игры

Акулова Оксана Александровна

Игры, направленные на развитие внимания

 

 

Чей голосок?(автор – Р.Калинина)

Дети садятся полукругом, ведущий впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Тот, не оборачиваясь, должен позвать ребенка, чей голос услышал.

 

 

 

Крокодил в болоте(автор – Л.Названова)

Эта игра развивает двигательную активность  детей и одновременно воспитывает умение сдерживаться.

По ковру раскладывают геометрические фигуры –«кочки на болоте». Дети – «охотники», они ловят крокодила, молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку. «Крокодил» ловит незадачливых  «охотников», которые сильно шумят.

Можно увеличить число «крокодилов», а также ввести  какие-нибудь ограничения: можно договориться, что двигаться «охотники»  будут только днем или только ночью и , когда наступает ,например, ночь, прыгать разрешается лишь по квадратным «кочкам» и по круглым , когда наступаетдень.

Команды «День» и «Ночь» можно подавать как голосом , так и с помощью какого-либо звукового сигнала. Это будет способствовать развитию навыков регуляции своего поведения.

 

 

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай(авторы – О.Хухлаев, О.Хухлаева)

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение хлопками или потопав ногами, если утверждение неверно.

 

 

 

Минуты тишины и минуты-шумелки(по Н. Кряжевой)

Взрослый договаривается с детьми о том, что они могут делать в минуты тишины, а что можно в минуты шума (бегать, прыгать, кричать, петь и т. д.) Эта  игра развивает у всех детей, включая гиперактивных, произвольное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

Зеваки (автор – М.Чистякова)

Дети становятся в ряд или в круг и движутся в одну сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются в обратную сторону, хлопают в ладоши условное количество раз (3-4) и продолжают движение. В игре развивается внимание и произвольное поведение.

 

 

Живые картины  (авторы – Ю. и М. Шевченко)

Дети создают сюжетные сценки и замирают. Изменить позу можно только после того, как водящий угадает название картины. В игре также развивается внимание и произвольное поведение

 

 

Менялки(автор-Е.Лютова)

Участники игры садятся в круг. Ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого … (рубашка в клеточку, бантики, красные носочки и т. д.)» Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами.  Может возникнуть шум, и в этом случае взрослый может ввести систему «штрафов», которая поможет детям регулировать свое поведение.

 

 

Пожалуйста (Говори) (автор – Г.Широкова)

 

Игра развивает произвольность  и слуховое внимание. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово «Пожалуйста». Тот, кто ошибся, выходит в центр круга и выполняет какое-либо задание – любое придуманное ведущим.

 

 

 

 

Зеркало (автор – И. Томашпольская)

Дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети - полукругом рядом с ним. Ведущий показывает разные позы, разные выражения лица, и дети повторяют их, развивая при этом  внимание и моторику

 

 

 

 

1. Подвижные игры на развитие внимания

(устойчивости, переключения, распределения, объёма)

 

«Слалом-гигант» Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь спиной вперёд. Тот, кто лавируя между стульями заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает та команда, все члены которой первыми преодолеют трассу без ошибок.

 

 

«Внимательные животные» Каждый сидящий в круге выбирает роль животного, которого изображает характерной позой или жестом. Первый из играющих показывает свой образ, затем образ животного, выбранного кем-то другим. Тот, в свою очередь, повторяет свой образ и показывает ещё чей-то. Выбывает тот, кто ошибся в позе, больше трёх секунд продержал паузу, либо изобразил образ того участника, который уже был.

 

 

«Запомни ритм» Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвёл с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, даётся ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними – паузы (например, 1 -1 -3 -4 -2). После освоения всеми ритмической мелодии, она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.

 

 

«Шапка-невидимка» В течение трёх секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

 

 

 

 

Игры на распределение внимания.

 

 

 

«Мяч в круге» Стоя в круге участники перебрасывают друг другу 1,2,3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

 

 

 

«Броуновское движение» Ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга. Смысл – установление командного рекорда по количеству задействованных мячей.

 

Игры на преодоление

расторможенности и тренировку усидчивости

 

 «Скамья запасных»Выбывший из игры должен сидеть на стуле до её окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, то на всю команду налагается штрафное очко или ей засчитывается поражение

 

 

 «Живая картина» Создав сюжетную сценку, её участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины.

 

 

 «Море волнуется» и другие игры типа«Замри-отомри»

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности

 

 «Сила честности» Каждый член команды долженпо очереди отжиматься от пола столько раз, сколько сможет, но «честно», т.е. не сгибаясь, полностью касаясь грудью пола и поднимаясь на вытянутые руки. Как только «чистый» отжим не получается, его сменяет партнёр по команде, а сам он становится в конец строя. Побеждает команда, первая закончившая 100 отжиманий. По тем же условиям осуществляются соревнования в качании пресса.

 

 

 «Съедобное-несъедобное» и подобные игры, требующие самоконтроля для избежания импульсивных реакций.

 

 

 

 Игры типа «Угадай мелодию».

 

 

 

«Подскажи молча» В игра 1.2, 2.2, где для достижения успеха дети подсказывают друг другу, это разрешается делать, но только молча, с помощью мимики, жестов. Выкрикнувший подсказку штрафуется или наказывается вся его команда.

 

 

 

 

Игры на совмещение

внимания и усидчивости,

внимания и сдержанности,

усидчивости и сдержанности.

 

Таковыми являются игра в жмурки с не завязанными глазами, а закрытыми «на честность» глазами, игры «Кто ушёл?», «Кто где сидел?», «Узнай голос» и т.п.