Авторская дидактическая игра

Гусарова Юлия Викторовна

      

 

   

 

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx26.07 КБ
Файл avtorskie_pesni.pptx237.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»

Разработка авторского пособия

по сенсорному развитию

«Волшебный коврик»

«МЕЛОДИЧНЫЙ КОРАБЛИК»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Гусарова Ю.В.

2021г.

г. Ростов

Актуальность. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Ведь хорошая музыка не просто оказывает положительное воздействие на ребенка, стабилизирует психические процессы, но и может оказывать коррекционное воздействие на детей с недоразвитием речи.

Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким-то невообразимым образом подбирая их. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка. На музыкальных занятиях у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании  личности  ребёнка. Музыкально – дидактические игры способствуют развитию звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, а также помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.

Поэтому возникла цель: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, путем использования музыкально-сенсорной игры «Мелодичный кораблик» 

 

Описание игры: музыкально - сенсорная игра «Мелодичный кораблик» 

повышает умственную активность ребёнка и имеет большое образовательное значение. Разработанная музыкально - дидактическая игра направлена на речевое развитие старших дошкольников, а также на развитие музыкальных способностей.

Данная игра проста и доступна, может быть использована на музыкальных занятиях по закреплению знаний музыкальных инструментов, соответствующих групп, геометрических форм, развитию ритмического, тембрового слуха, цветомузыкального восприятия,  развития речи с помощью тактильных ощущений, развитию у детей словарного запаса.

Основные достоинства пособия:

- сенсорная игра сделана в виде кораблика, что дает возможность заинтересовать ребенка и вовлечь в игровую ситуацию;

- кораблик сделан из драпа, многофункционален, удобен в использовании;
- игру можно использовать в разных видах музыкальной деятельности;

- игра сформирована в комплексном подходе взаимодействия музыкального восприятия, слуховых ощущений и представлений, тактильных ощущений, цветомузыкального восприятия, действуя одновременно на зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, способствуя речевому и музыкальному развитию в целом;

- игра используется как индивидуально, так и в групповом варианте;

- является ярким элементом предметно – пространственной среды;
- мобильна;

- безопасна;

- благодаря такому коврику можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме;

- к пособию прилагается  CD – диск с музыкальными произведениями и звучание музыкальных инструментов.


        Использование в работе музыкально - дидактической игры «Мелодичный кораблик» приведет к успехам в музыкальной деятельности дошкольников, даст детям заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий
.

Содержание дидактического пособия:

Правый борт кораблика:

1. Внутренний карман (труба) с диском с музыкальными произведениями и звучанием музыкальных инструментов;

2. Внутренние карманы:  

- картинки с музыкальными инструментами на кнопках;

- картинки с музыкальными инструментами на петельках;

- прищепки  разных цветов;

- полоски разной длины с липучками;

3. Лоскутки тканей разной фактуры.

4. Иллюминаторы  с кнопками для картинок с музыкальными инструментами.

5. Молния с внутренним карманом, где расположен якорь на веревочке.

Левый борт кораблика:

1. Геометрические фигуры с пуговицами (круг, треугольник, прямоугольник);

2. Лента – липучка.

«Музыкальный лоскуток»

Игра на восприятие музыки с помощью тактильных ощущений.

Задачи: определить характер музыкального произведения, развивать слухо-осязательные ощущения ребенка, соотносить характер музыки с тактильными ощущениями, активизировать и обогащать словарный запас ребенка средствами музыкальной выразительности.

Ход игры

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы будем слушать музыку различного характера. А рассказывать о ней вы будите сами. Вы ее не только будите слушать, но и отгадывать на ощупь. Т.е. определять ее характер, настроение, и подбирать в соответствии лоскутки ткани.

(Звучат отрывки уз музыкальных произведений. Дети подбирают ткань, соответствующую данному настроению и характеру. Трогая их фактуру, они рассказывают, почему выбрали данный материал).

