, мрамор, гранит.
Маяк состоял из трех поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся башен. Высота маяка огромна: по одним данным 120 метров, по описаниям Ибн - аль - Сайха (XI в.) - 130 -140 метров, по некоторым современным публикациям, даже 180 метров.
Основание нижней башни квадратное - размер стороны 30,5 метра. Нижняя башня высотой 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров, облицована беломраморными плитами. Верхняя башня - фонарь - круглая, с куполом, установленном на гранитных колоннах, была увенчана огромной бронзовой статуей покровителя морей Посейдона высотой 8 метров.
На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше тлел древесный уголь, отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для огня маяка.
Высокий маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Система металлических зеркал использовалась и для обзора морского пространства, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега. Здесь были устроены флюгер, часы и астрономические приборы.
Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим огромным размерам и сложной системе отражателей света был единственным в своем роде сооружением
Александрийский маяк, простоял около 1500 лет, неся службу светоча, помогая ориентироваться средиземноморским «кибернетос», как называли кормчих древние греки. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из-за выветривания камня. Затем на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.
В 1961 году во время исследования прибрежных вод аквалангисты нашли на морском дне статуи, саркофаги, шкатулки из мрамора. В 1980 году международная группа археологов обнаружила на морском дне остатки Форосского маяка. Тогда же на глубине 8 метров обнаружили развалины легендарного дворца царицы Клеопатры. Это одно из крупнейших открытий археологии.

Чудо второе: колосс родосский

От его появления до разрушения прошло всего 56 лет. И все же Колосс занял свое место среди остальных архитектурных памятников.  Колосс Родосский не был только гигантской статуей. Он был символом единства людей, населявшим этот Средиземноморский остров — Родес.
Долго полагалось, что Колосс стоял перед гаванью Мандраки, одной из многих в городе Родес. Учитывая высоту статуи и ширины входа гавани, это соображение невозможно. Кроме того, Колосс блокировал бы вход в гавань. Недавние исследования говорят, что Колосс был установлен или на восточном мысе гавани Мандраки, или даже у нее внутри.
На торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованном белым мрамором искусственном холме, высотой 7 метров, была поставлена самая большая на свете статуя юноши ростом 36 метров. Разные авторы указывают различную высоту статуи, увеличивая ее чуть ли не вдвое. Во всяком случае, статуя настолько велика, что Плиния Старшего, видевшего ее, поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.
Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец из расходящихся в сторону лучей. Это было изображение бога Гелиоса — покровителя лучей. Считалось, что остров поднят со дна моря велением этого бога.
Автором великолепной статуи был представитель Родосской школы скульптор Харес, ученик Лисиппа.
 рудник Британского музея Мэрлион предполагает, что сечение железных брусков на уровне щиколотки статуи было примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой железного каркаса, который покрыли чеканными листами бронзы толщиной 1,6 миллиметра.
Статуя сооружалась 12 лет. Все выше вырастала статуя, спрятанная в растущей вместе с ней земляной насыпи, на которой работали мастера. Когда голову статуи украсили лучистым венцом и насыпь разобрали, пораженные родосцы увидели великолепное произведение искусства. Быстро распространилась молва об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма короткой, но слава прочной.
В 226 году до н.э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени — выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи уперлись в землю. Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению, восстановить статую не удалось. Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Только в 977 году арабский наместник продал ее предприимчивому купцу на переплавку. Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.

Чудо третье: мавзолее в галикарнасе Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики была великолепная гробница в Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства — Галикарнасе.
Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был хороший порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдоль гавани находилась рыночная площадь, далее вверх через центр излучины и ее окаймления была проложена широко развернутая улица, «посредине которой был, воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что он числился среди семи чудес света», — записал Витрувий.
Гробница была воздвигнута в IV веке до нашей эры царицей Артемисией — женой и родной сестрой царя Мавсола. По словам римского историка Авла Геллия, «царица питала к своему супругу необыкновенную любовь, не поддающуюся описанию».
Мавсол был, судя по всему, жестокий правитель, вводил налог за налогом, извлекая доходы из всего, например, с похоронных обрядов или волос. Богатства его были огромны.
В архитектуре Галикарнасского Мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались все три знаменитых ордера, греческий, ионический, коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние — ионическими. В Мавзолее сочетались строгая геометричность, массивная простота, исполненная внутренней силы, и стремление к декоративности, к легкости форм, плавности линий.
Галикарнасский Мавзолей — трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойный храм площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, а третий — пирамидальная кровля, тоже мраморная. Венчала здание четырех конная колесница (квадрига), которой правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 40 — 50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его скульптурное устройство было поручено нескольким мастерам, в том числе великому Скопасу. Сохранились обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битву греков с амазонками — «Амазономахия». Ученые считают, что это работа Скопаса или его мастерской.
Девятнадцать веков стоял Мавзолей. Не хватка камня привела к гибели целого ряда ценнейших памятников. Такая же участь постигла Мавзолей в Галикарнасе. Гробницу царя, которую немного повредило землетрясение, снесли рыцари — иогонисты, построив из нее каменный монастырь — крепость. О разрушении Галикарнасского Мавзолея известно из средневековой хроники.
Статуи Мавсола и Артемисии, а так же другие украшения Мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне. Память о Галикарнасском Мавзолее осталась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в слове «мавзолей».

