Формирование звуковой культуры речи детей 5-го года жизни с помощью индивидуального подхода

Багаева Изета Амлетовна
Индивидуальный подход к формированию звуковой культуры речи у дошкольников является очень важным. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности в произношении звуков и восприятии речи, и эти особенности должны учитываться при работе с ним. Для формирования звуковой культуры речи у дошкольников необходимо использовать индивидуальный подход, который будет учитывать особенности каждого ребенка. Например, если у ребенка есть проблемы с произношением определенных звуков, то необходимо проводить индивидуальные занятия, которые будут направлены на исправление этой проблемы. Дошкольники очень любят играть и экспериментировать, и если использовать игровые методики для формирования звуковой культуры речи, то это будет более эффективно и интересно для них. В России проблема индивидуального подхода к детям была замечена и разработана прогрессивными педагогами, такими как К.Д. Ушинский. Ушинский разработал методику индивидуального подхода к детям и профилактики воспитания полезных привычек, но отметил, что в процессе такого подхода невозможно дать конкретные советы и рецепты. Он подчеркнул творческий характер этой проблемы, предлагая воспитателю выбирать наиболее подходящие педагогические средства из имеющегося арсенала для каждого ребенка и каждой ситуации. Л.Н. Толстой также поделился своими педагогическими размышлениями в журнале "Ясная Поляна", отметив своеобразие индивидуальных проявлений его учеников и подмечая каждый штрих в характере каждого воспитанника. Он выразил свою любовь к детям, что лежит в основе индивидуального подхода в его педагогическом учении. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников решает несколько задач, которые важны для развития ребенка как личности и его успешного вхождения в общество: Развитие артикуляционной и моторной сферы речи. Формирование звуковой культуры речи помогает ребенку освоить правильное произношение звуков, научиться управлять своими артикуляторами и координировать движения рта, губ, языка и голосовых связок. Научившись правильно произносить звуки, ребенок может легче и четче выражать свои мысли, что помогает ему установить более успешные контакты с окружающими людьми и наладить коммуникацию. Изучение звуков и их произношения помогает развивать у детей внимание, память, мышление и воображение. Они учатся анализировать и сравнивать звуки, различать их в слуховом потоке, а также запоминать и использовать новые слова и выражения. Работа над звуковой культурой речи у детей помогает создавать положительную атмосферу в группе, формировать у детей уважительное отношение друг к другу и развивать дружеские отношения. Формирование звуковой культуры речи является одним из важнейших этапов подготовки дошкольников к обучению грамоте. Корректное произношение звуков существенно облегчает процесс овладения грамотой и помогает ребенку легче осваивать правила чтения и письма. Я.И. Ковальчук выделяет три формы работы по развитию речи: 1. Занятие. 2. Повседневная жизнь ребенка. 3. Индивидуальная работа с ребенком по развитию речи. Индивидуальная работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя: • выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. • закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. • постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Основные направления работы по развитию речи детей являются важной составляющей воспитательного процесса в детском саду и эти направления включают в себя: - Формирование фонематического слуха, который является основой для развития звуковой культуры речи. Для этого используются различные звуковые игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия. - Развитие артикуляционных навыков, то есть способности правильно произносить звуки и звукосочетания. Для этого проводятся специальные упражнения, направленные на развитие мышц губ, языка и неба. - Развитие лексического запаса детей, то есть увеличение числа слов, которые они знают и используют в речи. Это достигается через чтение детям книг, рассказы, игры со словами и другие виды занятий. - Развитие грамматических навыков, то есть умения строить правильные предложения. Для этого проводятся упражнения на расстановку слов в правильном порядке, игры на развитие грамматического чувства и другие виды занятий. - Развитие коммуникативных навыков, то есть способности общаться с другими людьми. Это достигается через проведение различных игр, диалогов, ролевых игр и других видов занятий, которые помогают детям научиться слушать друг друга и выражать свои мысли. - Развитие эстетического восприятия речи, то есть способности оценивать звучание слов и предложений. Для этого проводятся упражнения на распознавание ритма, интонации, силы и длительности звуков. Все эти направления работы по развитию речи детей в детском саду важны для того, чтобы дети могли свободно и грамотно выражать свои мысли, общаться с другими людьми и успешно учиться в школе. [2, с.143]. Развитие речи у детей начинается с слуховой дифференциации звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс дифференциации согласных завершается акустическим различением. Р.