Музыкальный репертуар:

-«Баба-яга» П.Чайковский - колючая, грубая, сердитая, злющая, коварная - наждачная бумага.

–«Колыбельная» Гречанинова – гладкая, спокойная, нежная, тихая - атлас.

-«Вальс Ф.Шопен - светлая, прозрачная, плавная, легкая, воздушная – (гипюр).

- «Марш» Е.Тилиеевой (твердая, уверенная, бодрая)

«Узнай музыкальный инструмент»

Игра на развитие мелкой моторики

 

Задачи: формировать умение определять музыкальный инструмент по звучанию, выбирать соответствующую картинку и прикреплять с помощью кнопки. Развивать речь и мелкую моторику и слуховое внимание

1 вариант

Ход игры: педагог включат звучание аудио фрагменты музыкальных инструментов. Дети на слух определяют, произносят название его и крепят карточки с помощью кнопок.

1 вариант.

Ход игры: Ведущий (может быть как педагог, так и ребёнок), показывая играющим по одной карточке, спрашивает: «Что это?». Тот, кто первым правильно назовёт, что на ней изображено, получает карточку и прикрепляет ее. Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся.

3 вариант.

Ход игры: Ведущий загадывает загадку, после правильного ответа показывает картинку с инструментом и тот, кто первым правильно даст название инструмента, получает карточку и ребенок прикрепляет ее.

«Найди лишний музыкальный инструмент»

Игра на развитие мелкой моторики

Задачи: познакомить детей со струнными, ударными, шумовыми, клавишными, духовыми инструментами; учить классифицировать их, группируя на основе общих признаков. Развивать речь, логическое мышление.
Цель игры:
 закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.
Ход игры: Педагог прикрепляет карточки с музыкальными инструментами (примерно 4-5). Например, четыре карточки с изображением народных инструментов, а пятая – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.

 

«Аплодисменты»

Игра на закрепления понятия величины

Цель игры: развитие чувства ритма, выявить уровень восприятия величины. Активизировать в речи детей слова «короткий», «длинный».

1 вариант


Ход игры: Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его выложить с помощью длинных и коротких полосок. И так по очереди.

2 вариант

Ход игры: предложить детям дать название песни по выложенному ритмическому рисунку 

Игра «Якорь»

Игры на развитие мелкой моторики

Задача: учить соотносить характер музыкального произведения с цветом, различать и называть цвета, развивать словарный запас детей (подбор прилагательных). Развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики. 


Ход игры: Педагог показывает детям якорь и цветные прищепки, необходимо подобрать цветную прищепку к характеру музыкального произведения.  После этого педагог исполняет музыкальные фрагменты разного характера. Дети определяют характер музыки и прицепляют соответствующие прищепки.

Музыкальный репертуар:

- «КЛОУН» Д. Б. Кабалевского, 

- «Вальс игрушек» Ю. Ефимова и

- «Баба Яга» П. И. Чайковского.

2 вариант

Ход игры: педагог показывает якорь с цветными прищепками, детям предлагает назвать характер музыкальных произведения по определенным цветам.

Черный – мрачная, жуткая

Серый – грустная, печальная

Синий – тревожная, взволнованная

Голубой – легкая, воздушная

Желтый – солнечная, радостная

Розовый – нежная, мягкая

Коричневый – грубая, колючая

Красный – торжественная, бодрая

Оранжевый – веселая, шутливая

«Подбери музыкальный инструмент

к геометрическим формам»

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Задача: упражнять детей соотносить геометрическую форму с музыкальным инструментом. Развивать речь и воображение.

Ход игры: ребенку предлагается найти картинки с изображением музыкальных инструментов, схожих с геометрической формой. Назвать данную форму и музыкальный инструмент.

Используемая литература:

Н.Г. Кононова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников;

О.С. Боромыкова. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением;

Г.А .Волкова. Логопедическая ритмика;

М.А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей;

Н.А. Ветлугина. Художественное творчество в детском саду.

Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторские песни