Четвертое чудо: статуя зевса в олимпии
Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвященных ему Олимпийских игр, Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII — IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов — большие и малые.
Там находилось и одно из семи чудес света — огромная и прекрасная статуя владыки Олимпа Зевса.
Как свидетельствуют античные историки, в олимпийской долине имели мастерские многие выдающиеся эллинские скульпторы — Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель. Статуя Зевса была изваяна гениальным древнегреческим скульптором Фидием. Коренной афинянин, Фидий родился, как полагают, около 500 года до н.э. и скончался около 430 года. Он был величайшим скульптором, архитектором, живописцем, мыслителем. По свидетельству древних авторов, Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие. Таким сверхчеловеческим образом была, очевидно, его статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии. Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Страбо писал: «.. хотя сам храм — очень большой, скульптор критикуется за то, что не учел реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса посаженным на трон, но с головой, почти упирающейся в потолок, чтобы у нас было впечатление, что если Зевс встанет, то упрется головой в крышу храма».
Статуя находилась в конце огромного зала храма, длина которого составляла 64 метра, ширина — 28 метров, а высота внутреннего помещения — около 20 метров.
Огромный 14 метровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. На троне Фидий воспроизвел немало сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей, в частности своего любимца мальчика Пантарка, ставшего победителем на 86-ых Олимпийских играх в борьбе среди самых младших мальчиков.
Фидий создал статую из золота и слоновой кости. Пластинки этих драгоценных материалов искусно закреплялись на специальном деревянном каркасе. По описаниям голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей — знак миролюбия грозного бога. Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости. В одной руке он держал золотую статую крылатой фигуры победы Ники, другой опирался на скипетр с орлом на верхнем конце. Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Статуя казалась живой: вот — вот Зевс подымется с трона.
В последствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь. Многие произведения языческого искусства уничтожили христианские фанатики, но изумительную статую Зевса разрушить не посмели. Однако в V веке сгорел дворец императора Феодосия II, а с ним и гениальное творение Фидия. Статуя Зевса исчезла. О ней известно лишь по свидетельствам древних авторов. С победой христианства пришла в упадок языческая Олимпия, а в 426 году она была сожжена по приказу римского императора Феодосия II. Сохранившиеся постройки и статуи были разрушены землетрясениями в 522 и 551 годах.
Были сделаны и копии статуи, включая большой прототип в Курене (Ливия). Ни одна из них, тем не менее, не сохранилась до сегодняшнего дня. Ранние реконструкции как например, Эрлаха, как теперь полагают, являются неточными.

