Статья на тему: «Воспитательная система школы как модель духовно – нравственного просвещения»

Здебская Елена Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_shkoly_kak_model_duhovno.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:    «Воспитательная  система  школы  как  модель  духовно – нравственного  просвещения»  

Работу выполнила учитель начальных классов МАОУ Зарёвской СОШ с УИОП городского округа Домодедово Московской области: Здебская Елена Владимировна                                    

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом и государством в целом.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

Главной задачей учителя начальных классов является процесс становления в каждом ребенке Человека, но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства педагога, от того насколько он умеет одухотворить человеческие стремления в достижении собственного идеала.

Важной педагогической задачей в формировании личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единство слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Задачей нравственного развития ребенка можно считать приобретение и развитие нравственных привычек, ведущих к формированию нравственных качеств его личности.

Заложить основы нравственной ориентации школьников – важнейшая задача школы. Нравственные ориентиры – универсальные ориентиры, которые должны присутствовать в повседневной жизни школы:

·          Уважение чести и достоинства человека.

·          Чувство совести.

·          Доброжелательность, уважение  к людям.

·          Отзывчивость, готовность   прийти на помощь.

·          Миролюбие, неприятие жесткости.

·          Умение прощать обиду.

·          Способность к благодарности за доброе отношение к себе.

·          Способность к сопереживанию, сочувствию.

·          Трудолюбие.

·          Понимание сущности сознательной дисциплины, ответственности и исполнительности при соблюдении    правил поведения в школе, природе, дома и в общественных местах.

·          Понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры.

·          Потребность соблюдения правил культуры поведения и общения (вежливости и скромности, внимательности и предупредительности, тактичности и деликатности), культуры речи   и внешнего вида.

·          Умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

·          Доброжелательные и уважительные отношения между мальчиками и девочками.

·          Непримиримость к безнравственности, аморальным поступкам, борьба со злом и равнодушием, эгоизмом, стяжательством, расточительством.

У школьников этот процесс проявляется через поведение и его отношения к различным сторонам жизнедеятельности.

Воспитание школьника происходит в повседневной жизни и деятельности: в учении, труде и общественных делах, в играх, на экскурсиях и различных занятиях, где он руководствуется нравственными нормами и правилами и где сам может убедиться в их   необходимости.

Непрерывное накопление знаний для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик.   Для того чтобы младший школьник поступил нравственно, правильно сделал выбор поступка, действия, ему не хватает нравственных знаний. А ведь, действительно, жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор поступка.   Еще труднее приходится ребенку. Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирование устойчивых мотивов нравственного поведения. Так как убеждения основаны на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать тем или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек.

Вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах, правилах поведения, утверждаемых в обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Нравственные знания приобретают важное  значение в процессе сознательного выбора поступка, действия или линии поведения в соответствии нормами морали.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это наша малая Родина, наш народ и его история, семья, труд, искусство, религия, природа. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: любовь к своей малой Родине, милосердие, помощь ближнему, ценность знания, забота о здоровье, уважение к родителям, уважение к труду, творчество и созидание.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека , но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности, воспитание физически здоровой души, наполненной   духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитой личности.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Ноябрь 2012 год