ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Воронович Ольга Васильевна

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, дополнительное образование детей и взрослых, лица с нарушением интеллекта, лица с ограниченными возможностями здоровья, социально- трудовая адаптация, социализация инвалидов, трудовые навыки, образовательные технологии, активные методы обучения.

 

За последние десятилетия в России произошли огромные перемены в социально-экономической, политической, общественной жизни. Российское общество обратило особое внимание на проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушением интеллекта. Перед современным обществом стоит задача помочь людям с нарушением интеллекта выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества.

Многолетние наблюдения показывают, что творческими способностями обладают все люди, в том числе и люди с ограниченными возможностями здоровья, только для развития этих способностей им необходимо создавать специальные благоприятные условия. Развитие творческих способностей помогает в адаптации и реабилитации, оно является средством для самовыражения и самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Лицам с нарушением интеллекта необходимо обучаться и закреплять полученные навыки на протяжении всей жизни, это является их специфической особенностью. Овладение новыми навыками помогает им стать более независимыми. В любом возрасте человек даже с самой тяжелой формой интеллектуальной недостаточности может стать более активным и умелым, если с ним занимаются, если его обучают, если с ним общаются. Обучение новому дает возможность постепенно включаться в жизнь общества и посильно участвовать в различных мероприятиях и событиях.

Декоративно-прикладное искусство как образовательный предмет входит в систему дополнительного образования детей и взрослых. Его основные задачи – развитие творческих способностей учащихся, активизация воображения, приобретение практических навыков и умений в декоративно-прикладной деятельности, способности к творческому самовыражению через овладение техниками работы с различными материалами. При обучении декоративно-прикладному искусству наряду с традиционными методами обучения педагог в полной мере использует технологии развивающего обучения. К ним относятся активные методы обучения. Эти методы побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения знаниями. Благодаря этим методам ученик приобретает чувство свободы выбора, что делает обучение сознательным и более результативным.

Интерес к данному виду творчества проявляется у людей в любом возрасте и различном психофизическом состоянии.

 Моя педагогическая деятельность проходит в Центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. Мои обучающиеся – это люди с нарушением интеллекта и множественными нарушениями здоровья трудоспособного возраста (от 18 до 65 лет).  К сожалению, для данной категории лиц нет дополнительных образовательных программ, поэтому вся деятельность педагогов является инновационной. Для занятий каждый педагог разрабатывает свои программы для групповых и индивидуальных занятий. При разработке образовательных программ дополнительного образования педагог придерживается основных этапов нововведений.

Этап авторской или коллективной разработки, проектирование и конструирование плавно перетекают из одного в другой. В результате педагог имеет основу педагогической программы.

Создание и апробация опытной модели новшества позволяет выявить ее сильные и слабые стороны. Произвести необходимую доработку материала, продумать педагогические технологии для достижения наилучшего образовательного эффекта.

Разработанная программа проходит экспериментальную проверку на протяжении учебного года. При помощи различных методов диагностики выявляются ее сильные и слабые стороны.

При работе с людьми с нарушением интеллекта и множественными нарушениями здоровья внедрение серийных нововведений невозможно. Слишком разнообразно количество заболеваний и их комбинаций.

Педагогическая технология — это различные формы, методы, способы, приёмы обучения и воспитания, используемые в образовательном процессе и всегда приводящие к достижению поставленных педагогом образовательных целей.

В своей работе я использую следующие образовательные технологии:

- личностно - ориентированный подход. На выбор предлагаю обучающимся несколько вариантов изделий по теме. Рассматриваю с каждым учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта, позволяя сделать самостоятельный выбор. Руководящая роль педагога не отменяется, но право на самостоятельный выбор учащихся составляет основу работы.

- информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Обширные возможности сети Интернет предоставляют широкий выбор различных материалов для подготовки и проведения занятий. Изучая различные статьи, просматривая мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству у меня возникают новые идеи, позволяющие разнообразит процесс обучения, сделать его более интересным. Это и презентации, и слайд-шоу, и различные видеоролики, посвящённые технологическим процессам изготовления изделий. Это позволяет более полно раскрыть творческий потенциал людей с нарушением интеллекта, помочь им реализовать свои творческие возможности.

- здоровье сберегающие технологии призваны решать самую главную задачу - сохранение здоровья, получение и формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, а также на преодоление психологических барьеров, возникающих у данной категории граждан.  создать условия для психического развития, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Таким образом, использование современных образовательных технологий на занятиях декоративно-прикладными видами творчества обогащает учебный процесс, делает его более интересным и доступным, помогает сохранить здоровье обучающихся, мотивирует на изучение предмета, делает его более интересным и творческим.