Талантливые дети

Ольга Валерьевна Ермолина

С самого детства знала, что я талантливая! Да! Мне так и говорили: «У тебя точно талант ввязываться в драки… разбивать колени… искать приключения…» С этой светлой  мыслью, и осознанием своей уникальности я прожила до 6-и лет, пока не пошла в первый класс. Однажды на уроке музыки, после моего шедеврального исполнения песни «Наташка-первоклашка», моя первая учительница(она же вторая мама)) тихо сказала: « Хорошо,  но громкий голос – это еще не талант!» Вот тут-то моя вера в собственную  талантливость пошатнулась…

                А действительно, что такое талант? Как обнаружить его у своего чада? Да и нужно ли это делать? Давайте попробуем во всем разобраться.

Вы наверно слышали про Оскара Ригли. Когда ему было 2 года, он стал известен своим уникальным интеллектом. В информационном центре по работе с одаренными детьми специально измерялся уровень IQ маленького Оскара. Оказалось, что он превышает 160. То есть мальчик оказался на равных с Альбертом Эйнштейном, а также с еще одним гениальным физиком Стивеном Хоукингом. Уже в 12 недель он удивлял своих родителей. Мальчик поражал окружающих своим словарным запасом, а еще тем, что говорил сложными предложениями. Так, например, Оскар рассказывал своей маме о репродуктивном цикле у пингвинов.

Казалось бы, в чем проблема? Но она есть, как минимум одна. По словам специалистов, наблюдающих мальчика, с таким огромным умственным потенциалом Оскару будет нелегко выстраивать отношения с родителями, не говоря уже о детях вокруг. Очень скоро никто из них не сможет поддерживать общение с малышом на необходимом ему уровне.

Хотите секрет? Все люди рождаются талантливыми. Правда!  Кто-то превосходит одних в сфере гуманитарных наук, кто-то очаровательно поет, кому-то легче всего нарисовать что-либо, другие отлично говорят. В научной психологии различают два типа одаренности: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, его представители поражают всех своими энциклопедическими знаниями. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они резко выделяются из толпы. Любопытно, что если человек одарен творчески, у него всегда высокий интеллект. А вот интеллектуал, в свою очередь, может быть напрочь лишен творческих способностей.

Как же узнать, талантлив ваш ребенок или нет? Понаблюдайте за ним. И чем раньше Вы это сделаете, тем лучше.  Психологи утверждают, что база для развития природных данных и таланта формируется в первые три года жизни.

Можно сделать вывод, что у вашего ребенка есть музыкальные способности, если:

  • Он с удовольствием вслушивается в мелодию, успокаивается от звуков классической музыки
  • Легко воспроизводит ритм и мелодию
  • Запоминает слова песни и пытается подпевать
  • Или же просто поет, сидя у себя в комнате или за столом
  • Возможно, в детстве он засыпал под спокойную тихую музыку
  • Импровизирует с мелодией, пытается сочинять собственные мелодии

Или же у ребенка присутствует артистический талант:

  • Он любит устраивать представления перед публикой, будь то члены семьи или незнакомые люди в кафе или магазине
  • Ему нравится менять голос и разговаривать постоянно с разной интонацией
  • У него подвижная живая мимика, лицо никогда не бывает равнодушным
  • Вы замечали, что он может сыграть роль, например, больного человека, на столько правдоподобно, что вы поверите и не поведете его в школу
  • У него красивая пластика тела, он подвижен и энергичен, постоянно готов узнавать новое и поглощать информацию
  • Он с легкостью перенимает привычки и повадки окружающих людей

Художественный талант проявляется следующим образом:

  • Ребенок в свободное время с удовольствием рисует, лепит фигуры из пластилина, любит делать аппликации
  • На праздники вы часто получаете от своего ребенка открытку или поделку, сделанную своими руками
  • В своих рисунках он использует сочетания разных цветов, изображает необычные абстрактные фигуры или животных, тщательно прорисовывая все детали

Помимо вышеперечисленных, у вашего ребенка могут также проявляться литературный или лингвистический талант, спортивный, танцевальный или математический.

 

«…Какой талант! Он даже списать текст без ошибок не может!» Знакомо?  Вы удивитесь, но это тоже может быть показателем таланта!

Многочисленные исследования показали, что:

- если у ребенка при чтении возникают проблемы с гласными О, А, У, если он «теряет» в тетради возвратные частицы – в нем может таиться склонность к дизайну и архитектуре;

- если «выпадают» причастные и деепричастные обороты, не складываются отношения с «мягкими» гласными Я, Ю, Е, то, возможно, в ребенке живет талант садовода, флориста;

- если главный дефект – неспособность разделить фразу по смыслу, поставить, где надо точку – значит, у ребенка могут быть способности находить общий язык с животными;

- если он путает твердые и мягкие, шипящие и свистящие, - в нем наверняка имеются задатки фотографа или художника.

Как выявить талант мы разобрались. А что же с ним делать дальше? Вот тут родителям нужно проявить чуткость и гибкость. Как бы дети ни были талантливы и гениальны, они все равно остаются детьми. И им нужна все та же родительская забота, поддержка, внимание, и границы. Если родители не сумеют распознать в своем малыше маленького гения и не помогут ему развиваться, вполне возможно, что его талант останется незамеченным или раскроется слишком поздно. Бывает и наоборот: как только родители узнают о таланте ребенка, они начинают в прямом смысле мучить его, заставляя часами играть на скрипке, рисовать или учить стихи наизусть.

Очень важно при этом придерживаться золотой середины, помогая ребенку развиваться и безгранично любить свое чадо, так как эта любовь окрыляет!