Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Денисюк Галина Михайловна

 

Однажды известного физика Альберта  Эйнштейна   спросили  :  “Как  делаются
открытия?”  Эйнштейн ответил:  “А так: все знают, что вот  этого  нельзя.  И
вдруг появляется такой человек, который не знает, что  этого  нельзя.  Он  и
делает открытие”. Конечно,  это  была  лишь  шутка.  Но  все  же,  вероятно,
Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том  числе
и на собственное открытие более  правильной  и  точной  картины  мироздания,
изложенное им  в  знаменитой  теории  относительности.  Может  быть,  он  из
озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме.  Дело  не  в  том,
чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы  “сомневаться”,  не  брать
на веру все, чему учили  деды.  И  вдруг  появляется  человек,  которого  не
останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что  возможности
людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными –  не  аномалия,  а
норма.  Задача  заключается  лишь  в  том,  чтобы   раскрепостить   мышление
человека,   повысить   коэффициент   его   полезного   действия,    наконец,
использовать те богатейшие  возможности,  которые  дала  ему  природа,  и  о
существовании  которых многие подчас и не подозревают. Поэтому  особо  остро
в последние годы стал вопрос о  формировании  общих  приемов  познавательной
деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon coobshchenie.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Однажды известного физика Альберта  Эйнштейна   спросили  :  “Как  делаются

открытия?”  Эйнштейн ответил:  “А так: все знают, что вот  этого  нельзя.  И

вдруг появляется такой человек, который не знает, что  этого  нельзя.  Он  и

делает открытие”. Конечно,  это  была  лишь  шутка.  Но  все  же,  вероятно,

Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том  числе

и на собственное открытие более  правильной  и  точной  картины  мироздания,

изложенное им  в  знаменитой  теории  относительности.  Может  быть,  он  из

озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме.  Дело  не  в  том,

чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы  “сомневаться”,  не  брать

на веру все, чему учили  деды.  И  вдруг  появляется  человек,  которого  не

останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что  возможности

людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными –  не  аномалия,  а

норма.  Задача  заключается  лишь  в  том,  чтобы   раскрепостить   мышление

человека,   повысить   коэффициент   его   полезного   действия,    наконец,

использовать те богатейшие  возможности,  которые  дала  ему  природа,  и  о

существовании  которых многие подчас и не подозревают. Поэтому  особо  остро

в последние годы стал вопрос о  формировании  общих  приемов  познавательной

деятельности.

 Познавательный интерес – избирательная направленность личности на  предметы

и явления окружающие действительность.  Эта  направленность  характеризуется

постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким  знаниям

. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный  интерес  становится

основой положительного отношения  к  учению.  Познавательный  интерес  носит

(поисковый характер).  Под  его  влиянием  у  человека  постоянно  возникают

вопросы, ответы на которые  он  сам  постоянно  и  активно  ищет.  При  этом

поисковая деятельность школьника совершается  с  увлечением,  он  испытывает

эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес  положительно

влияет не только на процесс и результат деятельности,  но  и  на  протекание

психических процессов - мышления,  воображения,  памяти,  внимания,  которые

под  влиянием  познавательного  интереса  приобретают  особую  активность  и

направленность.

Познавательный интерес  - это один  из  важнейших  для  нас  мотивов  учения

школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного  учебная

работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный   интерес   при   правильной педагогической    организации

деятельности учащихся и систематической  и  целенаправленной  воспитательной

деятельности может и должен стать устойчивой  чертой  личности  школьника  и

оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный  интерес  выступает  перед  нами  и  как   сильное   средство

обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ”  Смертельный  грех

учителя  –  быть  скучным”.  Когда  ребенок  занимается  из-под  палки,   он

доставляет учителю массу хлопот и огорчений,  когда  же  дети  занимаются  с

охотой,  то  дело  идет  совсем   по-другому.   Активизация   познавательной

деятельности ученика без развития его  познавательного  интереса  не  только

трудна,  но  практически  и  невозможна.  Вот  почему  в  процессе  обучения

необходимо систематически возбуждать, развивать и  укреплять  познавательный

интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности,  и

как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на  процесс  познания,  но  и  на

результат его, а это всегда связано со стремлением  к  цели,  с  реализацией

ее,   преодолением   трудностей,   с   волевым   напряжением   и    усилием.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный  его  союзник.  В

интерес  включены,  следовательно,  и   волевые   процессы,   способствующие

организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном  интересе  своеобразно  взаимодействуют  все

важнейшие проявления личности.

Спросите у  любого  первоклассника,  собирающегося  в  школу,  хочет  ли  он

учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите,  что  получать  каждый

из них  намерен  только  пятерки.  Мамы,  бабушки,  родственники,  отправляя

ребенка в школу, тоже  желают ему хорошей учебы и  отличных  оценок.  Первое

время сама позиция ученика, желание занять  новое  положение  в  обществе  –

важный мотив, который  определяет  готовность,  желание  учиться.  Но  такой

мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать,  что  уже  к  середине  учебного  года  у

первоклассников   гаснет   радостное   ожидание   учебного   дня,   проходит

первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет  обучения

ребенок не стал тяготиться школой, мы  должны  позаботиться   о  пробуждении

таких мотивов обучения, которые  лежали  бы  не  вне,  а  в  самом  процессе

обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок  учился  потому,  что  ему

хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

             II Формирование познавательных интересов в обучении.

