ИКТ-компетентность учителя

235
BOY1.gif
Рособрнадзор в 2010 году планирует ввести для учителей экзамен на компьютерную грамотность. Повысит ли это уровень владения педагогов ИКТ-технологиями, в интервью РИА Новости рассказывает заместитель директора по информатизации Центра образования №293, Александр Драхлер.
- Александр Борисович, что предполагает ИКТ-компетентность учителя?
- «Скорость нажимания кнопок» здесь не может быть определяющим параметром. Учитель должен понимать, зачем он использует ИКТ на каждом конкретном уроке. Важно и умение грамотно использовать Интернет не только как источник информации, но и для обмена опытом.
И надо уметь грамотно представить свою работу – как в техническом, так и в правовом смысле. На многих же курсах почти не уделяется внимания ни оптимизации ресурсов для размещения их в сети, ни авторскому праву, а то и другое немаловажно.
- Вопрос об авторском праве действительно стоит так серьезно?
- Да. Отмечаются сознательные нарушения – намеренное предъявление чужой работы под своим именем. Случается, из материала удаляют данные автора без его ведома, публикуя работу на своем сайте. Но в соответствии с п.1 ст.1270 ГК РФ только автору принадлежит право выбора площадки для публикации.
Имеет место и некорректность цитирования. Публикуя материал в образовательных целях, необходимо указать все источники, хоть бы их было несколько десятков и даже сотен (например, иллюстраций). Если отсутствует навык сохранения всех «исходников», создание списка ссылок может вылиться в настоящую проблему. Пока в российском законодательстве не предложено адекватного в правовом смысле решения этой проблемы. Некоторые эксперты предлагают делать пометку: «все источники находятся в открытом доступе в Интернете». На мой взгляд, такой «ход» неприемлем.
На нашем портале эти проблемы решаются так: материал размещает сам (и только) автор, а дальше действует система открытой общественно-профессиональной экспертизы. Позор в педагогическом сообществе – весьма эффективный регулятор.
Осенью прошлого года наш портал предложил акцию «Мы уважаем авторские права учителя». Нас активно поддержали блоггеры, владельцы персональных учительских сайтов – но крупные Интернет-проекты, в том числе финансируемые государством, её проигнорировали…
- Что могло бы помочь педагогам повысить компьютерную грамотность? Какие в этом плане проблемы?
- Есть государственные программы, проводимые региональными институтами повышения квалификации учителей, программы негосударственных организаций, курсы отдельных компаний.
Есть курсы в сети, как бесплатные, так и платные, но высокая цена – еще не гарантия качества. Наш портал, допустим, предлагает виртуальные бесплатные мастер-классы – это те же курсы сроком несколько месяцев, где иногда обучается одновременно несколько сотен человек. Но у нас нет права выдавать дипломы, хотя люди идут к нам и после обучения на официальных курсах.
Более того, часто учитель уже всему научился в каком-либо сетевом сообществе, а в школе его заставляют снова идти на курсы, где документ выдают лишь для отчетности. Некоторые сетевые сообщества и фирмы продают учителям такие свидетельства: за 300-500 рублей в дипломе будет сделана любая запись. Есть и порталы, где к работам относятся внимательно и сертификат получить очень сложно. Но в любом случае, это серьезные и никому ненужные трудозатраты: к примеру, у нас проводится фестиваль или конкурс с участием нескольких тысяч человек - на каждого из участников требуется заполнить форму и выслать сертификат...
Очевидно, что проблема спровоцирована новой системой оплаты труда – от учителя требуется документальное подтверждение участия в мероприятии или тренинге для начисления ему зарплаты. Люди рады бы не просить «бумаг», но тогда их оклад составит 50-70% от базовой ставки.
- Как же оценивается компьютерная грамотность учителей? И можно ли ожидать, что её повысит необходимость сдать экзамен Рособнадзора?
- Существуют специальные программы, созданные в рамках проекта по информатизации системы образования Национальным фондом подготовки кадров (НФПК), программа Майкрософт «Партнерство в образовании» и многие другие. НФПК совместно с Минобрнауки проводит мониторинг уровня ИКТ-компетентности в регионах.
Экзамен на компьютерную грамотность в ряде мест (Татарстан, Чувашия) уже идет, но методика его проведения еще недостаточно отработана. На мой взгляд, он должен иметь большую дифференциацию по школьным предметам и более обучающий характер.
Надо уделять внимание и методике использования ИКТ, активнее применять формат, где педагоги демонстрируют опыт совместной деятельности в Интернете. Дифференцировать экзамен можно и в соответствии с реальными ИКТ-возможностями конкретного образовательного учреждения.

mailКоллеги, а Вы что думаете по этому поводу?