Пятое чудо:  храм артемиды в эфесе

В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии еще в XII веке до н.э. Покровительницей города была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом — покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц. Вполне естественно решение процветающих горожан построить величественный храм в честь такой покровительницы. Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.
Приглашенный для составления проекта и строительства храма известный архитектор Харсифрон из Кносса предложил построить мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн. Однако дело осложнялось тем, что по близости не было мрамора.
Помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленых холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения. Наклонив головы, они помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Дальнейшая судьба баранов неизвестна, но их битва оказалась исторической. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор стал знаменитостью Евангелием, что значит: «Принесший благую весть».
Строительство храма продолжалось 120 лет. Его решили строить недалеко от устья реки Каистры. Почва здесь была болотистая. Полагали, что именно таким путем удастся ослабить толчки землетрясений, часто случавшихся на побережье Малой Азии. Грунт посыпали толченым углем, который тщательно утрамбовывали.
По топкой земле было трудно перевозить мраморные колонны из каменоломен, находившихся в 12 километрах от храма. Колеса повозок вязли в болотистой почве. Тогда Харсифрон предложил остроумный способ, которым древние выравнивали почву. В концы колонны забили железные прутья, укрепив их оловом, и на эти оси с обеих сторон колонны насадили колеса такого размера, что каменная колонна висела на железных осях. Затем прикрепили длинные жерди, впрягли быков. Колонна, превращенная в своеобразное колесо, покатилась по топкой дороге.
При Харсифроне было возведено здание храма и установлена колоннада. Но до завершения постройки было еще далеко. Строительство продолжил сын Харсифрона архитектор Метаген. Ему удалось закончить верхнюю часть храма. С большим трудом балки втаскивали канатами по наклонной плоскости на высоту храма. Но тут начиналось самое сложное. Нужно было положить архитрав на вершину колонны так осторожно, чтобы не повредить ее капитель. Как и в свое время, отец, Метаген остроумно разрешил возникшую трудность. На вершину колонны положили мешки с песком, на них осторожно опустили балки, под тяжестью которых песок постепенно высыпался, и балка плавно ложилась на место. Впрочем, этот способ был известен еще древнеегипетским строителям.
Метоген тоже не успел достроить храм, и это выпало на долю архитекторов Пеонита и Деметрия. В 550 году до н.э., когда легкое и изящное беломраморное здание с великолепной отделкой открылось взорам современников, оно вызывало удивление и восхищение.
Святилище было огромно, длинной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него шли два ряда каменных колон высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния Старшего, их было 127. Двухскатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит.
Прошло почти 200 лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить свое имя, поджег святыню малоазиатских городов. Это произошло в ночь рождения Александра Македонского. Римский историк Плутарха писал позже по этому поводу: «богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм».
История не сохранила дат рождения и смерти поджигателя и не должна была сохранить даже его имени. Но предать вечному забвению его имя не удалось: в четвертом веке до н.э. о нем упомянул древнегреческий историк Феолен.
Храм сильно пострадал. Добычей огня оказались деревянные конструкции. Треснули балки перекрытий и колонны. Это была большая потеря. Жители Эфеса не могли с ней примирится. На восстановление храма отдали свои сбережения и драгоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии. Сам Александр Македонский предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по реконструкции храма. Однако поставил условие, чтобы в храме появилась надпись, воздающая должное его заслугам. Эфесцы условие не приняли и тактично ответили богоравному полководцу, что «богу» не подобает воздвигать храмы другим богам.
Восстановлением храма Артемиды занялся архитектор Хейрократ, который внес некоторые изменения, поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние столетие.
Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. В художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма вырезал знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн — другой знаменитый скульптор Скопас. Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру. И не удивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал одним из чудес света.
В 263 году храм Артемиды был разграблен готами. Довершили гибель храма болотистая почва, постепенно поглощавшая огромное здание, и река Каистра, наносами покрывшая остатки сооружения. Когда археологи заинтересовались храмом Артемиды, на поверхности земли ничего не было видно. Десятилетия потребовались археологам и архитекторам, чтобы воссоздать первоначальный облик одного из чудес света.

Чудо шестое: висячие сады семирамиды В 90 километрах от Багдада находятся развалины Вавилона. Древний город давно перестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о его грандиозности. «Город великий… город крепкий», — сказано об этом городе в Библии. В VII веке до нашей эры Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца, сады, ставшие легендой.
Пока наиболее точные сведения о Садах исходят от Греческих историков как например, Вероссуса и Диодоруса (Сикулис), но описание материала довольно скудное. Планшеты со времени Навуходоносора не имеют хотя бы единственную ссылку на Висячие Сады, хотя описания дворца города Вавилона, и стены обнаруживаются. Даже историки, которые дают подробные описания Зависания Садов никогда не видели их. Современные историки доказывают, что когда солдаты Александра достигли плодородной земли Месопотамии и увидели Вавилон, они были поражены. После возврашения на свою родину, они сообщили о удивительных садах и деревьях в Месопотамии, о дворце Навуходоносора, о Вавилонской башне и зиккуратах. Это и было воображением поэтов и древних историков, которые смешали все эти рассказы в одно целое, чтобы произвести одно из семи Чудес Света.
Только двадцатое столетие открыло некоторые тайны, окружающие легенды о Висячих Садах. Археологи все еще борются, чтобы собрать достаточно подтверждений перед достижением конечных выводов о местоположении Садов, их системе орошения, и их истином появлении.
Создание знаменитых садов легенда связывает с именем Семирамиды, царицы Ассирии. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею были построены висячие сады в Вавилоне. Семирамида — Шаммурамат — историческое лицо, но жизнь ее легендарна. По преданию, дочь богини Деркето — Семирамида росла в пустыне, в стае голубей. Потом ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад Симмасу, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода Оанн увидел девушку и женился на ней. Семирамида была удивительно красива, умна и отважна. Она очаровала царя, который отнял ее у своего воеводы. Оанн лишил себя жизни, а Семирамида стала царицей. После смерти мужа она стала наследницей престола, хотя у них был сын Ниний. Тогда — то и проявились ее способности в мирном управлении государством. Она построила царский город Вавилон с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом через Евфрат и удивительным храмом Бэлу. При ней была проложена удобная дорога через семь гряд Загросской цепи в Лидию, где она тоже построила столицу Экбатану с прекрасным царским дворцом, а воду к столице провела через туннель из далеких горных озер. Двор Семирамиды блистал великолепием. Нинию наскучила бесславная жизнь, и он организовал против матери заговор. Царица добровольно передала сыну власть, а сама, превратившись в голубку, улетела из дворца со стаей голубей. С этого времени ассирийцы стали почитать ее богиней, а голубь стал для них священной птицей.
Однако знаменитые «висячие сады» были разбиты не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже, в честь другой, увы, не легендарной женщины. Они были построены по приказу Навуходоносора для его любимой жены Амитис — мидийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зеленым холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже в те времена роскошью.
Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырех ярусного сооружения. На насыпных террасах, покоящихся на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитым асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом. Еще выше свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовыми и белыми камнями. Высота этажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала достаточно света для растений.
В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые в мокрую рогожу, семена редких растений, трав и кустов.
И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали водоподъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду из реки Евфрат.
Великолепные сады с редкими деревьями, красивыми ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были по истине чудом света. В покоях нижнего яруса этих садов провел свои последние дни в июне 323 года до н.э. Александр Македонский.
Висячие сады были разрушены наводнениями Евфрата, который во время паводка поднимается на 3-4 метра. Древний Вавилон давно перестал существовать, но имя его живет до сих пор.