Познавательный интерес, как и всякая черта  личности  и  мотив  деятельности

школьника, развивается и  формируется  в  деятельности,  и  прежде  всего  в

учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может  происходить

по  двум  основным  каналам,  с  одной  стороны  само  содержание    учебных

предметов содержит в себе эту возможность, а с другой  –  путем  определенной

организации познавательной деятельности учащихся.

Первое,  что является предметом познавательного интереса  для  школьников  –

это новые знания о мире. Вот почему  глубоко  продуманный  отбор  содержания

учебного  материала,  показ  богатства,  заключенного  в  научных   знаниях,

являются  важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес  возбуждает  и  подкрепляет  такой  учебный  материал,

который является для учащихся новым, неизвестным, поражает  их  воображение,

заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания,  его  первичный

элемент.  Удивляясь,  человек  как  бы  стремится  заглянуть  в  перед.   Он

находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что  одна  сова

за год уничтожает тысячу мышей, которые  за  год  способны  истребить  тонну

зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться  все

время только яркими фактами, а его привлекательность  невозможно  сводить  к

удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский  писал  о  том,  что

предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь  отчасти  нов,  а

отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает  на

фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания  познавательного

интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое  преподавание  подводит   к   осознанию   того,   что   у   обыденных,

повторяющихся явлений окружающего  мира  множество  удивительных  сторон,  о

которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся  к  свету,

и о свойствах талого снега, и  о  том,  что  простое  колесо,  без  которого

сейчас  не  обходится  ни  один  сложный   механизм,   является   величайшим

изобретением.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка  в  силу  своей

повторяемости, могут и должны приобрести для   него  в  обучении  неожиданно

новое, полное  смысла,  совсем  иное  звучание.  И  это  обязательно  явится

стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю  необходимо  переводить  школьников  со  ступени  его

чисто житейских, достаточно узких и  бедных  представлений   о  мире  -   на

уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Интересу к познанию  содействует  также  показ  новейших  достижений  науки.

Сейчас,  больше  чем  когда  либо,  необходимо  расширять  рамки   программ,

знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

Далеко не все в учебном материале  может  быть  для  учащихся  интересно.  И

тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного  интереса

–  сам  процесс  деятельности.  Что  бы  возбудить  желание  учиться,  нужно

развивать потребность ученика  заниматься  познавательной  деятельностью,  а

это  значит,  что   в   самом   процессе   ее   школьник   должен   находить

привлекательные  стороны,  что  бы  сам  процесс  учения  содержал  в   себе

положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит прежде всего через  разнообразную  самостоятельную  работу

учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

                           Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение задания  –  самый  надежный  показатель  качества

знаний, умений и навыков ученика.

Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в  том

что к моменту проверки  работы  всегда  находится  в  классе  8-10  учеников

которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит  терять  время.

Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные  работу.  Те   кто

выполнили задания, включаются в работу, а те, кто  не  выполнил,  фактически

переписывают решения в тетради. Организуя таким образом   проверку,  учитель

в какой-то мере помогает  ученикам  которые  не  справились  с  заданием.  Но

верный ли это путь? В конечном итоге в  классе  образуется  группа,  которая

изо дня  в  день  полностью  не  справляется  с  самостоятельной  работой  и

привыкает  дописывать  задания  во  время  проверки.  Как  научить   ученика

работать   самостоятельно?    Необходимо    использовать    подготовительные

упражнения,   карточки   с   дифференцированными   заданиями,    продуманную

последовательность  заданий,   вариантность,   комментирование   заданий   и

наглядность.

                                Опорные схемы

Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности

содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда

это осознается учащимися. Именно это и является источником радости.

                             Проблемное обучение

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для  заучивания

фактов и выводов всегда  вызывает  неослабевающий  интерес  учеников.  Такое

обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

В  проблемном  обучении  на  общее  обсуждение   ставится   вопрос-проблема,

содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

После объяснения даю  самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся  живые  споры,  обсуждения.

Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников,  создается  обстановка

увлеченности, раздумий, поиска. Это  плодотворно  сказывается  на  отношении

школьника к учению.

Для  развития  познавательных  интересов  важно  усложнение   познавательных

задач.

Для этого интересно использовать  предварительную  подготовку  к  восприятию

нового.

Занимательный материал

Одним из средств формирования познавательного интереса является

занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное

вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания,

помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют

различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять

арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра

ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда –

стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко

выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества

личности. На своих уроках постоянно использую такие игры : ЛЕСЕНКА,

МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ

ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.