Е. Левина выделяет 5 этапов развития осознания звуковой стороны языка у детей. На первом этапе отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и активная речь самого ребенка. На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На третьем этапе происходит решающий сдвиг, когда ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На четвертом этапе возникает преобладание новых образцов восприятия звуков, когда ребенок узнает неправильно сказанные слова, но активная речь достигает почти полной правильности. На пятом этапе завершается процесс фонематического развития, ребенок перестает узнавать неправильно сказанные слова, у него формируются тонкие слуховые образцы слов и отдельных звуков. В целом, развитие речи у детей происходит постепенно и через несколько этапов, начиная от слуховой дифференциации звуков и заканчивая формированием тонких слуховых образцов слов и звуков. Развитие речи у детей является важным процессом и зависит от многих факторов, включая наследственность, социальное окружение и воспитание, а также возраст ребенка и другие физиологические факторы. Необходимо учитывать, что первые три этапа речевого развития должны завершиться в раннем детстве (до 3-4 лет), а последние два - в дошкольном возрасте. К четырем-пяти годам нормально формируется правильное звукопроизношение, и ребенок может четко дифференцировать все звуки, что говорит о формировании фонематического восприятия. Однако, для достижения правильного и своевременного речевого развития необходима систематическая и организованная работа, включающая индивидуальный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка. Основной целью индивидуальных занятий является выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на коррекцию специфических звуковых нарушений. На индивидуальных занятиях ребенок должен достичь правильной артикуляции каждого изучаемого звука и автоматизировать его в упрощенных фонетических условиях, таких как изоляция звука, использование в прямом и обратном слоге, а также в словах с несложной слоговой структурой. Это готовит ребенка к более сложным групповым занятиям. Необходимо помнить важность индивидуального подхода к детям в детском саду. Отметим, что учение должно быть индивидуальной деятельностью каждого ребенка, и что процесс обучения должен осуществляться во взаимодействии индивидуальных усилий и усилий детского коллектива. Такой подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка, позволяя ему проявлять свои мыслительные процессы, запоминание, внимание, инициативу, творчество, а также использовать свои знания по-разному. Например, если у ребенка есть пониженный слух или зрение, то его следует посадить поближе к воспитателю, чтобы он мог получить необходимую помощь и внимание. Очень подвижные дети также должны сидеть поближе к воспитателю, чтобы он мог контролировать их действия. Тихие, пассивные и молчаливые ребята должны сидеть недалеко от воспитателя, чтобы он мог обращать на них внимание и помогать им. Наконец, при рассаживании необходимо учитывать дружеские взаимоотношения детей, но все-таки в первую очередь следует руководствоваться педагогическими ценностями и подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга [6, с.42]. При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей, способствует усвоению лексических единиц родного языка и повышению речевой активности детей. На занятиях по развитию речи педагог должен учитывать индивидуальный уровень развития речи детей, возрастные, физиологические и психологические особенности, поведенческие особенности. Поэтому детей можно разделить на активных и пассивных. Под речевой пассивностью понимают сниженный уровень речевой деятельности, обусловленный особенностями речевого развития ребёнка в онтогенезе, который проявляется в недостаточной сформированности речевых умений или в негативном отношении к речевой деятельности вообще, или в использовании обходных путей в процессе исполнения речевых упражнений, заданий и т.д. Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные тетради тех детей, с которыми он занимался утром. Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью – сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п. Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделения закреплённого звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от малыша. Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом. Исследования и практика учёных (А.М. Богуш, Е.И. Тихеевой, А.П.Усовой, К.Д. Ушинского и других) показывают, что у детей более успешно развивается речевая активность в процессе обучения на занятиях, быстрее усваиваются предъявляемые к ним требования, если обучение тем или иным знаниям, умениям и навыкам начинается своевременно, с учётом индивидуальных, возрастных особенностей и возможностей детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2006. - 520 с. 2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М.: Просвещение, 2005. - 112 с. 3. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5. - с. 10-23. 4. Левина А. Развиваем речь. Для детей 3-4 лет. – М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2018. - 83 с. 5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. – 214 с. 6. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2019. - 223 с. 7. Приказ Минобрнауки РФ от 23.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // http:// www.base.consultant.ru/cons/ 8. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина – М.: Просвещение, 2004. - 223 с. 9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 2011. - 159 с. 10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 2008.- 340 с. 11. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал, Т. 20, № 3, 2019 г.- С.59-64. 12. Ушинский К. Д. Избранные сочинения. - М.: Просвещение, 2004.- 314 с.. 13. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 2008.- 83 с.