ЕГЭ в 4 классах правда или вымысел? Статья из журнала Начальная школа №10 октябрь 2014 год

Никитина Наталья Борисовна

Итоговая аттестация
выпускников начальной школы

в соответствии с ФГОС по предметам:

«математика», «русский язык», «литературное чтение»,«окружающий мир»

Демоверсии работ  и обработку материалов можно найти на сайте: http://mcko.ru/Monitor/diagn13-14/archive/

В 2013/2014 учебном году ученики 4-х классов пилотных школ, которые первыми стали обучаться по Стандарту 2010 г., выполняли итоговые диагностические работы нового образца по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, которые разработаны в соответствии с ФГОС. В 2014/2015 учебном году диагностические работы такого вида будут выполнять учащиеся 4-х классов всех школ.

Данные итоговые работы проводились в соответствии с распоряжениями Департамента образования города Москвы от 28 июня 2013 г. № 102р и от 28 октября 2013 г. № 220р для общеобразовательных учреждений, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС. Из распоряжения: «Пункт 1.3. Для сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта в начальной, основной и средней (полной) школе организовать мониторинг предметных и метапредметных умений обучающихся в 4-х, 5-х, 6-х и 10-х классах в образовательных организациях, вводящих Федеральный государственный образовательный стандарт в начальной, основной и средней (полной) школе в 2013/2014 учебном году.

Пункт 1.4. Подготовить комплекты проверочных материалов для приведения диагностических материалов в соответствие с Перечнем».

Документы, регламентирующие разработку итоговых работ по новому ФГОС:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. // Министерство образования и науки Российской Федерации.  М.: Просвещение, 2011.  33 с.  (Стандарты второго поколения).

2. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева,
С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.  3-е изд.
М.: Просвещение, 2011.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011.

4. Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.  3-е изд. М.: Просвещение, 2011.

На итоговую оценку за курс начальной школы в 4-м классе пилотных школ выносились метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования. Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней.

Работа содержала две группы заданий. Первую составляли задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени; вторую – задания, проверяющие способность детей решать учебные или практические задачи по предметам, в которых нет явного указания на способ выполнения. Основную сложность при выполнении этих заданий представляет выбор способа решения из тех, которыми учащиеся владеют.

Содержание диагностических работ определялось Кодификатором планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметам «русский язык», «математика», «литературное чтение», «окружающий мир». Кодификатор – это перечень элементов содержания за курс начального общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Кодификаторы составлены на базе обязательного минимума содержания начального общего образования. С кодификаторами и спецификациями итоговых работ для выпускников начальной школы можно ознакомиться на сайте МЦКО http://mcko.ru/Monitor/, раздел «Мониторинг и диагностика».

Издательство «Экзамен» в 2014 году выпустило сборники, которые были рекомендованы Московским центром качества образования (МЦКО) для подготовки к итоговой аттестации в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Сборник типовых тестовых заданий по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру за курс начальной школы предназначен для проведения итоговой проверки достижения планируемых результатов обучения по предметам в 4-м классе в рамках стандартов второго поколения. Сборники помогут учителю начальной школы, работающему по любой программе и любому учебнику, не только организовать содержательный контроль качества освоения учебного материала, но и выстроить с учетом полученных результатов целевую коррекционную работу. Материалы пособия можно использовать как в классе под руководством учителя, так и дома для самостоятельной работы.

В данных сборниках по 10 вариантов диагностических работ, содержание которых соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Задания, которые представлены в сборниках, охватывают темы, соответствующие кодификатору планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале каждого раздела курсов русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.

В отличие от итоговых проверочных работ предыдущего поколения, в данных сборниках предлагаются задания, которые требуют от ученика умения интегрировать свои знания по предметам из различных разделов курса начальной школы для решения поставленной задачи. Сегодня учащиеся должны уметь практически применять полученные знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно, преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием. Главной особенностью тестовых материалов является наличие заданий разной формы: работа с информацией, представленной в неявном виде; задания на основе речевого материала – микротекста; коммуникативные задания – создание письменного монологического высказывания в соответствии с определенной коммуникативной задачей.

В каждом из десяти вариантов сборника содержится 20 заданий, дифференцированных по трем типам:

задания с выбором ответа: к каждому предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный;

задания с кратким ответом, когда требуется записать результат выполненного действия;

задания с развернутым ответом.

В сборнике даны ответы на все варианты тестов, а также вариант с разбором выполнения заданий; критерии оценок; бланки ответов.

Ассоциация учителей начальных классов города Москвы и Московский центр качества образования рекомендуют данные сборники учителям начальной школы, работающим в 4-х классах, для подготовки к диагностическим работам по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

 

Автор сборника по русскому языку и литературному чтению

Е.В. Языканова, учитель ГБОУ СОШ № 1208 с углубленным изучением английского языка

имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова

 

Комментарии

Буякова Зинаида Васильевна

Спасибо за информацию, пока еще говорить о том, что ЕГЭ ворвется в начальную школу не берусь, но наверное все близится к тому.