Активные методы обучения.

Осипова Наталья Александровна
Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Л. С. Выготский сформулировал закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. Современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам. Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова.  

 

Что такое активные методы обучения - АМО?

Активные методы обучения  - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. 

Для целенаправленного и планомерного применения активных методов в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс. 

При использовании активных методов обучения и модерации меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. (Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения» можно освоить здесь ("Инновационный образовательный центр "Мой университет"): http://moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo).

Основной задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Иными словами, активные методы обучения - это обучение в деятельности. 

 

К активным методам обучения (АМО) относятся: 

  • проблемные ситуации, 
  • обучение через деятельность, 
  • обучение через игру,
  • групповая и парная работа, 
  • деловые игры, 
  • драматизация и театрализация, 
  • творческая игра «Диалог», 
  • «Мозговой штурм», 
  • «Круглый стол», 
  • дискуссия, 
  • метод проектов, 
  • методы удивления, любования, уверенности, успеха, 
  • метод эвристических вопросов, 
  • игровое проектирование и др. 

В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. 

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай!». 

Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность 

Релаксация – цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа. 

Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. 

Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы- оригинала, прототипа модели.

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

 

Отличительные особенности АМО: 

  • групповая форма организации работы участников образовательного процесса; 
  • использование деятельностного подхода к обучению; 
  • практическая направленность деятельности участников образовательного процесса; 
  • игровой и творческий характер обучения; 
  • интерактивность образовательного процесса; 
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта воспитанников; 
  • активизация в процессе обучения всех органов чувств; 
  • рефлексия процесса обучения его участниками. 

АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: 

  • активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения; 
  • развивают партнерские отношения; 
  • повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки; 
  • обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях участников процесса;
  • повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки; 
  • обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.

Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе. С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду. 

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с дошкольниками благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов. 

 

Источники: 

  1. http://moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo
  2. http://uo-bogotol.ucoz.ru/metod_pomosch/sbornikamofest3_moj_universitet.pdf (Электронный сборник лучших работ участников Третьего открытого фестиваля «Активные методы обучения в образовательном процессе»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Игры с листом бумаги.155.99 КБ

Предварительный просмотр: