Развитие логического мышления

Корнева Татьяна Григорьевна

 

Развитие логического мышления у детей

 

Логическое мышление – это способность рассуждать, наука о законах мышления и его формах. Она возникла в 4 веке до нашей эры. Основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Знание законов логики важно при выработке решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами. Владея навыками логического мышления, человек может быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжёлые жизненные обстоятельства.

Но зачем логика младшему ребёнку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знания и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Нередко случается так, что ребёнок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это происходит потому, что родители, обучая его умениям и навыкам – чтению, счёту, письму, часто забывают о необходимости развивать способности, и, прежде всего, логическое мышление. В процессе обучения, особенно по развивающим программам, младшему школьнику приходится сравнивать и классифицировать, выделять закономерности и делать выводы. Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба, т.к. решение задач, выполнение упражнений требует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Все дети одарены! У каждого ребёнка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности. Но и тут базу будущего дара надо успеть сформировать! Разовьёт свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, педагогов, воспитания. Большинство родителей считают, что талант ребёнку даётся свыше: либо он есть, либо нет. Придёт, мол, время – и скрытые способности появятся сами. И…глубоко ошибаются. Задатки каждый малыш действительно получает с рождения; их заложили папа и мама. Конечно, все родители понимают, что задатки ребёнка надо развивать, превращая их в способности. И тогда чадо достигает успеха: кто-то на поприще учёбы, кто-то в науке, в бизнесе, игре на скрипке, в рисовании. «Подрастёт, отдадим малыша в кружок», - строят планы на будущее родители. И делают первую ошибку. Нельзя упускать время!

Логическое мышление – это залог успеха в жизни. В учёбе, на работе и в повседневной жизни мы используем очень часто логику. Её развитие помогает нам и в творческих занятиях. Ведь именно логическое мышление помогает нам выстраивать чёткую картину происходящего, понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытия и изобретения были сделаны благодаря логическому и творческому мышлению их создателей.

Развитие логического мышления у дошкольников идёт через игру. Важно постоянно менять задания, побуждая ребёнка постоянно думать и искать другие пути решения. Для развития логического мышления дошкольников и младших школьников разработано множество пособий, которые можно приобрести в специализированных магазинах или через интернет. Ежедневно занимаясь со своим ребёнком и развивая его логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное, о чём необходимо понимать: ни в коем случае не стоит перегружать ребёнка занятиями. Учите – играя! Лишь в этом случае Ваши успехи принесут ощутимый результат.

 

Упражнение 1. Соединяем несоединимое.

Смысл упражнения в том, что нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Это поможет в развитии творческого мышления у детей.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  • Курица ходит вокруг столба.
  • Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  • Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  • Столб упал прямо на курицу.

Упражнение 2.  Словоразбиватели

Смысл этого задания заключается в том, чтобы  разбить, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам, если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.

Например, слово «выключатель» можно разбить так:

  • ель;
  • лак;
  • люк;
  • тюль;
  • вал;
  • ключ;
  • клюв.

Упражнение 3.  Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке.

 

Упражнение 4. Анаграммы

Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.

Анаграмма— литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Упражнение 5. Логические задачи

Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума.

Упражнение 6. Спичечные головоломки

Спички детям не игрушка, а средство для тренировки мышления. В целях безопасности можно заменить спички на счетные палочки. Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Упражнение 7. Правда и ложь

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Подобное упражнение можно проводить с геометрическими фигурами, с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

Высказывания могут быть следующими:

  • все эти животные хищники;
  • на картинке присутствуют домашние животные;
  • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Упражнение 8. Составляем рассказ

Рассказы можно составлять различными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет ребёнку научиться писать сочинения. Составлять  рассказ необходимо, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Огромное спасибо за внимание.

Занимайтесь и развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результаты не заставят себя ждать! Успехов Вам и детям!