Чудо седьмое: египетские пирамиды

Желал ли египетский фараон Хуфу своему имени вечной славы или строительство гигантских усыпальниц было религиозным требованием — доподлинно неизвестно. Но он добился этого — пирамида его имени, известная нам как пирамида Хеопса (так произносится имя фараона по-гречески), считается самым известным сооружением на Земле. И она имеет на это право. Ведь высота пирамиды достигает ста пятидесяти метров, длина каждой из сторон — двухсот тридцати, площадь её основания — почти пятьдесят три тысячи квадратных метров. Для её сооружения было использовано более двух миллионов каменных блоков, каждый из которых весит около двух с половиной тонн, а самый тяжелый — семнадцать тонн. Как подсчитал во время своего бесславного египетского похода Наполеон, каменных блоков, которые пошли на строительство трех главных египетских пирамид — Хеопса, Хефрена и Менкаура, хватило бы на то, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в три метра и толщиной в тридцать сантиметров. Чтобы представить себе грандиозность такого строительства, достаточно знать, что началось оно четыре с половиной тысячи лет назад, когда и людей было намного меньше, чем сегодня, да и техника была достаточно примитивной.
Строили пирамиды, грубо говоря, при помощи мускульной силы. Но что интересно, несмотря на эти огромные цифры, пирамида Хеопса не самая большая пирамида в мире. Книга рекордов Гиннесса отдает пальму первенства пирамиде Кетцалькоатля в Мексике, которая занимает площадь, в три раза большую, нежели самая большая из пирамид Гизехского акрополя.
Долгое время считалось, что пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, ученые выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоев населения. Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжелым, но за него платили деньги. А если учесть, что строительство велось, в основном, во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такой «госзаказ» можно считать благом -эта работа не давала людям умереть с голода. Причем крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.
То, что пожелали построить и построили фараоны, полностью отвечало их представлениям о вечной жизни. Лучше всего это выразилось в пословице: «Все боится времени, но время боится пирамид». Пирамиды молчаливо взирали на персидские армии, воинов Александра Македонского, железные римские легионы, гренадеров Наполеона. К пирамидам приезжали и философы, и тираны. И никого они не оставляли равнодушным. Свидетельством этому надписи — вся верхняя площадка пирамиды Хеопса, а это десять квадратных метров, исписана именами, пожелавшими оставить в веках память о себе, самая старая надпись датируется 1475 годом. Такое желание абсолютно понятно — традиция оставлять надписи типа «здесь был …» появилась очень давно. Эту слабость можно понять, ведь пирамиды — самые знаменитые постройки на Земле, с их известностью ничто не может сравниться, и при всем этом пирамиды еще и старше всех других сооружений, а желание оставить упоминание о себе в вечности очень сильно. Сейчас, конечно это делать запрещено, но все равно пишут.
Пирамиды были самым первым чудом света и в то же время самым великим произведением не только древнеегипетской цивилизации, но и всего человечества. Достаточно сказать, что после Великой пирамиды, возведенной около пяти тысяч лет назад, люди долго не могли создать ничего подобного. Ведь только в 1889 году пирамида Хеопса перестала быть самым высоким зданием мира, уступив первенство Эйфелевой башне. Но уступила только по высоте.