Интеграция инвалидов трудоспособного возраста с нарушением интеллекта в общество

Воронович Ольга Васильевна

Инвалидность в современном обществе понимается как состояние человека, у которого вследствие заболевания, дефекта или последствий травм нарушены способности к осуществлению жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью), и по этой причине данный человек нуждается в социальной помощи. Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования. По статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием. Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.

                Социальная интеграция инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Основополагающей концепцией в отношении инвалидов сегодня является профилактика и реабилитация. Именно реабилитация является инструментом, устраняющим или компенсирующим ограничения жизнедеятельности инвалида.

Но, к сожалению, не все родители, имеющие детей с нарушением интеллекта, имеют возможность, обеспечить полноценное развитие своего ребенка из-за недостаточного количества специализированных учреждений и квалифицированных специалистов в данной области. А после достижения детьми 18 лет те, кто не способен к овладению профессиональной деятельности с дальнейшим трудоустройством, и вовсе остаются «за бортом».

С открытием Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Петродворцового района Санкт-Петербурга появилась возможность оказывать более широкий спектр реабилитационных услуг.  Для лиц с нарушением интеллектуального развития трудоспособного возраста в Центре работает социально-трудовое отделение. Большая часть из посещающих данное отделение до 18 лет проходила надомное обучение, и числились в статусе «необучаемые». Все живут в семьях и, конечно, для родителей была большая проблема личной самореализации, так как, в основном, данная категория молодых людей не владеет навыками самостоятельного проживания, чем вызывает необходимость повышенного к ним внимания со стороны родственников, чем ограничивает их личную свободу. Именно для них открытие социально-трудового отделения — это выход, так как помимо того, что они имеют возможность самореализации, их дети получают возможность дальнейшего развития, закрепления уже полученных навыков и, конечно, что немало важно, они находятся в коллективе, что дает развитие коммуникативных навыков, умение вести себя в социуме.

Для более успешной интеграции клиентов нашего отделения в социуме, специалисты нашего отделения стараются как можно больше разнообразить спектр проводимых для клиентов мероприятий. Для этой цели активно используем социокультурное пространство города в образовательном процессе. Дважды в месяц мы вместе с клиентами посещаем районную детскую и взрослую библиотеку, КРЦ «Каскад» ежемесячно проводит для ребят цикл встреч в рамках проекта «Киномания», ГМЗ «Петергоф» ежемесячно проводит экскурсии и интерактивные программы во дворцах Петергофа и Ораниенбаума.  Все эти мероприятия направлены на развитие познавательной активности ребят, побуждают их в повседневной жизни стремиться к овладению новыми трудовыми и творческими приемами.

Клиенты нашего отделения принимают активное участие в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня: районного, городского, международного. Все достижения как отделения, так и отдельных клиентов подтверждены дипломами и грамотами разного достоинства. Участие в совместных массовых мероприятиях здоровых людей и людей с ограниченными возможностями способствует объединению творческих и жизненных устремлений, является одним из самых действенных путей включения инвалидов в общественную и социально-значимую деятельность.   

         Я работаю с клиентами трудоспособного возраста с нарушением интеллекта и другими множественными нарушениями здоровья и развития. В отделении создаются условия удовлетворяющие потребности личности в максимально возможной реализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей, потребности в коммуникативной деятельности и социализации посредством трудовых занятий, а также различных мероприятий. Несмотря на сложный контингент отделения, я хорошо знаю их особенности, умею разобраться в проблемных ситуациях, нахожу нужный тон с клиентами, использую различные формы работы, индивидуальный подход.  Считаю себя требовательной и исполнительной.

Свою профессиональную деятельность оцениваю, как результативную. Она направлена на помощь самым незащищенным гражданам. Услуги, оказываемые отделением, по-настоящему востребованы.

Большое значение в работе я уделяю разностороннему развитию жизни клиентов, участвую в работе танцевального коллектива «Бирюза», в проведении различных культурных и досуговых мероприятий. Ведь человек, занимающийся любым видом творчества, попадает под воздействие четкого регулирования поведения, предопределяемого уставами, правилами, режимом или распорядком дня. Клиенты нашего отделения и их родители отмечают, что они стали более самостоятельными, что также помогает судить о степени моей профессиональной деятельности.

Моя профессия в первую очередь требует высокого уровня гуманности, наличия развитой интуиции, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть в каждую конкретную ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматься индивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи.