Доклад на МО учителей начальных классов "Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий в малокомплектной школе"

Желавская Ольга Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Doklad_na_mo_uchiteley_nach._klassov.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                           

 

                               

                                 

                                                                           

                                           

 

     Школьный курс математики занимает важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационными технологиями.

Однако многие современные средства, способствующие организации эффективной учебной деятельности, недоступны учителям и ученикам сельской школы. В этой связи на начальном этапе обучения необходимо, чтобы методы и формы работы с младшими школьниками были ориентированы на развитие личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к математике. Научными исследованиями доказано, что в таком случае наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который дает возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воо6ражение, логическое мышление каждого ребенка и способствует активизации познавательной деятельности.

      Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки к обучению математике, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой - затрачивать все силы на постижение достаточно  трудного для него материала. При этом один ребенок не найдет применения своим способностям, а у другого разовьется чувство неуверенности в своих силах. И в том, и в другом случае у учащихся угаснет интерес к математике. Только дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс на этом этапе обучения более плодотворным, интересным и полезным для дальнейшего обучения в старших классах.

В связи с этим встает проблема обеспечения сельской малокомплектной школы учебными пособиями, в которых бы учитывались особенности работы в школах данного типа как учителя, так и учащихся. Известно, что учителю на селе приходится работать одновременно с учащимися нескольких классов, где большая часть учебного времени отводится нa самостоятельную работу учащихся. Поэтому возрастает роль учебной книги, которая должна принять на себя обучающие функции, обеспечить ученику возможность самоконтроля, способствовать формированию стиля мышления и языковой культуры.

Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей. А так как большую часть времени на уроке дети работают самостоятельно, то необходимо обучать их методам приобретения знаний, а не набору тех или иных фактов и применению их в простейших случаях. Следование данному принципу позволяет выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития. Для детей, испытывающих затруднения в изучении математики, дифференцированный подход и овладение различными методами работы с книгой, учебными пособиями создает условия для формирования базовых знаний на доступном для них уровне.

Деление учащихся на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определенных успехов на своем уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы.

     Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. На этапе введения нового понятия учителю лучше работать со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе.

    Домашние задания должны также учитывать уровень сформированных знаний и умений учащегося. Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность показать то, что они знают, а не то, чего они не знают. Дифференцированный подход в данном случае является средством поддержания у ребенка веры в свои возможности, а оценка должна отражать истинный уровень знаний учащихся.

   Учитывая условную принадлежность учащихся к разным группам, учитель осознает необходимость составления разноуровневых заданий, в том числе и для выполнения домашней работы по математике. Если ориентироваться только на среднего ученика, то не будут полностью использоваться творческие возможности сильных учащихся.

   Домашним заданиям необходимо уделять значительно больше внимания. Ученики сельских школ выполняют их в основном самостоятельно. По тому, как дети относятся к домашней работе, как ее выполняют и какие результаты получают, можно судить о том, насколько они овладели изучаемым материалом.

   Таким образом, при дифференцированном обучении более ценными в методическом отношении являются домашние задания, в которых дидактический материал вначале носит характер общих упражнений для всего класса; кроме того, задания содержат и дополнительные вопросы и задачи, которые углубляют понимание основного программного учебного материала. Если при выполнении домашних дифференцированных заданий менее продвинутые ученики достигают положительных результатов, то им предлагаются и задания повышенного уровня или задания творческого характера.

Приведу  несколько таких заданий.

 N 1

1-й у р о в е н ь. Даны числа: 5, 12,7. Увеличь их на 10.

2-й уровень.

а) Выполни указанные выше действия.

б) Запиши число, которое является:

- разностью двух других;

- суммой двух других.

N  2

1-й уровень. Вычисли:

72 + 18 (5 + 15) + (18 + 15)

26+28 (31+13)+(29+17)

33-19 (46+18)-18

2-й у р о в е н ь. Запиши выражения и вы-

числи их значения.

а) Увеличь число 72 на 18. б) На сколько 33 больше 19?

в) К сумме чисел 5 и 15 прибавь сумму чисел 18 и 15.

г) К сумме чисел 31 и 13 прибавь сумму

чисел 29 и 17.

д) Найди сумму чисел 26 и 28.

е) Из суммы чисел 46 и 18 вычти 18. N!!З

1-й уровень.

Реши задачу: «Посадили 3 ряда кустов, по 4 куста в каждом ряду. Сколько всего кустов посадили?»

2-й уровень.

Составь задачу по схеме. Запиши решение задачи умножением. Вычисли результат, заменив умножение сложением.

1-й уровень.

Реши задачу: «Машина за 4 ч проехала 200 км. С какой СКОРОСТЬЮ двигалась машина?»

2-й уровень.

Реши задачу. По данной задаче составь и реши две задачи, обратные данной.

N 5

 1-й уровень.

Реши задачу: «В соревнованиях участвовало 12 команд мальчиков, по 8 школьников в каждой, и 7 команд девочек, по 6 школьниц в каждой. СКОЛЬКО всего детей участвовало в соревнованиях?

2-й уровень.

Реши задачу. Используя полученные данные, узнай, на сколько больше участвовало в соревнованиях мальчиков, чем девочек?

№6

1-й уровень.

Реши задачу: «В магазин привезли на машине 180 кг апельсинов. Когда выгрузили несколько ящиков апельсинов по 6 кг в каждой, то в машине осталось 60 кг. Сколько ящиков апельсинов выгрузили?

Привезли (180 кг)

Выгрузили-?     Осталось (60 кг)

?     Масса 1 ящ. - 6 КГ

 ПОИСК от ? к ?

2-й уровень.

Реши задачу с помощью уравнения вида: х·..+..=…

№7

1-й у ровеиь.

«Рабочему поручено изготовить 30 деталей за 10 ч. Но рабочий, экономя время,

успевал делать одну деталь за 15 мин. Сколько деталей сверх задания сделал рабочий?

Рассмотри решение задачи, давая пояснения к каждому действию.

1) 30 : 10 = 3 дет/ч

2) 60 : 3 = 20 мин

3) 20 - 15 = 5 мин

4) 30 . 5 = 150 мин

5) 150 : 15 = 10 дет.

 2-Й уровень.

Реши задачу по-другому (в 3 действия), если рабочий делает 30 деталей за 10ч. или за 600 мин

.

   Задания такого характера могут быть использованы и в качестве заданий для работы в классе.

    Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению математики. Но их использование ни в какой мере не должно вести к расслоению детского общества по уровню способностей.

   Наш опыт и анализ домашних работ, самостоятельных работ в классе, математических диктантов, бесед с детьми показали, что при дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определенные положительные успехи в работе. Так, у слабых учащихся стало больше троек, а у сильных - 4 и 5. В целом каждый ученик повысил результаты своей учебы на один балл. У всех учащихся появляется уверенность в своих силах, они не испытывают затруднений при решении новых задач, в которых встречаются незнакомые ситуации. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.