Геометрический материал

Развитию познавательных интересов способствует использование

геометрического материала.

Задания, направленные  на развитие внимания

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся,  получал  импульсы  для

развития,  надо  использовать  средства,  вызывающие  у  ученика   ощущение,

сознание собственного роста.

Составь план ответа, задай вопрос  товарищу,  проанализируй  ответ  и  оцени

его, обобщи сказанное, поищи иной способ  решения  задачи  –  эти  и  многие

другие приемы, побуждающие ученика осмыслить  свою  деятельность,  неуклонно

ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

Развитие познавательных способностей

В процессе учебной деятельности  школьника,  большую  роль  ,  как  отмечают

психологи,  играет  уровень  развития  познавательных  процессов:  внимания,

восприятия,  наблюдения,   воображения,   памяти,   мышления.   Развитие   и

совершенствование  познавательных  процессов  будет  более  эффективным  при

целенаправленной  работе  в  этом  направлении,  что  повлечет  за  собой  и

расширение познавательных возможностей детей.

Эта форма организации познавательной деятельности во многом

зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как

внимание.

В учебный материал включаю  содержательно-логические  задания,  направленные

на развитие различных  характеристик  внимания:  его  объема,  устойчивости,

умения переключать внимание с одного предмета на  другой,  распределять  его

на различные предметы и виды деятельности.

Задания, направленные  на развитие восприятия и воображения.

Восприятие – это  основной  познавательный  процесс  чувственного  отражения

действительности, ее предметов и явлений при их  непосредственном   действии

на органы чувств. Оно является основой мышления и практической  деятельности

как взрослого  человека,  так  и  ребенка,  основой  ориентации  человека  в

окружающем  мире, в обществе.  Психологические  исследования  показали,  что

одним  из  эффективных   методов   организации   восприятия   и   воспитания

наблюдательности является сравнение. Восприятие при  этом  становится  более

глубоким.

В результате игровой и учебной  деятельности  восприятие  само  переходит  в

самостоятельную деятельность, в наблюдение.

                             Логическое мышление

Интеллект человека . в первую очередь определяется не суммой накопленных  им

знаний, а высоким уровнем логического  мышления.  Поэтому  уже  в  начальной

школе  необходимо  научить  детей  анализировать,  сравнивать   и   обобщать

информацию, полученную в результате взаимодействия  с  объектами  не  только

действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как  математика,  не  способствует  развитию  мышления,  особенно

логического, так как предметом ее изучения являются  отвлеченные  понятия  и

закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

1. Задачи на смекалку

2. Задачи шутки

3. Числовые  фигуры

4. Задачи с геометрическим содержанием

5. Логические упражнения со словами

6. Математические игры и фокусы

7. Кроссворды и ребусы

8. Комбинаторные задачи

Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним из основных свойств личности.  Древние  греки  считали

богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз,  покровительниц  всех  известных

наук и искусств. Человек, лишенный  памяти,  по  сути  дела  перестает  быть

человеком.  Многие  выдающиеся  личности  обладали  феноменальной   памятью.

Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей  логарифмов.  Но

следует знать  и  о  том,  что  хорошая  память  не  всегда  гарантирует  ее

обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал  слабоумного  мальчика,

способного легко запомнить ряды чисел. И  все-таки  память  –  это  одно  из

необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем  смысловая.

Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Но в начальной школе необходимо готовить  детей к обучению в среднем  звене,

поэтому  необходимо  развивать  логическую   память.   Учащимся   приходится

запоминать  определения,  доказательства,  объяснения.   Приучая   детей   к

запоминанию  логически  связанных  значений,  мы  способствуем  развитию  их

мышления.

Регулярное использование на уроках математики системы  специальных  задач  и

заданий,   направленных   на   развитие   познавательных   возможностей    и

способностей,  расширяет  математический   кругозор  школьников,

способствует  математическому  развитию,  повышает  качество  математической

подготовленности,  позволяет  детям   более   уверенно   ориентироваться   в

простейших  закономерностях  окружающей  их  действительности   и   активнее

использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей,  стараюсь  вызвать  у

него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку  поверить  в  себя,  в  свои

способности.


 

Комментарии

Денисюк Галина Михайловна

Нравственное и умственное развитие человека осуществляется, разумеется, на протяжении всей его жизни. Но основные черты складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творчества - это требования самой жизни, определяющие во многом совершенствование методов обучения. Требования соединения учебной деятельности школьников(в которой формируются математические знания и умения)с познавательной деятельностью есть "учебно познавательная" методика. Ее признаком является творческий характер. Воспитание же творческих способностей школьников возможно путем активного участия в процессе творческой деятельности. Учащиеся должны не просто знакомиться с теорией, а видеть источник возникновения ее и практическую целесообразность изучения тех или иных вопросов. Творить - значит создавать новое. Это новое может быть не только новым фактом, но и новым приемом мыслительной деятельности, открытием связи между явлениями, нахождением логической структуры и т.д. Ведущей идеей в моей педагогической практике является максимальное раскрытие спектра приложений математических знаний.